Хотим ли мы жить в той большой стране, что обозначена на картах?


Вчера стал получать спам в сети и от коллег — мол, «едут в Москву 20 тысяч человек, не выпускайте на улицу женщин и детей». Не знаю, «доедут» ли, но нехороший запах витает в городе с выходных. Запах страха перед анархией, перед неуправляемостью. Для меня долгое время было самой большой загадкой, как Российская Империя не устояла перед двухдневными перебоями в поставках хлеба в Петроград в феврале 1917-го, а в субботу, знаете ли, атмосфера настала такая тягостная, что, казалось, абсурдность тех далёких событий превращается в логичную и ясную цепочку. Тогда страна была подорвана войной, сегодня — коррупцией и развратом в самом широком смысле, и благополучие видится очень хрупким. Побежали по экранам репортажи с Манежной — и спокойная жизнь уже кажется только что утраченной сказкой.

Я против того, чтобы приезжие навязывали свою манеру поведения окружающим. Они ведут себя агрессивно по двум причинам: во-первых, спокойный нрав европейца ими воспринимается как слабость, а слабых не за что уважать; а во-вторых, постоянное пребывание в компании себе подобных подогревает браваду, создаёт синергетическое ощущение силы. Я уже не говорю о том, что многие из этих людей слабо образованы и не были воспитаны как европейцы, не уважают нормы поведения и не собираются адаптироваться к условиям, в которые приехали.

Но есть вопрос: должна ли их ставить на место одна только милиция? А все остальные жители города будут лишь на манер клиента сервиса требовать, чтобы в их доме кто-то другой навёл порядок? Но ведь если ты хочешь быть хозяином дома, то ты сам должен отвечать за порядок в нём! Но хочет ли наводить порядок в доме обыватель? Способен ли он сплотиться ради этого со всеми другими обывателями — не для того, чтобы ловить киргизских дворников, но чтобы дать отпор приезжим хулиганам?

Часто слышу: вот, мол, «кавказцы» все сплочённые — и ходят группами, и вопросы решают по блату в своей этнической «социальной сети», и помогают друг дружке, вступаются… Ну, а мы-то почему не такие? Что за дерьмовый такой у нас характер — держаться по одиночке, не вступаться за ближнего, презирать его, не-любить? Ведь это, прежде всего, наша собственная проблема. «Они держатся друг за дружку»! А вы? А мы?

Вот объединились, условно говоря, фанаты (или националисты — не знаю, как корректно назвать) — и общественность тут же воротит носы, не нравится. Конечно, не нравится, когда молотят вдесятиром одного. Но неужели наше общество способно родить только такое объединение — агрессивное, жестокое? Ведь те парни, которые состоят в таких объединениях, это не пришельцы, не клоны из космоса, а сыновья точно таких же обывателей, каких полно в любом подъезде. Ведь это наши с вами дети — и только не говорите, что вы лично таких не рожали! Это наши дети, которых воспитали мы и которыми никак не занималось государство, потому что молодёжной политики, которая касалась бы каждого, в стране нет. Даже не политики, а целостного воспитания — нет единого понимания того, кто такой россиянин, какие у него ценности и что сегодня он должен считать добром и злом. И вот эти конкретные ребята позволили себе именно такое понимание зла и добра, какое вы наблюдали в выходные. Плюс естественный адреналин юного максимализма и эффект толпы.


Я не хочу оправдывать насилие, но если общество аморфно и способно лишь бухтеть на своих диванах перед телеком, а тупой следователь отпускает задержанных пособников убийцы, то реакция активной части населения становится чуть более понятной. Эта реакция была слишком острой, но как отреагировали остальные обыватели? Что они сделали? Черкнули хотя бы пару слов Медведеву в твиттере? :) Ответ: ни-че-го. Так что и с себя надо спросить.

Главный вопрос, который стоит перед нами: а хотим ли мы жить в той большой стране, что обозначена на картах? В стране, в которой есть не только поля да реки, но и горы? Помним ли мы, знаем ли, как эти земли были присоединены к России? Читали ли о войне, на которой в 19-ом веке было пролито много крови? Понимаем ли, что для россиян-европейцев этой войны как бы и не было, а вот горцы её помнят? И вообще, готовы ли мы считать частью себя те 150 народов, что живут в стране?

Когда события с улиц перетекают на экраны телевизоров, очень важно понимать последствия того, что происходит. Важно чувствовать ответственность. Родина — это твой город или твоя страна? Ты чтишь память тех, кто проливал кровь 150 лет назад или в 1994-ом? Ты понимаешь, за что они умирали? Уважаешь ли ты их подвиг? И одновременно встаёт другой вопрос: а что ты знаешь о тех народах, что живут в одной с тобой стране? Знаешь ли ты хоть один язык народов своей Родины, кроме родного? Знаешь ли поэтов или писателей других республик страны? Знаешь ли их историю и праздники, кроме тех, которые раздражают тебя, когда люди той, непонятной тебе культуры собираются вокруг мечетей? Или разговорный английский и диплом в кармане — это всё, что сегодня нужно человеку, считающему себя культурным?

Конечно, огромная вина за отсутствие межнационального культурного пространства в стране лежит на СМИ. Включив телевизор, я могу узнать всё о жизни индейцев или пуштунов, но я не могу найти интересного рассказа о том, как живёт Удмуртия, Мордовия, Дагестан или Камчатка. Иногда мне показывают короткие репортажи оттуда — если что-то случится, но хороших познавательных фильмов о народах моей Родины нет. Год назад говорили, что страну разделяют слишком дорогие тарифы на авиаперевозки, но ведь это ерунда! Страну разделяет нарезка на тесные культурные квартиры, из-за которой у очень многих вырабатывается ощущение, будто в России есть только одна культура — столичная. И на фоне этой «уникальной» культуры иные нравы, не приподнесённые по ТВ как норма данного региона, воспринимаются как дикость и скотство. Отсюда — презрение и высокомерие, наталкивающиеся, в свою очередь, на протест против засилья официальной культуры одного типа. В общем, у нас есть серьезные проблемы, и если Россия не желает сузиться до размеров Московского княжества, насрав на всё то, что сделано ради расширения государства нашими предками, тогда браться за дело нужно уже сейчас, сегодня.

Предлагаю действовать в нескольких направлениях. Во-первых, создать народные дружины, которые патрулировали бы улицы и пресекали бы хулиганское поведение, причём не только приезжих. Упырей, которые ведут себя скотски, и среди коренного полно. Во-вторых, создать Министерство по делам национальностей — и чётко отслеживать все трения, какие возникают в государстве и которые имеют потенциал перерасти в межэтнический конфликт. В-третьих, направить серьёзные деньги на создание общего культурного пространства: это и фильмы по ТВ, и концерты, и туризм, и поездки школьников со студентами — в общем, полноценный культурный контакт между всеми регионами и этническими группами. И в-четвёртых, милиция-полиция и суды должны жёстко давить преступность, уделяя особое внимание преступникам из группировок, созданных по этническому принципу: необходимо понимать, что такой криминальный элемент в глазах коренного населения бросает тень на всех приезжих, провоцируя негативное отношение к сотням и тысячам воспитанных людей, а потому давить его нужно особенно настойчиво. А тех, кто отпускает уже пойманных подонков, нужно сажать на обычную зону, а не на курортную — ментовскую, чтобы остальным неповадно было.

В общем, нельзя сейчас отмахнуться и быть в стороне — если, конечно, вам не наплевать на то, что будет с Россией и с вашими детьми в нашей/этой [ненужное зачеркнуть] стране.

Источник: stillavinsergei.livejournal Автор: Сергей Стиллавин

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.