Врач по вызову


Казалось, использование медицины не по назначению закончилось году в 89-м, когда из психбольниц были выпущены последние политзаключенные и для борьбы со злоупотреблениями психиатрией была создана Независимая психиатрическая ассоциация, которую немедленно приняли во Всемирную. Больше 20 лет я пребывал в счастливом заблуждении, лишь иногда с опаской поглядывая на единичные случаи психиатрических злоупотреблений, по поводу которых немедленно поднимался грандиозный шум.

Удар пришелся с другой стороны. Медицина – область знаний богатая, разносторонняя, со множеством дисциплин, школ и традиций. Репутация врачей колеблется в диапазоне от полубогов, на которых вся надежда, до убийц в белых халатах. Последнему поспособствовали такие врачи, как нацистские экспериментаторы над заключенными Йозеф Менгеле и Зигмунд Рашер или коммунистический истребитель диссидентства профессор Лунц и аргентинский революционный маньяк врач Че Гевара.


Я далек от мысли ставить в один ряд с ними санитарного врача и главу Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, который по своей готовности прислуживать власти вышеперечисленным персонажам не уступает, но по масштабам злодеяний сильно недотягивает. Это все же не «карательная санитария», и времена ныне уже (или еще) не столь кровожадные. Однако врачи, готовые поставить медицину на службу политике, находятся во всякие времена.

Стремление г-на Онищенко включать подведомственную ему область здравоохранения в политические баталии просто удивительно. Подозреваю, что он не получает прямых указаний от своих боссов, не сгибается в услужливой позе «чего изволите», но, обладая тонким политическим нюхом и редуцированным профессиональным достоинством, подобострастно бросается поддерживать власть в какой-нибудь очередной кампании ненависти. Началась конфронтация с Грузией – Онищенко запрещает ввоз в страну грузинского «Боржоми». Заартачился Лукашенко – Онищенко накладывает вето на молочную продукцию из Белоруссии. Осложнения с Молдавией – запрет импорта молдавских вин. Возникла напряженность в отношениях с Таджикистаном – Онищенко предлагает запретить въезд в страну таджикам как разносчикам туберкулеза.

У меня вопрос к Геннадию Григорьевичу: а до приговора русским летчикам в Таджикистане таджики туберкулезом не болели? В Россию не приезжали? Где был раньше глава Роспотребнадзора и отчего только сейчас встрепенулся? Вопросы риторические, ответ понятен.

В функции возглавляемого г-ном Онищенко ведомства входит организация надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по профилактике туберкулезной инфекции. Между тем таджикские трудовые иммигранты живут зачастую по двадцать-тридцать человек в одной квартире (это не преувеличение, так и есть), с одним на всех туалетом и душем. Владельцы квартир отстегивают полиции изрядные суммы за то, чтобы она закрывала глаза на эти ночлежки. Алчные хозяева коммунальных служб платят мигрантам крохи от той зарплаты, которые выделены на эту работу городским бюджетом. Все это знают, но ругают почему-то не воров-коммунальщиков, подвергающих таджиков трудовой дискриминации, не продажную полицию, сквозь пальцы взирающую на беззаконие и коррупцию, а самих работяг, готовых работать в России за копейки, потому что у себя на родине они не могут заработать и этого.

Вот здесь бы Геннадию Онищенко и вмешаться в ситуацию со всем своим административным пылом – обязать, например, городские власти обеспечить своих работников (приглашенных по квотам иностранной рабочей силы) нормальными условиями проживания. Или, может быть, г-н Онищенко не в курсе, что запредельная скученность людей – одна из основных причин эпидемического распространения туберкулеза?

Нет, главному санитару это неинтересно. Ему интересно вякнуть в унисон с другими придворными, отметиться в ряду наиболее лояльных, самых инициативных и бесконечно преданных. А там и до министерского кресла недалеко.

Жизнь не устает радовать нас разнообразием. Вчера – психиатрия, сегодня – санитария. Что завтра? Может быть, эпидемиологов приспособят для массовой изоляции оппозиционеров, а травматологов – для профилактики «бархатных революций»? Проктологов бросят на борьбу с секс-меньшинствами, к офтальмологам будут направлять самых наблюдательных, а к отоларингологам – самых разговорчивых. Всем врачам найдется работа на пользу Родине! И только бедные патологоанатомы, наверное, останутся не у дел. Ну чем они могут быть полезны политическому руководству? Со временем их дисциплину, конечно, исключат из учебного курса медицинских институтов как устаревшую и заведомо бесполезную.

Александр Подрабинек
Источник:grani

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.