Чем «патриотичнее» некоторые отморозки, тем больше хочется уехать от них подальше



Из страны уехали за последние десять лет порядка 2 миллионов человек. Из страны бежали миллиарды долларов. К ним стоит добавить миллиарды, которые никто не учитывает, — результат вот этого оттока людей.

… Об уезжающих. Это не богатые люди. Это люди из той тончайшей прослойки, которая так и не превратилась у нас в средний класс. В основном те, чья работа не привязана к географической точке. Кто может позволить себе жить в Европе и не только в Европе, не меняя ни работы, ни профессии и не теряя в заработке. Они задают вопросы не о том, сколько стоит недвижимость, а о том, каков налог на недвижимость при съеме и покупке, из чего складываются ежемесячные расходы, какова система налогообложения, как оформляется вид на жительство, сколько стоят разного рода страховки, как открыть счет в местном банке и как пользоваться чековой книжкой. Эти вопросы — про жизнь. И я не могу сказать, что их жизнь в России как-то неустроенна, что они вынуждены в чем-то себя серьезно ограничивать. Да нет же! И многие из них не намерены сжигать мосты и отваливать навсегда. Но они хотят жить за границей тоже или в основном — каждый по-разному.

Интересно мне буквально сегодня рассказывал один знакомый, почему, в частности, это происходит:
«Вот смотри, программисты, которые работают по заказу. Не московские, провинциальные. Они делают свою работу для Запада, им за это платят. И все работает. Они никого не трогают, их как бы не существует. У них есть счет где-нибудь в Дойче-банке, от него другой счет в московском Дойче-банке, и он на свою кредитку получает деньги, никому не мешает и старается не привлекать к себе лишнего внимания. До тех пор, пока не начинают работать механизмы. Он толковый программист. Год, второй, третий он зарабатывает деньги. Дальше он невольно начинает жить приличнее, чем среда.


При этом он зарабатывает не такие сумасшедшие деньги, как крупный бизнес. И не может, как крупный бизнес, обустроить свою среду. У них большие деньги, а у него маленькие деньги. Он может на них прилично жить, но выстроить систему охраны и прочую инфраструктуру не может. Он живет в городской инфраструктуре, но при этом он делается чуть-чуть богаче, чем соседи. Дальше соседи начинают реагировать. Как? Он купил какую-нибудь приличную машину, да даже поддержанную. Что с ним сделают соседи? Понятно. Обсплетничают как минимум, если в Москве, допустим, а в Самаре где-нибудь возьмут и поцарапают. Дальше жена начинает делать покупки в хорошем супермаркете. Пакеты же не скроешь. Как соседи реагируют? Понятно. Дальше ребенок ходит в школу. В какой-то момент морду набьют же, не без этого. И тогда этот программист начинает говорить своим работодателям: «Заберите-ка меня к себе, пожалуйста». А у ребенка английский уже свободный. А у отца есть работа. И он уже полазил по интернету, он же умный, понимает, что он проходит по всем условиям на грин-кард или вид на жительство. Вопрос: сколько лет понадобится среднестатистическому парню, чтобы среда вот так его выпихнула? Я бы считал года четыре или пять лет».

Ребята перебираются за границу. Молодые, успешные, продуктивные во всех отношениях. Они еще будут связаны как-то с Россией, пока их бизнес, скажем, будет развиваться в России нормально. Но одни не хотят ждать, когда к ним «пришлют доктора». Другие научились работать по западным стандартам. Третьи зарабатывают деньги, не отходя от компьютера, и не имеет значения, стоит этот компьютер в Москве или Вене, четвертые просто хотят жить или пожить не в России по самым разнообразным причинам. Их дети закончат здесь школы и институты. И начнут здесь работать. Их будет связывать с Россией куда меньше, чем их родителей. Это не самые глупые родители, и у них не самые глупые дети.

Из страны уехали за последние десять лет порядка 2 миллионов человек. Из страны бежали миллиарды долларов. К ним стоит добавить миллиарды, которые никто не учитывает, — результат вот этого оттока людей.

Один умный человек посчитал. Простая арифметика. Если из страны уехало в последние годы порядка 2 миллионов человек (думаю, если считать с 1990-го, эта цифра примерно в 3 раза выше), то по крайней мере 30% из них устроились на работу. То есть примерно 600 тысяч работают. Вполне реальное предположение, что они зарабатывают в среднем 100 тысяч долларов в год. 600 тысяч умножаем на 100 тысяч долларов и получаем 60 миллиардов долларов в год. С этих денег они платят налоги. В Америке, скажем, примерно от 30% до 36%. То есть 20 миллиардов долларов в год — налоги. Это 20 миллиардов прямых потерь для России в результате отъезда людей. Добавьте к этому все то, на что тратятся оставшиеся 40 миллиардов в странах проживания, и эти деньги на школы и прочее тоже уходят тем государствам, где живут и работают уехавшие из России люди, и сумма потерь возрастет.

От этой арифметики становится не по себе. Может быть, и поэтому человек, который приводил эти цифры на открытой лекции, сидит в тюрьме, а его попытка вот таким образом выражать свое беспокойство относительно будущего России воспринималась как вмешательство в политику. И в общем, да, это достойный повод заняться политикой. Россия теряет будущее, и Россия практически теряет в настоящем.

И этот процесс нарастающий. Это абсолютно политический вопрос. Это вопрос к системе. В закрытом мире людей можно было удерживать за «железным занавесом» В открытом их удержать нельзя. Их можно заинтересовать и привлечь, если предложить им систему ценностей и систему жизни, столь же разумную и привлекательную, как западная. Если они будут точно понимать и доверять системе, видеть перспективу для себя и своих детей. Пока этого нет — а этого нет,- западная система ценностей и правил жизни при всех существующих там проблемах оказывается более привлекательной и более надежной.
Нарастающий вал вопросов об обустройстве жизни на Западе — это перспектива еще одной волны отъезда, свидетельство недоверия умных, продвинутых, квалифицированных, образованных, умеющих работать людей к перспективам собственной страны и в собственной стране. Это те, кто никогда не споет для Путина «Я так ждала тебя, Вова». Они вообще не про это. И кто не поведется на истерику Онищенко, а спокойно и холодно посчитает плюсы и минусы. Кто знает ответы на многие вопросы не хуже членов правительства. Кто лучше многих из них образован и отлично информирован. Они видят то, что есть, и понимают, что иначе не будет. Пока. Но это «пока» равно активной части их жизни. Они голосуют ногами и деньгами, сугубо прагматически. Не надо мне говорить: пусть валят, Россия без них обойдется. Это неправда. Не обойдется. Не станет более привлекательной, более умной, более образованной и конкурентоспособной. Окончательно обыдлится. Деградирует

Источник: gazet Автор: Наталия Геворкян

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.