Ливия: бандерлоги и Каа


Как и обещал, я постарался максимально причесать информацию у себя в голове и теперь попытаюсь выдать ея в эфир. Последней каплей, а также соломинкой, расставившей практически всё по местам, стала короткая, но весьма ёмкая информация от Лаймы, которую я попросил поделиться известными ей фактами.

Хочу сказать сразу — коротко не получится никак. Слишком уж от начала времён придётся плясать. Да еще с отъездами в некоторые параллельные времена и пространства.

Напоследок еще одно. Если я разрушу чью-то хрустальную мечту — не обессудьте. Жизнь угрюма. И если хочется знать правду — то есть смысл пристегнуться и зажмуриться. Правда — она такая, да.


Ну а теперь, после столь жизнерадостного вступления и преамбулы, пришло время и амбулы.

Я задал вопрос Лайме — какова у неё есть информация по Себхе. Она ответила (цитирую):

"… На счет Себхи. Она давненько продана, отдана, опять продана. Племена тибу ей торгует, вернее торговали, теперь она крепко переходит в руки исламистов, как очень удобный пункт для подготовки своих бойцов, как хорошо снабженный город коммуникациями и складами и военными базами. Близко к Алжиру, и Нигеру, и Судану, и Чаду. И от всяких глаз по дальше.
Тибу и всяким спекулянтов она ни к чему- продали. Алжир, в надежде как то в надежде обезопасить себя от такого близкого соседство и признали ПНС..."

Это далеко не всё, что написала Лайма — но об остальном позже. А теперь комментарий к сказанному.

Племя Тибу (точнее, Тубу) — это одно из древнейших племён (или народов) Африки. Да, собственно, и всей земной цивилизации, пожалуй. Живет это племя в самых чудовищных условиях, которые можно себе придумать — в самом центре Сахары. Где кроме них не живёт никто. Часть племени и поныне ведёт традиционный образ жизни там же, где жили бесчисленные поколения их предков. Часть расселилась неподалёку и даже частично перешла на полукочевой-полуоседлый образ жизни. Собственно, я писал вчера о Себхе и о публике, которая там обитает. Знакомьтесь — это именно тубу. Тубу на выселках — так точнее. Хуторские. Матерые контрабандисты, пустынные басмачи, ловкие разбойники — это они и есть. Давно смешавшись (хотя и не растворившись) с местными берберскими, бедуинскими и туарегскими племенами, тубу тем не менее остались отдельным племенем и занимают своё — хотя и далеко не почётное место в ливийской иерархии. Дальний родственник со скверным характером и неприятной биографией — любить такого, согласитесь, не получается.

Тем не менее, Себха — это хотя формально и земля Каддафа, но это и территория, на которой скажем так, издревле оперируют ловкие бандиты с большой пустынной дороги из племени Тубу. И в этом смысле информация Лаймы вполне сходится с реальностью — сейчас в районе Себхи есть только Тубу.

Но здесь я вынужден сделать первое отступление — и немаленькое. Мне придется вернуться в далекие уже времена юности Джамахирии.

Свергнувший короля Идриса молодой капитан Каддафи с коллегами был вынужден очень быстро решать важнейшую задачу. Захватить власть непросто — но удержать её чрезвычайно сложно. И поэтому любой узурпатор немедленно ищет опору — тот социальный слой или ту группу, которая его поддержит, имея с этой поддержки реальную выгоду. Собственно говоря, состав заговорщиков был таков, что выбор был невелик — и новая власть нашла опору в своих кланах и племенах. Три племени Ливии стали главными — Варфалла к югу от Триполи, Каддафа в Сирте и южнее его и Меграха на юге. Проблема в том, что племен в Ливии гораздо больше. И в основном они живут на Востоке.

Племена Авакуир, Абиид, Авайлах, Арафах, Бараза, Дарза, Обейдат, Майбрах, Минифах, Мугарбах, Цувайях, Фавахир, Харуба (Гарруба) — арабские и арабо-берберские племена Киренаики. Суммарно по людскому составу, по количеству родов и по значимости в иерархии превосходившие западных триполитанцев. Плюс на Запада наособь стояли прибрежные города, жители которых — потомки османских солдат и пиратов — не очень-то играли в эти бедуинские игры.

Проблема в том, что ливийские запасы нефти — фактически единственного ливийского ресурса, представляющего на тот момент ценность — тоже расположены на прибрежной полосе от Сирта до Тобрука. Сиртский бассейн наиболее мощный в плане залежей нефти — но Восток помимо менее слабых нефтяных полей худо-бедно, но обладал инфраструктурой. А вот западнее Сирта с ресурсами было очень не очень. Разве что относительно тощий — хотя и дающий великолепную по качеству нефть бассейн Гадамеса.

Берберы Западных гор и племя Тубу оказались совсем вне игры — у них не было ничего.

Такова была диспозиция — и реальная политика Каддафи была направлена на выкачивание ресурсов Востока с тем, что распоряжались ими на Западе. Надо отметить, весьма волюнтаристски — то есть, решения по потокам принимались крайне ограниченным кругом лиц. Недовольство племён грамотно купировалось — введением в состав приближенных к Раису представителей Востока, разжиганием среди восточных племен междусобойных обид, подачками шейхам… В общем, нормальная практика управления большинства меньшинством. Лично я не склонен видеть в этом никаких особых диктаторских замашек Каддафи — не он первый и не на нём эта практика закончится. Обычная реалполитик. Однако отметим сразу — причин для недовольства Киренаики Триполитанией хватало.

С Тубу и амазигами разговор был совсем короткий — о чем можно говорить с чурками, у которых за душой нет ничего? Мы знаем это по себе — что умного может сказать человек, у которого нет московской прописки? Так что и здесь причины недовольства имелись — и в избытке.

Самое смешное, что до Каддафи — при короле Идрисе — восточные племена тоже не шиковали. Каддафи — скажем прямо — не урезал их пайку по сравнению с королём, а скорее, даже увеличил её. Однако вопрос престижа и понтов характерен не только для московских холуёв, не мыслящих себя без мигалки — у бедуинов тоже есть свои синие ведёрки на крыше. При Идрисе Обейда и Харуба были формально главными, что тешило их самолюбие, а конкретные шейхи этих племён катались просто как сыр в топленом маслице. Так что претензии не могли не появиться.

Тем не менее Каддафи был не просто бедуинским шейхом, дорвавшимся до власти и потоков. Он был — в отличие от Идриса и киренаикцев — именно Каддафи. Умным, где-то безжалостным, где-то хитрым — но неисправимым романтиком. Его идея Джамахирии (кстати, само по себе слово Джамахирия — вполне обыденное в арабском языке, обозначающее именно республику. Скажем, официальное название Сирии — аль-Джумхури́йя аль-Араби́йя ас-Сури́йя) носила идею справедливости, которая вполне годилась именно как идея — то есть Мечта. Никаких особых возражений эта Мечта на самом деле не вызывала — вопросы вызывала практика её реализации.

Несомненно, что у практики — причём весьма нестандартной и необычной — появилась масса недоброжелателей и противников. Причём там, где Каддафи был слаб в теории — в городах.

Парадоксально, но Каддафи титанические усилия направил на урбанизацию страны — и таки провел её — совершенно не понимая, что город абсолютно несовместим с идеей рая для бедуинов. Городская ментальность коренным образом отличается от традиционных обычаев, она слабо поддерживает племенные традиции и родо-племенной уклад жизни. И если первое поколение понаехавших в города выходцев из пустыни были классическими маргиналами — отказывающимися от прежней жизни, но не знающими, как жить по-новому, то уже второе поколение горожан (те самые, кстати, нынешние — в шлёпках и майках) совершенно не воспринимало Мечту Каддафи в целом. Оно воспринимало её весьма выборочно. Горожанам нравились патерналистские подачки ни за что — но им не нравилась бедуинская практика распределения этих подачек. Лайма неоднократно говорила, что кумовство и непотизм были бичом Ливии — а это, между прочим, классика родо-племенного уклада.

И вот всем этим варевом Каддафи умудрялся рулить долгие четыре десятилетия. Он не был добрым дядюшкой — он был именно старым и мудрым Каа для толп бандерлогов. Лично я уверен — не будь Каа, бандерлоги попросту не сумели бы построить хоть как-то толком свою жизнь — продолжая жить в пустыне. Но разве бандерлоги смогут понять, что злобный земляной червяк, жрущий их на обед — это санитар, отбраковывающий негодных? Они видели лишь очередное бьющееся в зубах тело. Но я отвлёкся.

В общем, причин для недовольства хватало практически у 3/4 Ливии. Глупое недовольство, скудоумное — но от этого оно не переставало быть. И иметь место. И периодические мятежи на Востоке, где ко всему прочему вмешивался еще один головоломный фактор — фундаментальный экстремизм — это была реальность. Да и мятежи в Западных горах -это тоже та самая реальность.

Собственно, февральский мятеж был бы точно таким же мятежом, что и предыдущие — и мы все свидетели, что к концу марта он имел все шансы быть подавленным. Как и предыдущие. Но произошло неожиданное. Мятежники заключили сделку с дьяволом. Они вывели сугубо внутренний междусобойчик за пределы Ливии и призвали Того, кого нельзя призывать. Заключили сделку с тем, кто никогда и ни при каких обстоятельствах не выполняет своих обещаний. С Западом.

На этом я временно прервусь и вернусь к Себхе. Да. Сегодня Себха действительно не принадлежит Каддафи. Собственно, она и раньше не особо ему принадлежала — это была территория Тубу, которых отстранили от раздачи пряников, но признали за ними право продолжать вести свой разбойный и нелегальный бизнес. Закрывая глаза, беря с них бакшиш, пользуясь иногда полезными фичами — и Тубу получили свою компенсацию за то, что их обнесли мимо пирога. Они необидчивые — они и сами заработают свой хлеб. Но друзей и союзников Каддафи так и не приобрел. И сегодня он получил сполна и заслуженно — его просто продали. И судя по всему, недорого.

Бен Ведеман, безусловно, врал — хотя и не обо всём. Никто Себху не освобождал. Приехала банда из Триполи — пограбила, кто сумел — тот унёс ноги. А Себха вывесила триколор и стала ждать свои полновесные серебренники. Которые ей, судя по всему, уже и доставили. Сделка состоялась. И то, о чем написала Лайма — увы. Но чистейшая правда. Да и Екатерина совершенно права. С оговоркой. В Себхе нет мятежников — их чисто технически там нет. Но теперь там нет и правительственных войск. Это, кстати, никак не отразится на стратегическом положении воюющих сторон — если нужно, правительственные войска смогут пройти этим маршрутом невозбранно. Только теперь — за плату. Извините, ребята, ничего личного.

to be continued…

Источник: el-murid.livejournal.com

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.