Россия: отпускаем рубль? ("The Financial Times", Великобритания)


Насколько высоко может взобраться рубль, который сейчас стоит на самом высоком уровне по отношению к доллару с конца 2008 года?

Ответ во многом зависит от цен на нефть. Но не полностью. Российские власти, в условиях давней традиции интервенций на валютном рынке, обладают возможностями, позволяющими им удержать валюту в узде? Но будут ли они это делать. Кажется, нет.

Перекликаясь с заявлениями других официальных лиц, сделанными в последние дни, премьер-министр Владимир Путин вечером в понедельник ясно дал понять, что борьба с инфляцией является основным приоритетом — даже по отношению к традиционной цели поддержания стабильности обменных курсов.

В своей характерно прямой манере он сказал: «Что идет первым, что вторым? Где лошадь, а где телега? Лошадь — то, что позволит нам выбраться — это, конечно, борьба с инфляцией. А потом идет все остальное».


Неудивительно, что Путин открывает огонь по инфляции — в условиях приближения президентских выборов будущего года.

Инфляция, как и коррупция — это то, что больше всего волнует российских избирателей. А цены растут быстрее, чем планировалось — в прошлом месяце инфляция в годовом исчислении достигла 9,5%, что значительно выше, чем, например, 5,5% в июле прошлого года, и выше даже собственной целевой отметки Путина в 7,5% для 2011 года.

Центральный банк, который поднял процентные ставки в феврале с самого низкого уровня за постсоветскую историю в 7,75% до 8%, намекнул, что он рассмотрит возможность еще одного повышения на заседании в эту пятницу.

Крис Уифер (Chris Weafer) из российского банка «Уралсиб» писал во вторник: «Принимая во внимание комментарии, сделанные председателем Центрального банка в последние недели, становится ясно, что не только инфляция является основным приоритетом, но и то, что сильный рубль — это один из механизмов, который будет использоваться для попытки сдерживания инфляции».

Но это не так легко, как выглядит. Рост нефтяных котировок выше отметки в 120 долларов за баррель для нефти марки Brent вывел рубль на самый высокий уровень за 30 месяцев по отношению к американскому доллару — во вторник курс был 27,79 рубля за долларов — на 8% выше, чем год назад.

Однако большая часть российского восприимчивого к политике продуктового импорта идет из Европейского Союза, а по отношению к укрепляющемуся евро рубль практически не сдвинулся с декабря и стоит на отметке в 40,65 рубля за евро.

Ну и также нужно принимать во внимание российское бизнес-лобби. Как Путин заявил ведущим представителям бизнеса на прошлой неделе, ему нужна их поддержка в предвыборной кампании, и неважно, кто будет официальным кандидатом — он или президент Дмитрий Медведев. Андрей Клепач, заместитель министра экономического развития (в чью зону ответственности входит обрабатывающая промышленность), предупредил во вторник, что рубль может вернуться к докризисным уровням — в 24-25 рублей за доллар, и это будет чревато «последствиями» для российской промышленности.

По данным Reuters, Клепач заявил журналистам в кулуарах конференции, организованной деловой газетой «Ведомости»: «Мы можем вернуться к уровням в 24-25 рублей за доллар — со всеми теми последствиями, которые это принесет в отношении импорта и воздействия на производство… Это вероятный сценарий для конца года в случае притока капитала и в случае, если нефтяные цены будут удерживаться на уровне в 115-120 долларов за баррель».

Однако, поглядывая на результаты опросов общественного мнения, все больше высокопоставленных чиновников, видимо, будут уделять все меньше внимания роптанию со стороны отрасли именно сейчас.

Источник:inosmi автор Стефан Вэгстил (

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.