Станица Кущевская: годовщина прозрения


Специально для KM.RU о причинах и следствии массового убийства в Кущевской рассказал действующий федеральный судья

Сегодня исполняется ровно год страшным событиям в обычной станице Краснодарского края — Кущевской. Преступление беспрецедентное не только собственно своей жестокостью, но и тем, что при его расследовании всплыли поистине сенсационные факты, при ознакомлении с которыми честным гражданам стало еще страшнее жить…

На столичных следователей, едва те стали дергать за все торчащие ниточки, посыпались нагляднейшие факты абсолютного сращивания местной власти и криминала. Преступления «кущевской банды» под предполагаемым предводительством депутата сельсовета Сергея Цапка по своей дерзости, циничности и масштабности ставили саму банду на уровень «легендарных», о которых порой хорошие режиссеры снимают интересные фильмы.

Дело о массовом убийстве в станице Кущевская, когда жертвами отморозков стали 12 человек, среди которых было четверо детей, стало печальным знаком, показавшим России, что эпрха «лихих 90-х» по сути завершилась лишь в воображении законопослушных граждан. И кому-то очень-очень хотелось всех нас переубедить, сказать, что мы заблуждаемся. Старались всем миром: сами бандиты, покрывающие их следователи, прокуроры, милиционеры, судьи, местные чиновники.


Обозревателю KM.RU удалось с глазу на глаз пообщаться с человеком, отлично знающему о нравах кубанской судебной и правоохранительной системы и, более того, успевшему побывать ее жертвой. Бывший судья Хостинского суда Сочи Дмитрий Новиков был уволен после конфликта со своим судебным начальством. Причиной тому стали распространенные им сведения об имеющих место фактах мздоимства и хищениях земли среди своего руководства. Однако попытки бывших коллег засудить Новикова успехом не увенчались, и решением Дисциплинарного судебного присутствия в Москве от 17 июня 2011 года Дмитрий Новиков был восстановлен в должности федерального судьи с возвращением всех полномочий.

Федеральный судья Дмитрий Новиков эксклюзивно для KM.RU рассказал о том, в каком состоянии сегодня находится российская судебная система:

— Я уверен, что так вольно вести себя в станице Кущевская могли лишь те лица, которые были связаны тесной дружбой с судьями, прокурорами, главами администраций и, не исключаю, что и с верхушкой администрации Краснодарского края. Даже не думаю, что для кого-то уже станет сюрпризом тот факт, что некоторые из тех, кто находятся сейчас под стражей по «кущевскому делу» некогда присутствовали и на инаугурации президента России. Судья, отправляющийся на работу в отдаленные деревни и станицы должен становиться, по сути, отшельником. Он должен быть независим и, разумеется, не должен водить дружбу с теми, дела которых ему предстоит рассматривать. Но это его выбор так или иначе и потому никак нельзя оправдать судью, который ссылается на то, что вот, мол, у нас маленькое такое поселение, тысяча человек, мы всем встречаемся в одном магазине и знаем друг друга и друг о друге. Это как раз случай в том числе и Кущевской. Самый большой страх для любого судьи и следователя — потерять свою должность.

Ведь с ней теряются так же сопутствующие ей авторитет, определенное влияние в обществе, раболепие некоторых окружающих. Поэтому это вполне предсказуемо, что и следователи, и судьи, работавшие по Кущевке, с первого дня и по сей день оправдываются, что причины такой поднявшейся волны народного протеста лежат вовсе не в деятельности милиции, следствия и суда. Что люди, конечно же, возмущены собственно преступлением и только им. Но позвольте, у любого совершенного преступления непременно бывают соответствующие условия для его совершения.

К нам как-то раз приезжали на практику американские студенты — юристы. Они сказали «Нам же никто не поверит, что мы в одной столовой кушали вместе с судьями!». Потому что в США доступ посторонних к судье, когда он ведет дело, просто невозможен. Ну заставят судью отчитываться, допустим, о всех телефонных звонках, поставят на контроль — он поговорит с кем надо в очереди за булкой с кафе. А зайдите наугад в какой-нибудь фитнес-клуб города Сочи! Пять судей — на беговых дорожках, пара прокуроров парится в сауне, следователи УВД плавают в бассейне, и пять бандитов носят им полотенца. Они обсудят все что надо и там. Срежиссируют любой спектакль, который потом представят на суде. Но не запрещать же на основании этого судье в праве посещать фитнес-клуб? Это забота и обязанность судьи — самому избегать самой возможности неформальных встреч с фигурантами процесса.

Я могу отметить следующее: каждый в правоохранительной, следственной и судебной системе, задействованный в «кущевском деле», пытается сейчас доказать, что он или она лично тут вообще ни при чем. Что дело не в их былых связях с бандитами, не в их попустительстве, не в коррупционных связях на разных уровнях, что это страшное преступление и вообще весь предшествующий ему беспредел в станице Кущевская стали лишь следствием некоего случайного стечения обстоятельств. Но я убежден, что в таких делах нет места случайностям.

Жила себе эта красивая аграрная станица спокойно. И вдруг, откуда ни возьмись, в Кущевской появились местные «олигархи». Кто же они были такие? Люди, имеющие изначально широкие финансовые и политические связи, имеющие возможности влиять на политические решения в масштабах данной местности, выходить «на ты» со следствием, с милицией, с прокуратурой… Что и помогло им фактически стать местными «олигархами», учинить тот беспредел, который описывать в очередной раз нет удовольствия. И те люди, что непосредственно несут ответственность за попустительство этим преступлениям, заявляют, что ничего такого о Цапке и компании они раньше, оказывается, не знали, что источником их благополучия стало, по всей видимости, усердие и чрезмерная предпринимательская удачливость. Но я-то знаю как минимум на примере Краснодарского края, что для того, чтобы быть удачливым в своем деле в существующих условиях надо ох как хорошо поделиться с кем надо, чтобы завтра у тебя были не убытки, а прибыль. И я готов при необходимости подтвердить каждый факт документально.

Но вы думаете, жалобы от жителей станицы Кущевская на то, что творила банда Цапка не поступали и ранее в правоохранительные органы, в прокуратуру, в ФСБ? Поступали, но кому из адресатов была интересна эта бедная станица, с которой нечем было поживиться. Лишь когда полыхнуло и поняли, что прошляпили и что, неровен час, лишаться теплых мест — начался «разбор полетов».

За год до того самого убийства, в Кущевской были арестованы сотрудники местной милиции — эти смелые молодые парни давно и открыто заявляли о преступлениях в местной милицейской среде, о том, как бандиты хватали местных девчонок, запугивали, насиловали, как сажали в тюрьму преподавателей. Об этом всем в частности рассказывал оперативный сотрудник МВД Денис Безуглов, что стоило ему свободы. Еще задолго до всей этой истории с массовым убийством была, например, осуждена и руководитель одного из учебных заведений станицы, которая отчаянно противостояла Кушёвской банде. Против нее было сфабриковано уголовное дело, осудили за якобы имевшее место мошенничество с дипломами. После событий в Кушёвке дело пересмотрели и её освободили.

А вот самих оклеветанных милиционеров, даже когда стало очевидно, что они лишь стали жертвами своей честности, на свободу не выпустили. Популярно объяснили, что, мол, «если мы вас сейчас выпустим, то скажут, что мы выпускаем на свободу кущевских бандитов». То есть стали просто, под горячую руку, всех грести под одну гребенку. Я лично видел много людей, которые сидели и страдали там просто так, «за компанию».

Есть прекрасный голливудский фильм, который называется «Правосудие не для всех» с Робертом де Ниро, где дается описание жизни судей. Там один судья — извращенец и насильник, другой — взяточник, третий — сумасшедший, четвертый — нормальный. Я же не говорю, что все судьи поголовно — бандиты и взяточники. Я встречал достойных коллег, которые уже находятся на покое, которые за всю свою работу не заработали себе даже на однокомнатную квартиру, которые прозябают в нищете. Но если говорить о реальной борьбе с коррупцией в судейской среде — могу сказать, что тут ровным счетом ничего не делается. Я ранее не раз говорил в своих выступлениях и публикациях, что главным залогом победы коррупции в судебной среде является отмена неприкосновенности судей.

Есть такой порок в нашем цехе. Мы сами себя хвалим, сами о себе говорим какие мы чистые, неподкупные, независимые. Говорим: «Мы за чистоту наших рядов! Мы не пустим никого чужого к нам!». Но тогда чего же нам бояться друг друга? Какая неприкосновенность нужна? На что отвечаем: «Судье могут подбросить наркотики, оружие, могут оклеветать в связи с профессиональной деятельностью». Но, позвольте, разве в отношении простых граждан не могут быть совершены те же неправомочные действия? Говорим на это: «Наш суд не допустит ложного обвинения!». Но если судья может независимо подойти к делу простого гражданина, то так же независимо он сможет подойти и к делу своего коллеги. И когда мы сами перестанем бояться своих же коллег, когда добровольно откажемся от неприкосновенности — тогда можно будет говорить о том, что что-то действительно сдвинулось в деле борьбы за чистоту наших рядов.

А что сейчас? Следить за судьей и прослушивать его разговоры нельзя. А почему собственно? По телефону судья в принципе не может обсуждать содержание судебных решений, так чего он боится? Того, что кто-то узнает, как он обсуждает с руководством судебное решение.

Вот пример, который нагляднее всего покажет справедливость сказанного мною. Где-то год назад, в Сочи, был убит криминальный авторитет, вор в законе Эдуард Кагасян. Это событие нашло широкое освещение в СМИ, но никто не сказал, что убитый занимал должность помощника судьи Верховного суда РФ(!)…

Проблема в том, что судьи между собой не видят равенства перед законом, существует еще и такая практика, когда то или иное решение напрямую зависит от настроения судьи. Нередки случаи, когда судья сегодня по такому-то делу выносит одно решение, завтра, рассматривая аналогичное дело, он, при аналогичных обстоятельствах, выносит совершенно другое решение — притом, что гражданский и уголовный процессы предусматривают принцип единообразия судебной практики. Я знаю, что в арбитраже это поставлено на серьезный контроль. Судей отстраняют от дел, когда они выносят разные решения по аналогичным делам при равных обстоятельствах, поскольку корыстный интерес тут очевиден: сегодня сношу здание — завтра не сношу; сегодня взыскиваю — завтра не взыскиваю.

Каждый судья получает свою должность по итогам конкурса. Объявление о нем дается, например, в газете. Но, «по чистой случайности», его выигрывают дети, внуки, папы, мамы, жены, сестры, любовницы действующих судей. И знаете, это уже даже никого особенно не удивляет. Придумали тут еще одно «антикоррупционное новшество» — мол, неправильно это, когда в семье муж судья, а жена адвокат — нельзя, конфликт интересов. И что стало происходить? Все развелись! Так сложилось, что у большинства судей супруги — либо адвокаты, либо прокуроры, следователи, сотрудники органов внутренних дел. И таким образом, любовь к должности, любовь к кормушке стала сильнее человеческой любви — к супругу, к семье. А судья ведь должен пропагандировать семейные устои — это высшие ценности государства; пропагандировать охрану семьи, материнства, детства. Своим примером в первую очередь.

P.S. В данную публикацию по понятным причинам не могла уместиться вся часовая беседа с судьей. Однако и в расследовании «кущевского дела» пока еще не поставлена точка. И новые факты из былых похождений банды обязательно найдут свое отражение на портале KM.RU

Мартынюк Виктор
Источник: km.ru

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.