История российской пропаганды очень захватывающая и поучительна. Цель этого очерка — показать особенности искусства военной пропаганды Российской империи. Казалось, время, отделяющее современную Российскую Федерацию от Российской империи чрезвычайно велико. Однако в пропагандистском искусстве мы можем увидеть всё те же политические мотивы — охранительная политика государства, коммерческий фактор, игра на патриотических чувствах и не только, ненависть к врагу, приправленная лёгким популизмом. Всё это есть и в современной пропаганде.
Первый плакат — это наглядный пример того, что я называю «двойная пропаганда». (Неизвестный художник. Герой. Белый генерал. Папиросы фабрики Колобова и Боброва. 1890).Основной мотив, привлекающий ваше внимание, это, согласитесь, военно-патриотическая тематика — лихой генерал на коне. Однако, когда ваше внимание привлечено к «первому слою» пропаганды — знакомому и интересному, в вашем сознании волей-неволей остаётся и «второй слой» пропаганды — коммерческий. При этом навязывается стереотип — «хочешь быть „таким Героем“, — купи папиросы». Заметьте, контент о папиросах показан мелким курсивом. Не правда ли знакомо? Всё давно уже изобретено. С.Г. Кара-Мурза называет этот манипулятивный приём — «захват и присоединение аудитории». Судите сами…
Читать дальше →