Армию отправили на все четыре стороны


Созданию оперативно-стратегического командования мешали амбиции Сердюкова и некоторых генералов.
Реформа Вооруженных сил России продвигается прямо-таки ударными темпами. На полтора месяца раньше срока, установленного указом президента Дмитрия Медведева «О военно-административном делении Российской Федерации», вместо шести военных округов, четырех флотов и Каспийской флотилии в стране появились четыре оперативно-стратегических командования (ОСК). Об этом как о большой победе сообщил министр обороны РФ Анатолий Сердюков.

Что изменилось? С карт исчезли Московский и Ленинградский военные округа. Они, а также Северный и Балтийский флоты объединены в ОСК «Запад» со штабом в Санкт-Петербурге. В Хабаровске теперь штаб ОСК «Восток». В его составе — войска бывшего Дальневосточного военного округа, часть сил упраздненного Сибирского военного округа и Тихоокеанский флот. Все, что от СибВО не вошло в «Восток», досталось ОСК «Центр» со штабом в Екатеринбурге. Еще в состав «Центра» включены силы бывшего Приволжско-Уральского военного округа. В Ростове-на-Дону – штаб ОСК «Юг». Его силы составляет все, что прежде входило в Северо-Кавказский военный округ, а также Черноморский флот и Каспийская флотилия.


Все – строго по направлениям, с которых можно ожидать стратегических угроз. «Запад», стало быть, — против блока НАТО. «Юг» будет присматривать за беспокойным Кавказом и Ираном. «Центру» достанется Центральная Азия и часть российско-китайской границы. Ну, а «Востоку» — тот же Китай, Корея, Япония и все, что есть у США в той стороне света. Стратегическая авиация, ядерные подводные лодки с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту, Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и ВДВ остаются в непосредственном подчинении Минобороны.

Оставим в стороне соотношение сил на указанных направлениях с нашими вероятными противниками – уж слишком гнетущее впечатление на общественность это может произвести. Признаем, что с созданием ОСК все же сделан шаг в правильном направлении. Потому что система управления войсками сильно упростилась. К тому же в военной время командующим направлениями будут подчинены все, кто носит оружие на их территории, — погранвойска, внутренние войска, ФСБ, ФАПСИ и т.д.

Кстати, оперативно-стратегические командования – никакая не новость для нашей армии. Нечто подобное было создано еще в советских Вооруженных силах маршалом Николаем Огарковым. По его директиве в 1979 году, когда масштабная война с Китаем казалась весьма вероятной, началось формирование Главного командования Дальнего Востока. А в сентябре 1984 года появились Главные командования Западного направления (штаб в польском городе Легница), Юго-Западного (штаб в Кишиневе), и Южного (штаб в Баку) направлений. Округа тогда, правда, никто не ликвидировал, но идея была похожей.

То, что и в новой России это давно следовало сделать, показала, к примеру, еще война в Чечне. Командовавший в то время войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-полковник Виктор Казанцев в 1999 году рассказывал мне о той неразберихе, которая царила после первых боестолкновений с бандами Басаева и Хаттаба под дагестанским селением Ботлих. Омоновцы тогда двигались на войну своими колоннами, внутренние войска – своими. У каждого собственные штабы, связь с армейцами — номинальная. Нечего было и удивляться, что авиация СКВО наносила штурмовые удары и по бандитам, и своим. «Тогда мы все обсудили. Сели в один окоп. И дело пошло», — откровенно вспоминал Казанцев.

Потом в пятидневной войне с Грузией в 2008 году наша армия все равно наступила на те же грабли. Неразбериха в штабах была той еще. И смертоносные удары по своим – тоже были.
Теперь такого, надо думать, не повторится. Командующий ОСК будет знать все, и ударов по своим не допустит. Поэтому все, что сделано сейчас Сердюковым настолько очевидно, что остается удивляться: почему оперативно-стратегические командования раньше-то не создали? Тут и выясняется: амбиции мешали. В том числе и самого Сердюкова.

Ведь кто из военачальников еще недавно был самым горячим сторонником этой идеи?Бывший начальник Генштаба Юрий Балуевский. Его бы воля – давно бы Вооруженные силы перешли на новую структуру. Однако где теперь Балуевский? Отправлен в отставку тем же Сердюковым за строптивость и отстаивание собственных взглядов на военную реформу.

Ладно, с Балуевским проехали. Но ведь еще в 2009-м было объявлено, что до конца года армию поделят на ОСК. Не вышло. Воспротивились командующие округами и флотами. В новой структуре многим из них места не оставалось. Вернее, они готовы были поддержать реформаторские меры, но лишь при одном условии: как было шесть округов, так пусть и остается. Только обзовите округа командованиями. Об этом летом того же года рассказал главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал армии Владимир Болдырев. Чтобы сломать эту генеральскую фронду даже всесильному Сердюкову понадобился целый год.

Создание в России оперативно-стратегических командований для «СП» прокомментировал заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчишин:
— Теоретически я это приветствую, поскольку идея прогрессивная. Но на деле отношусь с осторожностью. У нас ведь и самые лучшие начинания частенько дают совсем неожиданный эффект. У меня есть определенные сомнения, что оперативно-стратегические командования станут у нас функционировать, как положено подобным структурам. Для них нужна совершенно новая система управления, которой нет. Сформировать ее на базе штабов военных округов, думаю, не получится. Потому что штаб округа – вещь очень архаичная. Если она будет работать так, как привыкла десятилетиями – ничего у нас не выйдет. Но я бы не стал спешить с оценками. Подождем, поглядим. В целом, повторяю, сделан шаг в правильном направлении.

Источник: svpressa Автор: Сергей Ищенко

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.