Кавказ: перезагрузка
Почти каждую неделю в интернете мы видим сообщения о взрывах в Дагестане. Заголовок одной строчкой – как очередная братская могила в бескрайнем информационном пространстве. Для офисных клерков стало будничным ритуалом заглянуть в новостную ленту и убедиться, что где-то там, на абстрактном «юге», еще 10 людьми стало меньше. Иногда жертва – это милиционер, сотрудник ФСБ, участник бандподполья. Но чаще всего – мирный житель, абсолютно такой же, как и клерки, прочитавшие о его гибели во френд-ленте. Он тоже ходил на работу, стоял в пробках проверял странички в социальных сетях, изредка выбирался с семьей в кино. Мало кому из нас приходит в голову, что на Кавказе помимо взрывов и борьбы с терроризмом есть и другая жизнь, лишенная как ужасов, так и даже намеков на геройство. К примеру, с 14 по 23 сентября Союз театральных деятелей России проведет международный фестиваль драматических театров. И не в Санкт-Петербурге, а в Дагестане. А в 2009 году здесь состоялось открытие первого Северо-Кавказского театрального фестиваля «Южная сцена». Да-да, в том самом Дагестане, где в пятницу опять был теракт.
«Кавказ – это балласт, тянущий Россию на дно», — любят говорить те, кто на Кавказе не живет. Это финансовая дыра, в которую утекает российский бюджет. Действительно, такие люди приводят железные аргументы, и с ними не поспоришь: за последние 10 лет федеральный бюджет вложил в развитие Кавказа 800 млрд рублей, а на ближайшие 14 лет объем финансирования региона составит 3,89 трлн рублей, при этом треть денег придется на Дагестан. Но Кавказ – это не только вооруженные до зубов боевики, засевшие в горах, их число там минимально. Кавказ – это обычные россияне, которые пытаются жить обычной размеренной жизнью. И нужно дать им шанс.
Что вообще происходит на Кавказе? Что мы о нем знаем? Ничего, пока не проявляем желание узнать больше. Оказывается, там не только взрывают, но и строят: в Чеченской республике в 2002-2008 гг. финансирование строительства увеличилось в 9 раз, с 3,4 млрд до 27,9 млрд рублей. В Дагестане за тот же период произошел более чем 11-кратный рост, а строительный рынок в Карачаево-Черкесии в 2000-2008 гг. увеличился практически в 21 раз.
Северный Кавказ не только впитывает деньги, но и сам производит прибыль: валовой региональный продукт (ВРП) округа в 2010 году составил 795,5 млрд рублей – то есть столько же, сколько правительство за 10 лет инвестировало в развитие региона. С 2000 по 2008 гг. этот показатель вырос в Дагестане в 10 раз, в Ингушетии – в 7,3 раза, в Кабардино-Балкарии – в 4,16 раз, в Карачаево-Черкесии – в 6,5 раз, в Северной Осетии – в 7 раз, в Ставропольском крае – в 5,1 раза, а в Чечне за 2006-2008 гг. – в 2,86 раза. Львиная доля ВРП округа приходится на Ставрополье (34,8%) и Дагестан (33,3%) – поразительно, что раздираемая терактами республика умудряется сохранять лидерство в экономике.
Чем Кавказ зарабатывает себе на жизнь? «Хомячки» скажут, что захватом пленных. А вот и нет, на самом деле округ является активным экспортером. Ведущие позиции занимает продукция химического комплекса (58,7%): удобрения, органические соединения, экстракты красильные и дубильные, пластмассы и изделия из них и т.д. Главными потребителями являются США, Турция, Бразилия, Украина. На втором месте в структуре экспорта – злаки. Третья позиция за машиностроительной продукцией, где в основе лежат оптические и измерительные приборы и инструменты, на долю которых приходится приблизительно 50% стоимостных объемов. Кавказ продает также плавсредства (20-25%), различное оборудование (10%), средства автомобильного транспорта (от 5 до 7%). Традиционным стал экспорт нефтепродуктов и цемента.
В конце прошлой недели премьер Путин встречался с кавказской молодежью, и они задавали ему множество неудобных вопросов. В частности, изумились, зачем правительство хочет инвестировать огромные деньги в развитие туризма на Кавказе – ведь здесь неспокойно. Тот пытался им объяснить, что сам по себе природный потенциал региона может стать залогом успеха туриндустрии. Проект развития туристического кластера на Северном Кавказе включает в себя строительство пяти горнолыжных курортов в Краснодарском крае и Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Дагестане, а также термальных источников и пляжей. Согласно планам, общий объем вложений в этот проект за 10 лет может составить порядка 1 трлн рублей и предполагает поэтапное создание в регионе около 300 тыс. рабочих мест.
Говоря о российских горнолыжных курортах, мы в первую очередь подразумеваем именно курорты Северного Кавказа — Домбай и Приэльбрусье. Я был на Домбае, это уникальный, самый красивый горный курорт России. Поселок находится на территории Тебердинского заповедника, на высоте 1600 м над уровнем моря. Его посещают более 100 тыс. туристов в год, а планируемый уровень в ближайшие годы – до 250-300 тыс. человек в год. Что касается Чегета, его трассы считаются одними из самых сложных на мировых горнолыжных курортах. По оценкам участников рынка, ежегодно Приэльбрусье посещают 30-50 тыс. туристов, а турпоток каждый год увеличивается на 20%.
Еще один поразительный факт – на Северном Кавказе преступность вдвое меньше средних показателей по стране. В целом по СКФО на 100 тыс. населения совершается 417,9 преступлений, а в среднем по России — 878,6, — сообщает РИА Новости со ссылкой на материалы МВД.
Среди жителей центральной России господствует убеждение, что кавказцы неграмотные. На самом деле, в рейтинге лучших вузов страны, составленным «Интерфаксом» и «Эхом Москвы», места с 49 и 52 поделили два северокавказских вуза – Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова и Дагестанский государственный университет. Один из вузов, с которыми они оказались наравне – престижный московский РГГУ. КБГУ занимает 30-е место в стране в категории «Коммерциализации разработок вуза, инновационные коммуникации», а еще там есть инженерно-технический факультет, которого нет, к примеру, даже среди 40 факультетов МГУ.
В 2013 году в Ставрополе заработает Северо-Кавказский федеральный университет, который должен стать флагманом системы высшего образования в регионе. Правительство направит на поддержку проекта 5 млрд рублей. Состоять СКФУ будет из 9 институтов – по числу научных направлений: естественных наук и высоких технологий, прикладной информатики, информационных технологий и телекоммуникаций, инженерно-энергетический, институт государства и права, инженерно-строительный, экономики и менеджмента, гуманитарный, педагогический, институт туризма и межкультурной коммуникации. Значительное количество закончивших школу на Кавказе сейчас идет в учреждения высшего профессионального образования: даже в период 2000-2005 гг. число студентов в Дагестане выросло на 53,4%, в Ингушетии – на 48,9%, в Кабардино-Балкарии – на 46,8%, а в Чечне – на 16,5%. Как мы после этого имеем право называть их безграмотными? Или мы снова судим по отдельным индивидам?
Еще один факт – на Кавказе есть технопарки, там не только коз в горах пасут и с автоматами бегают. В 1996 году на базе Северо-Кавказского государственного технического университета был создан Ставропольский технологический парк. Местные ученые разработали новое поколение диодов и внедрили их в производство на НПО «Схема». В настоящее время ВТБ ведет переговоры о создании в Чечне первого в регионе инновационного строительного технопарка «Казбек», в рамках которого будет построен комплекс заводов по производству современных материалов для жилищного строительства, таких как блоки и плиты из ячеистого автоклавного газобетона, фиброцементные плиты и т.д. Планируемый объем участия банка в финансировании проекта составляет 4,5 млрд рублей. Реализация проекта позволит не только значительно повысить объемы строительства жилья в республике, но и обеспечить весь Северный Кавказ качественными и доступными по цене стройматериалами, производимыми на базе собственных минерально-сырьевых ресурсов региона.
В Карачаево-Черкесии начались работы по созданию высокотехнологичного авиапромышленного предприятия, на базе которого планируется создать первый на юге России современный технопарк. Предварительное соглашение о реализации проекта подписали власти республики и представители конструкторского бюро «Интеравиа». Во время встречи с главой Карачаево-Черкесии Рашидом Темрезовым руководитель фирмы Сергей Есаян сообщил, что такой технопарк позволит организовать в республике серийное производство авиационной техники, которая станет выполнять целый спектр народнохозяйственных задач. Кроме того, специалисты возьмут на себя полный цикл по ремонту и обслуживанию техники.
Скептики любят говорить, что Кавказ отпугивает инвесторов. Между тем австрийская компания VADO Engineering GmbH планирует направить 100 млн евро на создание в Дагестане современных технологических парков в сфере агропромышленного комплекса и малой энергетики.
Долгое время Кавказ был словно отрезан от остальной России. Стратегия развития Северо-Кавказского федерального округа предполагает проведение инженерных изысканий и разработку проектной документации для создания межрегионального автодорожного маршрута на направлении Минеральные Воды — Черкесск — Адлер. Одновременно планируется создание международного автодорожного маршрута Черкесск — Сухум, обеспечивающего прямое сообщение из центральных районов РФ в Абхазию.
Кавказ становится ближе не только с точки зрения коммуникаций, но и виртуально: тарифы на услуги интернета в регионе за 2010 год сократились в среднем в 4 раза — с 1800 до 450 рублей (что уже сопоставимо с московскими расценками).
Кавказу помогают не только за счет бюджета. Округ готовы развивать крупные госкомпании. Инвестиции «Газпрома» в газификацию населенных пунктов региона за 2005-2010 гг. составили 4 млрд рублей. В 2010 году холдинг выделил на это еще 1,58 млрд рублей.
На Кавказе живут не только торговцы оружием, как это некоторым представляется, но и мирные предприниматели. Так, сразу три инновационные компании Карачаево-Черкесии по решению конкурсной комиссии получат в нынешнем году государственную поддержку в виде субсидий из федерального бюджета. Компания «Квест-А» представила перспективный проект по производству шерсти. Здесь разработали и сейчас внедряют современную высокоэффективную технологию мойки сырья, используя местные горячие подземные термальные воды, что позволяет значительно снизить негативное влияние на окружающую среду при производстве и первичной обработке шерсти.
Хабезский завод Карачаево-Черкесии реализует проект по производству сухих строительных смесей на основе инновационной технологии переработки гипса. Третий победитель конкурса — центр нанотехнологий «Наномед» создает в Черкесске многопрофильный медицинский центр.
Наконец, Кавказ может стать прообразом долгожданной двухэтажной России. Регион в определенной степени представляет собой интересное архитектурное явление. Здесь, во многом благодаря культурным особенностям, канону, а также тому факту, что новое жилье часто возводится частными руками – доминирует малоэтажное строительство. Подобную тенденцию укрепляет и то, что субъекты, входящие в СКФО, в принципе характеризуются значительной долей сельского населения. Так, в Чеченской республике на селе живут более 60% населения, в Дагестане, Ингушетии и Карачаево-Черкесии– 57%. Ни в одном из субъектов СКФО доля сельского населения не составляет менее 40%, как это распространено в центре или на северо-западе.
На Кавказе всегда было одно и то же. Еще императрица Екатерина Вторая получала от дипломатов тревожные письма: «На Кавказе неспокойно». Почти 50 лет, при нескольких царях, с 1817 по 1864 Россия с переменными успехами присоединяла к себе горные районы. Особые отношения были с Кавказом у советской власти. Наконец, в конце 20 века последовала целая череда военных конфликтов: Нагорный Карабах, Южная Осетия, Грузия, Приднестровье, две Чеченские войны, операции в Кодорском ущелье. Если сейчас, когда все более-менее наладилось, мы вдруг махнем рукой на Кавказ, получится, что зря проливали кровь тысячи солдат, сражавшихся за мир и спокойствие в этом заколдованном месте, где мирные граждане всегда жили как на пороховой бочке.
Источник: nnm.ru
0 комментариев