«Краснодарские помидоры» едут к нам из Турции, а чеснок - из Китая


Скандал с кишечной палочкой-мутантом и запретом на ввоз овощей из Европы вызвал немало вопросов. В самом деле, какова «национальность» продуктов, которые мы едим? И почему необходимо везти за тысячи километров даже лук и чеснок, которые легко вырастить хоть на дачном участке?

Почему лук надо закупать в Голландии

За последнюю пару недель эксперты уже не раз объяснили: импортные овощи России нужны из-за нашего климата. Летом мы и на своих огурцах-помидорах продержимся, но зимой только заграница нам поможет.

Но если посмотреть на основных наших зарубежных «кормильцев» (см. схему), то невольно возникают вопросы. Допустим, Испания и Турция — страны, безусловно, южные. Но чем уж так лучше климат в Нидерландах или Польше? А ведь именно на Нидерланды приходится наиболее существенная часть нашего овощного импорта из ЕЭС. И приезжают к нам голландские овощи большей частью в декабре — апреле — в разгар «несезона».

— Не могут наши тепличные хозяйства конкурировать по ценам с голландскими, — объясняет Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей. — Постройка теплиц в России обходится намного дороже. Это достаточно большие первоначальные вложения, а плата за кредит у нас по сравнению с Нидерландами высока.

Это подтверждают и в ассоциации «Теплицы России». Вообще теплицы промышленного масштаба сейчас мало кто желает строить даже рядом с Москвой, где рынок сбыта вроде как обеспечен, — невыгодно.

Что же получается: неприхотливый репчатый лук, которым особенно активно снабжает нас зимой Голландия, выгоднее везти из-за бугра?

— Именно так, — утверждают специалисты. — Если, конечно, правительство не примет какие-нибудь меры, скажем, по удешевлению кредита.

Где родина «бакинских огурчиков»

Разглядывая статистику овощного импорта, я была удивлена, не увидев в первых рядах импортеров, скажем, Азербайджана. А как же знаменитые «бакинские» огурчики, которыми завалены московские рынки?

— Большая часть «азербайджанской» продукции приезжает из Турции, — поясняет Дмитрий Янин. — Судите сами. На Турцию приходится почти половина помидорного импорта и больше трети огуречного. Но вы видели на рынках турецкие помидоры? Продавцы занимаются перемаркировкой, пишут «Азербайджан» или «Краснодар».

Так сложилось, что огурцы у нас спросом пользуются бакинские, а помидоры должны быть краснодарскими. Вот продавцы и стараются: какую этикетку хотите — такая и будет.

Теперь, по словам нашего эксперта, на рынках и в мелких магазинах (крупные торговые сети перемаркировкой занимаются реже — их чаще проверяют) надо ждать отечественных огурцов и лука вместо запретной продукции из Европы. Овощи переложат из одного ящика в другой.
Чтобы переориентироваться, скажем, с европейских огурцов на краснодарские или воронежские, по словам специалистов, предпринимателям нужно не менее двух месяцев. А что сейчас продавать-то? Тем более что покупателю истину установить крайне проблематично.

— Если овощи выращены не на личном огороде, то по своим свойствам — количеству витаминов и так далее — они не особо отличаются, — говорит наш эксперт. — Во всем мире сейчас используют примерно одинаковые технологии. Определить, выращен помидор в Испании, Голландии или в совхозе «Московский», как правило, можно только по документам на товар.

В каких странах мы закупаем больше всего овощей.

А есть ли отечественная продукция?

Как следует из доклада Госсовета РФ «О регулировании внутреннего продовольственного рынка» за 2010 г., в продажу попадает чуть более 33% от выращенных в России овощей. Картофеля — 24,5%. Причем по сравнению с 2007 годом эти цифры уменьшились: тогда было около 40% и около 30% соответственно.

То есть краснодарские помидоры и воронежский чеснок реально существуют. Но, как правило, никуда не ездят. Сами производители — большая часть овощей и до 90% картофеля вырастают в личных хозяйствах — их и съедают. Ну еще родственников снабжают. (Кстати, на личные подсобные хозяйства в России приходится более 46% всей отечественной сельхозпродукции.) И, судя по статистике (см. выше), тяга к «самодостаточности» у наших граждан, имеющих какие-то клочки земли, за последние годы увеличилась. Что, по логике вещей, означает: везти на продажу помидоры-огурцы-лук даже в пределах своей области — не говоря уж о рынках столиц — становится все менее выгодно. И правда: если уж крупным тепличным овощеводческим хозяйствам сложно с голландскими и турецкими поставщиками конкурировать по соотношению затраты-цена, то как простому тамбовскому крестьянину на этот рынок пробиться…

Стало быть, жителям крупных городов, у которых возможности вести свое хозяйство ограничены, придется довольствоваться тем же овощным ассортиментом. Независимо от того, какую страну-производителя нарисуют на ценниках продавцы.

Откуда попадают к нам другие продукты, читайте в следующих выпусках еженедельника.

А КАК У НИХ

Прежде чем купить огурец, подумай о природе!

Еврокомиссия в последнее время все чаще призывает потребителей-европейцев покупать местные овощи. Главных аргументов — три.

Первый — трансграничная торговля плохо влияет на экологию. Когда огурцы и помидоры везут за много тысяч километров, сжигается огромное количество лишнего бензина. Короче, купил огурец, привезенный из-за тридевять земель, — нанес дополнительный вред окружающей среде. (Это не шутка, европейцы всерьез этим озабочены — нам бы их проблемы.)

Второй — долгие переезды плохи и для самого огурца. Хоть технологии выращивания нынче и одинаковы во всем мире, но свежесть продукции по дороге теряется.

Третий аргумент — социальный. Купил местное — поддержал своих фермеров. Довольны жизнью фермеры — благополучнее страна. Ведь ситуация, когда большая часть населения стремится в несколько крупных городов, создает большие социальные проблемы и дополнительную напряженность в обществе.

Источник: kp Автор: Елена Аракелян

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.