На Северный Кавказ прольется золотой дождь. Из бюджета


Развитие неспокойного региона до 2025 года может обойтись налогоплательщикам в 4 трлн рублей.

Регионы Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) просят все больше и больше денег из бюджета. Ухватившись за идею Дмитрия Медведева сделать из этой местности туристический кластер, они сосчитали, сколько для этого понадобится средств, и направили соответствующие заявки в центр. В соответствии с ними, целевые расходы федеральных властей на развитие Северного Кавказа до 2025 года достигнут 3,8 трлн рублей — эта сумма фигурирует в подготовленной Минрегионом по поручению правительства госпрограмме развития округа.


Большинство средств, по замыслу Минрегиона, предоставит федеральный бюджет, но около 1 трлн рублей придется привлечь от инвесторов. Ведомству предстоит убедить кабинет министров в обоснованности этих трат, сообщает «Коммерсантъ».

План развития Северного Кавказа до 2025 года поручил разработать Минрегиону премьер Владимир Путин в начале нынешнего года. Как обычно, новые планы построили на основе нового финансирования. Оно не просто больше старого – оно превосходит его в разы. Таким образом, будет заменена действующая в регионе федеральная целевая программа (ФЦП) «Юг России» и программы социально-экономического развития Чечни и Ингушетии.

Итак, в ближайшие 14 лет развитие Кавказа обойдется нам в 3,89 трлн рублей. Из них 2,6 трлн придется на расходы федерального бюджета, 195,2 млрд выделят субъекты федерации, остальные 1,09 трлн чиновники собираются привлечь из внебюджетных источников – уговорив самых богатых бизнесменов что-нибудь там построить.

Новое финансирование, как уже говорилось, значительно превосходит старое. Если в 2012 году суммарный объем расходов запланирован на уровне 64,6 млрд рублей, то с 2014 по 2022 год они будут не ниже 201,7 млрд рублей ежегодно, то есть, превзойдут текущий уровень в три с лишним раза, а самый большой объем вложений — 427,8 трлн — запланирован на 2015 год (в 6,6 раза больше). Новый бюджет госпрограммы почти в десять раз превышает расходы действующих ФЦП.

Однако, это еще только «девичьи мечты» — пожелания регионов. Федеральный чиновник, участвующий в обсуждении госпрограммы, сказал по этому поводу: «Цифры гигантские, так что мы будем отталкиваться не от них, а от возможностей бюджета», — цитируют его слова «Ведомости». Тем не менее, ясно, что финансирование СКФО будет значительно увеличено.

Примечательно, что у разных регионов СКФО разные аппетиты. Так, второй по численности населения Ставропольский край хотел бы получить лишь 2,6% (63 млрд рублей) общей помощи из бюджета и не рассчитывает на поддержку бизнеса. А вот Ингушетия просит почти вшестеро больше Ставрополья — 365 млрд, хотя ее население всемеро меньше. На поддержку бизнеса она тоже не рассчитывает по известным причинам – бизнес не любит мест, где стреляют и взрывают. У Северной Осетии, чье население почти втрое превышает ингушское, запросы, наоборот, почти втрое меньше соседней республики – только 137 млрд рублей.

В своих силах уверена лишь одна территория СКФО – Кавказские Минеральные Воды (Ставропольский край). Она собирается привлечь частных инвестиций на 156 миллиардов рублей и просит из бюджета 52 миллиарда рублей дополнительно.

Треть всего бюджета госпрограммы — около 1,2 трлн рублей придется на инвестиции в Дагестан. Лидирует республика и по объему планируемых к привлечению внебюджетных средств — 414 млрд рублей. Любопытно, что ранее полпред президента в СКФО Александр Хлопонин признавал, что Дагестану нечего предложить в качестве залогового обеспечения по кредитам, кроме «50 тысяч га минных полей».

Чечня направила в федеральный центр собственные предложения о масштабах необходимой ей финансовой помощи. На строительство 515 различных объектов ей потребуется 498 млрд рублей из федерального бюджета. При этом консолидированный бюджет Чечни составляет 61,4 млрд рублей, а ее собственные доходы — лишь 6,4 млрд рублей. То есть, Чечня хочет получать денег в семь раз больше, чем годовые доходы республики. Столь значительного объема постоянной финансовой поддержки региональные экономики в России прежде не видели, даже Север и Дальний Восток.

Минэкономики к этим цифрам «пока настроено пессимистично» — там считают, что «даже с учетом предвыборного года сумма госпрограммы может оказаться совершенно неподъемной».

В то же время, некоторые бизнесмены уже начали вкладывать деньги в СКФО. Так, группа «Синара» (производство труб) строит горнолыжный курорт в местечке Архыз. Другой горнолыжный курорт построит в чеченском ауле Ведучи бизнесмен Руслан Байсаров, а сенатор Сулейман Керимов пообещал превратить Дагестан во «всероссийскую здравницу», вложив 1,4 млрд долларов в спортивную и туристическую инфраструктуру в республике.

Когда речь заходит о курортах в Чечне и Дагестане, почему-то всегда приходит на память карикатура из разряда черного юмора – у подъезда на лавочке сидят слепой в черных очках и безногий. Безногий спрашивает слепого: «А вы где отдыхали?» Но кроме сомнительной безопасности в СКФО, проблема имеет и другой аспект. Все возрастающие затраты на Чечню вызывают раздражение в остальной части России. Так, в апреле в Москве прошел митинг под лозунгом «Хватит кормить Кавказ», на котором люди протестовали против дотирования регионов Северного Кавказа.

На митинге утверждалось, что вопрос «финансовой несправедливости» является общим для большинства россиян и приводили данные — на каждого жителя Чечни в среднем выделяется по 50 тысяч рублей, тогда как гражданам «русских» регионов достается только по 5 тысяч.

Хотя по данным Минфина, совокупное финансирование Приволжья в этом году составляло 263,7 миллиарда рублей, Дальнего Востока — 180,8 миллиарда, а Северного Кавказа — 167,8 миллиарда, здесь следует учитывать разность в численности населения, которая и может дать названные эффект, если сопоставить выплаты на одного человека.

Не безупречны и способы, которыми регионы СКФО тратят федеральные дотации. Так, окружение главы Чечни Рамзана Кадырова отметилось в скандале, когда для чеченского спецбатальона «Грозный» закупались роскошные автомобили Mercedes-Benz стоимостью 85 тысяч долларов каждый. А МВД республики заказало на сайте госзакупок для нужд районной полиции еще 15 роскошных машин на общую сумму 113 миллионов рублей. В списке автомобилей для полицейских Грозного и аулов республики значились дорогие внедорожники ToyotaLandCruiser 200, PorscheCayenne, седаны Mercedes Е350 и ToyotaCamry. На менее пафосных автомобилях чеченским полицейским ездить неудобно.

Об этом же говорит и доклад Счетной палаты, посвященный эффективности использования государственных средств в СКФО. Доклад констатирует, что на Кавказе царит «финансовая непрозрачность» и наличествуют «признаки коррупции», сообщает газета Взгляд. Перечислив множество случаев нарушений, граничащих с преступлением или содержащих в себе состав преступления, авторы доклада приходят к парадоксальному выводу: чем выше федеральное финансирование северокавказских республик, тем больше в них безработица.

При повышенном госфинансировании северокавказских регионов, в два раза превышающем среднероссийские показатели по межбюджетным трансфертам на душу населения, уровень безработицы на Кавказе в два–три раза выше, чем в среднем по России, а основной вклад в объем валового регионального продукта вносит не частный бизнес, а государство. Большая же часть населения Северного Кавказа, как и раньше, живет за счет «серой экономики», официально почти не работает и, естественно, не платит налоги.

А запросы на увеличение финансирование напоминают кадры из «Двенадцати стульев», когда горские мальчишки, станцевав пару па лезгинки перед проезжающими автомобилями, решительно требуют: «Денги давай, денги!»

Романов Александр
Источник: km.ru

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.