Удушение Европы

Прицеливаясь в евро, американцы преднамеренно вели Грецию к дефолту. Европейцы требуют расследования



Все происходящее сегодня в Греции мировые СМИ называют трагедией. Аналогия более чем уместная. В эллинистической мифологии, как известно, есть такое действо, как жертвоприношение агнца: (tragos). А «трагедия» — «песнь козлов». Не углубляясь в античную историю, зададимся вопросом: кто сегодня, на пике охватившего Европу кризиса, выступает в роли козла отпущения? Ответ парадоксален: им оказалась отнюдь не Греция, или по крайней мере не только она. Платить по ее счетам придется Франции и Германии. В ином случае под ударом окажется финансовый фундамент Старого Света — зона евро. В совместном письме президент Франции Николя Саркози, канцлер Германии Ангела Меркель и председатель Еврогруппы Жан-Клод Юнкер уже обратились в Евросоюз с требованием расследовать спекулятивную аферу с кредитно-дефолтными свопами (CDS), где засветились крупнейшие американские инвестиционные компании. Ведущие европейские политики предлагают чуть ли не запретить хедж-фонды, если выяснится, что сделки со свопами серьезно повлияли на способность Греции рефинансировать ее долги. Иными словами, обращение Эллады к мировому сообществу принять меры против финансовых спекулянтов было услышано. И дело пахнет настоящим политическим детективом.

Долги тяжкие

Как заявил на днях один из руководителей американского инвестбанка Goldman Sachs Джеральд Корриган, он не жалеет ни о чем. Банкира можно понять: деньги через его структуру, партнером которой стал Национальный банк Греции, прокачивались немереные…

Начало истории тянется с 2001 года, когда Греции разрешили войти в зону евро при условии, что в течение двух ближайших лет она приведет в порядок свои госфинансы. Согласно установленным европейцами правилам дефицит бюджета и внешний долг стран — участниц зоны евро не могут превышать соответственно 3 и 60 процентов ВВП. Греция, много лет находившаяся под диктатурой «черных полковников» и считавшаяся одной из наиболее бедных стран на континенте, не соответствовала этим жестким критериям. По большому счету от Афин требовалось отказаться от привычки одалживаться по любому поводу. Но по одежке протягивать ножки у греков никак не получалось. И они отправились в Нью-Йорк.


Предложение, от которого невозможно было отказаться, первыми сделали банкиры из Goldman Sachs. В 2001 году они посулили греческому правительству ссуду на два с лишним миллиарда евро. Все шито-крыто. В статистику официального госдолга, отслеживаемого еврокомиссией, эти деньги не попали, поскольку оформлялись как валютные свопы (обмены).

В такой операции на тот момент не было, по брюссельской логике, ничего противозаконного (первые попытки регламентировать практику свопов предприняты властями Евросоюза только в 2008 году). Более того, к подобной операции в первые годы существования евро прибегали и французы, и итальянцы, и испанцы… Но у них эти игры носили разовый характер, а греки играли азартно и системно. Эти сделки обходились им куда дороже, чем обыкновенный кредит: комиссию за ту первую операцию 2001 года Афинам придется выплачивать аж до 2037-го! Но главное было сделано: деньги в греческую казну потекли, накачивая госбюджет заемными средствами.

«Если выяснится, что те же банки, которые подвели нас к краю пропасти, помогали Греции фальсифицировать статистику, это станет настоящим скандалом», — заявила Ангела Меркель. Немецкий канцлер озвучила лишь часть правды. Вслед за Афинами схожие проблемы, пока и не в такой острой форме, могут появиться и у других южноевропейских стран — членов ЕС. Не зря их объединяют в континентальной классификации вместе с Грецией в группу с названием PIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания). Государственный долг у них стремительно увеличивается, перспективы роста экономики выглядят туманными…

«Проблема, в центре которой оказалась сегодня Греция, политическая. Великобритания не намерена переходить на евро, а Соединенные Штаты потирают руки, видя, как положение на континенте все больше дестабилизируется. То есть Goldman Sachs, Merril Lynch и прочие Morgan Stanley не более чем инструменты воздействия Америки на страны с такой уязвимой экономикой, как Греция, а через это и на Европу», — признает греческий экономический аналитик Александрос Папарсенос. Все вышеназванные финансовые институты были партнерами греческих властей. И это тесное сотрудничество принимало формы весьма специфические.

Сердце империи

Власти Евросоюза после скандала вокруг греческих долгов грозят провести расследование деятельности спекулянтов, фактически подставивших Афины под дефолт. Впрочем, основные фигуранты и события этого финансово-политического детектива известны уже сейчас. Игрок номер один — Джордж Сорос, американский миллиардер венгерского происхождения, глава одного из крупнейших хедж-фондов. По одной из версий еще в конце минувшего года он произнес ключевую для инвесторов фразу: «Евро должен вернуться к паритету с долларом». Как в воду глядел. За три месяца греческого кризиса евро потерял едва ли не шестую часть своего веса. А сколько на этом заработали финансовые спекулянты, остается только догадываться.

Против Эллады играет пул инвесторов из лондонского Сити. Его возглавляет финансист Джон Полсон (тоже, кстати, американец). Он сбил команду из 20-30 испытанных «бойцов», предпринявших массированную биржевую атаку против греческой экономики.

«Рынок свопов никем не регулируется и совершенно мутен, — пишет парижская Liberation. — Лишенные брезгливости финансисты поставили перед собой цель посеять панику вокруг Греции и, спекулируя на рынке, заставить ее брать новые кредиты под еще большие проценты». Кстати, о процентах. По данным французских СМИ, каждый новый процентный пункт, добавляемый из-за паники к ставке по греческим долговым обязательствам, стоит как минимум 22 миллиарда евро.

А ставки стремительно растут, поскольку рейтинговые агентства не преминули перевести Элладу в табеле о рангах из приемлемой категории А- в непочетный градус ВВВ+. «Мне очень хотелось бы знать, в чьих интересах работают сеющие панику рейтинговые агентства, — вопрошает Мартин Шульц, президент группы социалистов в Европарламенте. — Ведь от их оценок зависит, с какой степенью жесткости осуществляется спекулятивный прессинг». Вряд ли стоит уточнять, что крупнейшие хедж-фонды и мировые рейтинговые агентства контролируются из Нью-Йорка и Лондона.

Механизм удушения Греции, а вместе с ней и Евросоюза относительно прост. Рейтинговые агентства, понижая суверенный рейтинг, раскачивают рыночную лодку. Хедж-фонды снимают пенки, покупая-продавая так называемые кредитно-дефолтные свопы — страховки от неплатежеспособности той или иной страны-должника. Этот рынок огромен — по некоторой информации, объем находящихся в обороте кредитно-дефолтных свопов сравним с годовым ВВП всего мира — и крайне доходен. Наконец, имеется третий игрок — американские инвестиционные банки, которые кредитуют целые государства. В данном случае Грецию. Они зарабатывают, финансируя и греческий бюджет, и спекулятивные игры хедж-фондов.

При этом расчет участников этой финансовой спецоперации абсолюно беспроигрышен. Даже если Греция решит отказаться платить по долгам, инвесторы внакладе не останутся. Валютные бреши в Евросоюзе придется затыкать немцам с французами. Чтобы защитить еврозону от распада, они по сути дела уже согласились заплатить по греческим долгам. Как написал лондонский The Guardian, Берлин и Париж готовятся выложить Афинам как минимум 25 миллиардов евро. И это лишь в качестве первого транша. Как и когда он будет проведен, вопрос особый, технический. Но он непременно будет решен. Иначе мир ждет финансовый апокалипсис. А как иначе расценить дефолт эмитента второй резервной валюты мира? Ведь Греция имеет свою долю в ЕЦБ и, соответственно, в европейском печатном станке. Как подытожил финн Олли Рен, еврокомиссар: «Если Греция станет банкротом, будет нанесен удар по кредитоспособности всего Евросоюза. Евро — это не просто валюта, а сердце европейского политического проекта». По сути, сердце европейской империи. И она его будет защищать любой ценой.

itogi.ru

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.