Наши за рубежом: Родина-мать не спешит принимать


Программа помощи переселенцам, на которую были потрачены миллиарды, не достигла своей цели.

Министерство регионального развития увеличило количество субъектов Федерации, участвующих в госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа. К концу 2011 года принять переселенцев и членов их семей смогут уже не 28 регионов, как в прошлом, а 40, сообщила пресс-служба министерства по итогам состоявшегося на днях заседания Межведомственной комиссии по реализации федеральной программы «Соотечественники».

В ходе заседания, которое прошло под председательством главы ведомства Виктора Басаргина, были рассмотрены вопросы реализации региональных программ переселения в Дальневосточном регионе.

«В частности, глава Минрегиона отметил успешную реализацию госпрограммы на Дальнем Востоке и положительный опыт компактного переселения в сельскую местность Амурской области и Приморского края, в том числе староверов из Боливии (15 семей — авт.)», — информирует сайт Минрегиона.


Участниками заседания был также рассмотрен вопрос согласования трех новых региональных программ переселения (Республика Марий Эл, Ямало-Ненецкий АО, Свердловская область) и внесения изменений в некоторые действующие региональные программы (Приморский край, Амурская, Новгородская, Омская, Псковская, и Саратовская области).

Подробности этих изменений в сообщении не приводятся. Но отмечается, что вопрос совершенствования законодательства в области реализации госпрограммы предполагается рассмотреть на ближайшем заседании правительственной комиссии по миграционной политике под руководством Игоря Шувалова.

Федеральная программа по переселению соотечественников, как напоминает РИА «Новости», была запущена в 2006 году. Соответствующий указ в конце июня подписал Владимир Путин — тогда президент РФ. Рассчитана программа на срок до 2012 года.

Возможность переехать в Россию насовсем предоставляется не только русским, живущим за рубежом, но и всем бывшим гражданам СССР, в том числе оставшимся без гражданства.

Выбрать для проживания они могут в любой регион, участвующий в программе. Как отмечают в Минрегионе, количество субъектов Федерации, готовых принять соотечественников из-за рубежа, постоянно растет: в самом начале реализации программы их было всего 12, сейчас — 40.

При переезде в Россию переселенцам и членам их семей компенсируют расходы на оформление необходимых документов, проезд, выплачивается единовременное пособие на обустройство, в течение первых шести месяцев при отсутствии иных доходов выплачивается пособие в размере 50% от прожиточного минимума в регионе.

По замыслу властей, программа по переселению соотечественников должна была способствовать решению демографических проблем. Чиновники рассчитывали, что в Россию вернутся специалисты — учителя, инженеры, строители, дефицитные рабочие, которые восполнят нехватку трудовых ресурсов в российских регионах.

Как отметил на круглом столе, состоявшемся 19 мая с.г. в Общественной палате, заведующий кафедрой Государственного университета управления Юрий Рощин, в 90-е годы в Россию переехало свыше 6 млн. бывших граждан СССР. Около 25 млн. русских осталось за пределами России.

Все они, по экспертным оценкам, потенциально были готовы на переезд. Но воспользовались в итоге программой, по данным Минрегиона, немногим более 20 тысяч.

По мнению Виктора Шацких, эксперта в области миграционной политики, изучающего проблемы переселенцев, программа по переселению не просто не работает, она «фактически провалилась»:

— На самом первом этапе говорили о 250 тысячах переселенцев. Говорили даже о миллионах, но это была скорее метафора. А цифра 250 тысяч была четко вбита во все планы. Это уже потом она стала плавно съеживаться, уменьшаться, скукоживаться. И когда на последнем съезде соотечественников президент Медведев, так сказать, подводил промежуточные итоги, он сказал, что приехало всего 17 тысяч. Правда, тут же подчеркнул, что, мол, мы и не гонимся за количеством. Вообще картина какая-то сюрреалистическая: называются одни цифры, потом они корректируются в разы. И никто не говорит, что половина народа переезжает в Калининградскую область, куда они переезжали раньше без всяких программ. Там вообще почти все население — переселенцы, потому что регион такой, так сказать, «бескорневой»: там нет коренного населения в привычном российском понимании. Возможно, потому и отношении к приезжим хорошее. Ну, во всяком случае, более лояльное. То есть от 20 тысяч, которые сегодня переехали в Россию, 10 тысяч нужно вообще вывести за скобки, поскольку к программе они никакого отношения не имеют. Что остается? Десять тысяч вместо 250.

«СП»: — В чем же основные промахи?

— На мой взгляд, c самого начала эта программа (как и многие другие российские программы) была, можно так сказать, «двояковыпуклой». С одной стороны, как-то надо было решать давно назревшую задачу. С другой — все это напоминает действия бригады хирургов, которые даже не просто имеют низкую квалификацию, но еще у них первая задача — от больного немножко мяса отрезать для дома для семьи.

«СП»: — Вы говорите о коррупции?

— Громкие слова можно опустить. Но, если я не ошибаюсь, на эту программу было выделено 4,5 млрд. рублей. И эти деньги в течение года или полутора не доходили до переселенцев, потому что висели где-то в банках. А бюрократические проволочки с оформлением документов?

«СП»: — Процедура же максимально упрощена…

— Я бы сказал, что она, наоборот, по каким-то причинам специально усложнена. Мне известна масса случаев (в Украине, Казахстане, Киргизии), когда люди месяцами ездили из своего райцентра в областной город или даже в столицу, чтобы подать заявление. Их гоняли по очередям, придирались к каждой закорючке, в конечном итоге у людей просто пропадало желание что-либо делать.

«СП»: — Может, кто действительно хотел, просто переехал в Россию раньше?

— Думаю, так и есть. Ошибка разработчиков программы, как мне кажется, в следующем: они полагали, что в середине «нулевых» по-прежнему в национальных республиках есть огромное количество людей, готовых переезжать очертя голову. Это совершенно не так. То есть, так было в начале и середине 90-х: кто хотел уехать — уехал. А сейчас народ там уже обжился, укрепился. Это, конечно, не значит, что желающих вообще нет, просто сегодня они готовы обсуждать условия. А им предлагают жить в деревне «морковкино болото», и работать за 5 тысяч рублей.

Председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества, политолог Иосиф Дискин, тоже признает, что программа «Соотечественники» не вполне продумана, однако считать ее провальной оснований нет:

— Первоначально программа была достаточно умозрительной и больше напоминала политическую пиар-акцию. Но за прошедшее время накоплен полезный опыт и стало многое понятно: что привлекает соотечественников, чего они бояться и что надо требовать от регионов. О людях, которые приезжали первыми, действительно, не сильно заботились, и у них были огромные проблемы — с социальной адаптацией, с жильем, с работой. Сейчас постепенно напряженность в этих вопросах снижается, в нормативные документы внесены необходимые изменения. С моей точки зрения, только сейчас проект начинает приобретать прочную практическую основу.

«СП»: — Вы считаете, что программу следует продлить?

— Уже известно: так и будет, в 2012 году программа не закончится.

«СП»: — Но есть мнение, что она провалилась?

— Неправда. Она не провалилась. Она просто идет очень трудно. А это совсем разные вещи. Конечно, проблем масса. Да, и у самих регионов, мы знаем, проблем бездна. Представляете, в кризис в маленький город приезжают какие-то новые люди. Там и так безработица, а тут еще чужаков надо обеспечить работой. Естественно, возникали трения. Но сейчас этого уже нет. Есть другая беда — решения все принимают федеральные и региональные власти, а на местах муниципальные чиновники эти решения саботируют. У них там сватья, братья, знакомые и т.д., и они просто идут на поводу у всей этой местной неадекватной публики, которая кричит: «А вот вы все им. А нам?». Но все эти крики по большей части обычная демагогия. На это надо смотреть не с позиции «одна бабушка сказала», а исследовать… Мы исследовали и убедились: программа идет очень трудно, но это совсем не то же самое, что она провалилась. Потом, если есть люди, которые хотят переселиться в Россию, они должны получить такую возможность.

Но не следует им обещать золотые горы — многие посольства, как раз, этим грешат, поскольку они тоже отчитываются за численность — россияне все живут не так уж хорошо. Популизм здесь во вред: люди приезжают, сталкиваются с довольно-таки тяжелыми условиями и начинают думать, что их просто обманули.

А вот, что рассказал «СП» (правда, на условиях анонимности), человек, который сам недавно решил вернуться в Россию из Казахстана:

— Раньше была упрощенная система получения российского гражданства, нужно было сдать всего 6 документов, и за три месяца вы получали паспорт. Сейчас это все отменили. Поэтому люди вынуждены идти на программу переселения. Какие здесь этапы: сначала вы должны в Казахстане выписаться — это больше двух месяцев. Потом получить разрешение на выезд и сдать документы. Эти документы вы подаете в посольство или в консульство РФ, и если там больших очередей нет, вам должны подобрать район и вакансию, которая вас якобы будет ждать (но это смешно, кто вас будет полгода ждать?). Когда же вы с семьей, наконец, приезжаете на место, начинаются новые трудности. Всем ведь обещают льготы, но льготы повесили на местные бюджеты. А местные власти, чтобы уклониться, разделили приезжающих на несколько категорий: в одном районе оплачивают только дорогу, в другом — контейнер, в третьем — еще что-то. То есть больше половины льгот с вас снимаются. Вот человек приезжает, ему говорят: «Вы по категории «А» идете, вам билеты оплачивают, а жилье не предоставляют».

Потом еще долго приходится жить со свидетельством переселенца, которое дали торжественно в посольстве или в консульстве. Чтобы получить разрешение на временное проживание, опять нужно ждать. Два месяца минимум. А со свидетельством на работу вас могут взять только как иностранца, но никто не хочет брать, потому что налог 32 %. То есть, все это время вы будете безработным. Пока получишь паспорт, проходит полгода. Полгода по кругам ада. И каждый раз, при каждой подаче документов одно и то же: нотариальная копия паспорта, трудовой книжки, справок. Каждый пакет документов требуется заверить у нотариуса — выходит по 2-3 тысячи. И все из собственного кармана и не один раз. Государство компенсирует только 1 тысячу рублей. Но самое неприятное, когда, наконец, заходишь за паспортом, видеть этот недоброжелательный взгляд сотрудника паспортного стола, в котором читаешь: «Ну, чего тебе еще?». А ведь я на родину вернулся».

Про это по телевизору не говорят.

Светлана Гомзикова
Источник: svpressa.ru

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.