Татьяна Толстая: у России нет причин трезветь ("Bloomberg", США)
На днях российский президент Дмитрий Медведев подписал закон, приравнивающий пиво к алкогольным напиткам, шаг, благодаря которому будет ограничена реклама пива, а также торговля им. К сожалению, решение может означать только одно: водочное лобби одолело пивное лобби.
Здоровье людей не улучшится. Молодые потребители пива не перейдут на апельсиновый сок. Пиво просто станет более дорогим, и люди вернуться к своей любимой водке.
По легенде, более тысячи лет назад, когда Владимир Великий решал, какую религию принять, он отклонил ислам из-за того, что тот запрещал алкоголь. «Питие — это радость русов». Эта фраза, приписываемая Владимиру, определила судьбу и удел нации на следующую тысячу лет. Однако в те дни люди пили сравнительно слабые напитки, такие как медовуха, пиво или квас. Водку не изобрели до времен Ивана Грозного, в XVI веке.
Иван Грозный, как известно, организовал первые питейные дома, специальные учреждения, в которых каждый мог выпить, но не поесть. В XVII и XVIII веках Петр Великий продолжил спаивание русского народа. На балах и собраниях он требовал, чтобы гости напивались до чертиков — порой, по сообщениям, до смерти — ради его развлечения.
Хотя, возможно, объяснение русского отношения к алкоголю можно найти в национальном характере, склонном к экстремальному, к чрезвычайному, а не в царях или религии. Любая форма умеренности в любой сфере, от вежливости и учтивости до рассудительности и благоразумия, рассматривается как слабость. Русский мачо не остановится, пока не пресытится и не упадет замертво.
Вытрезвители
В советские времена пьяные валялись на улицах, и это вынудило правительство выстроить полумедицинские, полукарательные учреждения — вытрезвители, чтобы содержать их. Я знаю нарколога, который потерял свою работу в государственных структурах, потому что был постоянно пьян и не показывался на работе. Ему не повезло: его коллеги пили не меньше чем он, но его печень была не такой прочной, как у них. У него не было сил донести себя до работы с утра. Как он рассказывал, его работа состояла в проверке преступлений со стороны самогонщиков. Милиция арестовывала нарушителей и их продукт, врачи формально заполняли все необходимые документы, и все видели, как запретную жидкость выливают в раковину. Самогонщики платили штраф или отправлялись в тюрьму. Затем врачи и милиционеры закрывали дверь, извлекали спрятанную емкость, куда слился весь свежесобранный самогон, доставали черный хлеб, соленые огурцы, рыбные консервы, другие закуски, и вечеринка начиналась. Это была классная работа. Некоторые готовы были работать всю ночь.
С ума от зависти
Когда бы я ни рассказывала историю про нарколога, мои слушатели сходят с ума от зависти. Тот факт, что его семья распалась, а он умер молодым, никому не мешает. Я могу засвидетельствовать, что хороший самогон гораздо лучше водки, которую можно купить в магазине. Он дешев, чист, на вкус немного напоминает аквавит, скандинавскую тминную водку, на 100% не фальшивый и дает радость почувствовать себя вне закона. Продолжайте, попробуйте запретить его. Мы будем изготавливать его и пить его. Нам не нужны ваши вонючие указы.
Я редко вижу людей распластанными на асфальте в эти дни, но это не показатель. Пьянство перебазировалось в дома и рестораны. Потребление алкоголя на душу населения выросло вместе с ростом его разнообразия и доступности.
Я знаю многих людей, которые сделали выпивку своим основным времяпрепровождением. В перерывах между попойками они каким-то образом умудряются зарабатывать достаточно денег на поддержание привычки. Дети начинают пить лет с 12, с 13, в основном солодовые напитки. Реклама пива представляет потребителей пенного напитка как веселых и беззаботных тусовщиков, которые не видят ничего более естественного чем взять ящик или два, потому что мир велик и жизнь прекрасна. Затем они садятся за руль, когда от них несет пьяным духом, или же их давит кто-то еще.
Поддельная водка
Большая доля водки в продаже — на самом деле поддельные, плохо очищенные спиртные напитки. Смертельно ядовитое пойло, ориентированное на бумажники самых бедных российских выпивох, прибывает эшелонами с юга. Все об этом знают, но интересы организованной преступности сильнее, чем президентские указы, в особенности учитывая тот факт, что наш нынешний президент на самом деле особо ни за что не отвечает. Как дешевая водка, он тоже поддельный.
Вино, со своей стороны — не конкурент. Культура винопития не пустила корни в России. Мы производим очень мало своего вина, а импортируемые варианты вынуждены проходить через строй акцизов, проверок, запретов и лицензий, призванных обогащать соответствующих чиновников. В результате оно становится слишком дорогим для регулярного употребления. В любом случае русские пьют не столько ради вкуса, сколько для эффекта притупления работы мозга, который крепкий алкоголь, и в частности, плохо очищенный крепкий алкоголь, обеспечивает гораздо более эффективно.
Непобедимые люди
Русские люди непобедимы, потому что за последнюю тысячу лет они научились смещаться вниз, как ни одна другая нация. Нет двадцатилетнего французского коньяка? Невозможно импортировать грузинское вино? Слишком дорогое пиво? Нет проблем. Мы найдем выпивку, где сможем. Мы купим настойку боярышника в аптеке. Мы сделаем самогон из картошки, опилок или томатной пасты. Мы приготовим коктейли из клея. Мы добудем спирт из чистящего средства для ванны (такая штука называется «снежинка», у нее сероватый цвет и она пахнет просто дьявольски).
Пытаясь разлучить людей с их любимым напитком при помощи указа — это тщетное упражнение. Страна по-настоящему нуждается кое в чем другом — в работе, в доступном жилье, в возможностях для детей заниматься спортом или искусством. Наши слабые и жадные лидеры считают, что легче и проще запретить, но наш народ давно научился, как обходить запреты.
Президент Медведев, возможно, не будет пропускать стеклоочиститель через ржаной хлеб. Но люди будут. Возможно, мы умрем молодыми, но мы умрем свободными.
Источник:inosmi
0 комментариев