Эксперты: высокий уровень преступности мигрантов - миф


Бытующие представления о том, что мигранты в России являются существенным криминогенным фактором, по мнению экспертов, не более чем миф. Что же следует сделать, чтобы этот миф был окончательно развенчан?

Российские специалисты, исследующие тему мигрантов, не раз обращали внимание на то, что СМИ, освещая проблемы трудовой иммиграции, чаще сообщают о преступлениях, совершенных гастарбайтерами, чем о том, как им живется. При этом эксперты уверены, что высокий уровень преступности среди трудовых мигрантов — это миф. И если он жив, значит, есть и те, кому это выгодно.

Цифры и их трактовки

В недавно обнародованном отчете МВД России за первое полугодие 2011 года сказано, что мигрантами было совершено каждое седьмое убийство и каждое второе изнасилование. Выступая в конце июля с докладом, начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев заявил, что около 70 процентов преступлений в столице совершают приезжие. Таким образом, начальник столичного ГУВД продолжил традицию, заложенную его предшественником Владимиром Прониным, неоднократно утверждавшим, что на долю мигрантов приходится половина всех преступлений.

Похожую преемственность продемонстрировал и мэр Москвы Сергей Собянин. Вслед за Юрием Лужковым, уволенным с поста столичного градоначальника осенью 2010 года, Собянин указал на то, что мигранты ухудшают криминальную обстановку. «По разным подсчетам, они связаны с половиной преступлений в городе», — сообщил мэр. В то же время статистика Федеральной миграционной Службы (ФМС) свидетельствует о том, что лишь 3,5 — 3,8 процента преступлений совершается в России трудовыми мигрантами.


Председатель исполкома Форума переселенческих организаций Лидия Графова вспоминает, как на одном из недавних круглых столов по вопросу миграции случился казус, связанный именно с нестыковкой в цифрах. Когда представитель столичного ГУВД вновь огласил свою статистику, а представитель ФМС — свою, полицейскому чиновнику пришлось уточнить, что он имел в виду все преступления, совершенные не жителями Москвы. А мигранты, как выяснилось, были замешаны лишь в 3,7 процента преступлений.

Миф, который кормит коррупционеров

Эксперты теряются в догадках, зачем столичные власти играют со статистическими данными. «Москва, — отмечает Лидия Графова, — вообще ведет миграционную (точнее, антимиграционную) политику, которая противоречит государственной». Проработавший четыре года заместителем директора ФМС, ныне возглавляющий фонд «Миграция ХХI век» Вячеслав Поставнин полностью согласен с Графовой.

По его словам, общеизвестно, что большинство мигрантов, приезжающих в Россию, оставляют на родине жен и детей. «Совершить здесь преступление и сесть в тюрьму означает для них обречь на голодную жизнь семью на родине, — объясняет Поставнин. — Мигрант это понимает и очень хорошо подумает, прежде чем совершить что-то противозаконное». Экс-замначальника ФМС предположил, что в России продолжают «делать из мигрантов монстров», так как потом легче создавать дополнительные препоны на пути гастарбайтеров.

Поскольку в последнем заинтересованы в первую очередь сотрудники МВД, они обнародуют лишь те показатели, которые позволяют поддерживать миф о высоком уровне преступности среди мигрантов, отметил эксперт. Вся система работы с приезжими, по словам Поставнина, устроена так, чтобы чиновники могли извлекать выгоду: «Образуется узкое горлышко, через которое поток мигрантов попадает в Россию. И кто-то решает, кого пустить, а кого — нет. Понятно, что пропуск — это деньги».

Профессор экономического факультета МГУ, член правительственной комиссии по миграционной политике Ирина Ивахнюк убеждена, что передача в 2002 году вопросов миграции в ведение МВД была серьезной институциональной ошибкой. «С тех пор в мозгах многих людей понятие „мигрант“ очень четко стало ассоциироваться с понятием „преступник“, — отмечает Ивахнюк.

Козыри на стол

Выход из ситуации предлагает Вячеслав Поставнин. Экс-замглавы ФМС считает, что, во-первых, нужно легализовать фирмы, посредничающие при оформлении мигрантами документов. „Вы думаете, это криминальные структуры их организуют? Это делают сами же сотрудники ФМС, — уверен Поставнин. — Пусть они продолжают свою работу, но и несут ответственность за соблюдение законодательства, и платят налоги“.

Кроме того, Вячеслав Поставнин предложил передать вопросы регулирования миграционных потоков на местный уровень, так как до руководителя муниципального образования „легче достучаться“. При этом наказание — вплоть до уголовной ответственности — за плохо организованную работу с людьми, приехавшими на заработки из-за рубежа, тоже должен нести муниципалитет.

Темы, связанные с миграцией, всегда были важны для политиков. Поэтому Лидия Графова опасается, что в ближайшие несколько месяцев положение в этой сфере в России может стать еще напряженнее. В декабре пройдут выборы в Государственную думу, а в марте 2012 года — выборы президента. „Национальная, миграционная карта — это козыри во всех политических играх. Боюсь, сейчас вновь начнут нагнетать страсти вокруг проблемы трудовых мигрантов“, — предположила Графова.

Егор Виноградов
Источник: dw-world.de

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.