Страна, которую мы знали и к которой успели привыкнуть, может измениться до неузнаваемости


Страна, которую мы знали и к которой успели привыкнуть, может измениться до неузнаваемости. Ее основу составят не абстрактные территории, а крупные города, которые могут стать авангардом развития России.

Пока анонимная, но уже вызвавшая массу нареканий идея о новом территориальном делении страны в действительности хороша настолько, что опоздала лет на десять. Вся логика развития России еще во время создания федеральных округов требовала не укрупнения абстрактных величин, а работы с уже существующими, но крайне ограниченными в правах формами административного устройства.

Логика макрорегиона хороша для геополитики, а вся внутренняя политэкономика вопиет против «административно-территориального деления» как такового: абстрактные «регионы» и еще более абстрактные «федеральные округа» привели к тому, что вся кровеносная система страны – города – оказалась плохо связанной, закупоренной и еле-еле функционирующей. Человеческий организм вряд ли бы выдержал шестичасовую доставку крови, но страна кое-как справляется.


Исправить это «кое-как» и может создание агломераций, крупных скоплений множества городов, которые объединены общей логикой развития.

Самый простой пример того, как могла бы работать агломерация, – это, разумеется, Москва, которая по смыслу давно переросла городские границы, а формально заперта в них так крепко, что два из трех крупнейших аэропортов столицы принадлежат другому субъекту Федерации – Московской области. Эта ситуация находится в принципе за гранью здравого смысла, потому что Москва (и как город, и как пункт транзита) пользуется аэропортами гораздо чаще, чем область, и именно Москве выгодны нормальные подъездные дороги (нормальные – это не Ленинградка, разумеется, а что-то другое, о чем не могут договориться два субъекта Федерации).

Можно спорить о деталях, то есть о том, где будут проходить границы агломераций, из чего будут агломерации состоять, но очевидно, что территория сама по себе не имеет сегодня никакого смысла, то есть существование небольших городков на огромных пространствах с плохой транспортной инфраструктурой больше себя не оправдывает.

Но для того чтобы амбициозная идея о создании агломераций воплотилась в жизнь, а не осталась простым разукрашиванием карты и пересадкой чиновников из одних кресел в другие, необходимы несколько важных условий.

Первое. Качественное изменение транспортной связанности, развитие внутреннего авиасообщения, скоростного железнодорожного сообщения между отдельными частями агломерации, качественное изменение (при увеличении темпов строительства) автомобильных дорог.

Второе. Модернизация электроэнергетики в расчете на гораздо более существенные пиковые мощности новых супергородов. Очевидно, что без выполнения этого условия любая агломерация будет постоянно находиться под угрозой блэк-аута.

Третье. Постепенное введение самой системы агломераций. Создать все сразу не получится – на это не хватит ни ресурсов, ни сил. Гораздо разумней начать с Москвы, которая и так уже является агломерацией. Вслед за Москвой и Санкт-Петербургом (здесь налажено и железнодорожное, и авиа-, и автомобильное сообщение, что существенно упрощает задачу) можно приводить к искомому идеалу и остальную территорию страны.

Четвертое. Создание иной структуры занятости. Очевидно, что проблема моногородов не решается автоматическим переселением рабочих завода в крупный город: здесь необходим анализ тех необходимых производственных мощностей, которые необходимы и которые может себе позволить агломерация. Скажем, нынешняя Ленинградская область – почти готовый кластер автомобилестроения, потенциально гораздо более сильный, чем Тольятти.

В итоге же создание агломераций позволит изменить саму структуру российского пространства, которое сегодня работает на остаточное обеспечение территорий деньгами в обмен на ресурсы, которые территории отдают «по вертикали» в центр. В итоге федеральный центр вынужден – для сохранения лояльности территорий – расширять социальные обязательства, а сами территории точно так же вынуждены – и часто вообще занимаются только этим – «выбивать деньги» из Москвы.

Эта довольно странная система распределения привела к тому, что любая «стратегия развития региона» сегодня – это в девяти случаях из десяти филькина грамота, в которой под видом «развития» обосновывается новая смета, которой никогда и ни на что не хватит.

Ей на смену может прийти нормальная схема, в которой города зарабатывают деньги, обеспечивая развитие всей необходимой городу территории. И если городу действительно необходима деревня, которая обеспечивает его необходимыми товарами или является рекреационной зоной для горожан, то именно город и должен определять, какой именно должна быть эта деревня и должна ли она существовать вообще (строго говоря, это происходит и сейчас: деревни понемногу заселяются дачниками).

Если логика территориального развития страны сменится логикой развития городов, это будет, возможно, самым ярким прорывом постсоветской России, и я почему-то ни на минуту не сомневаюсь в том, что сопротивление созданию агломераций будет идти по всем фронтам, и скоро мы услышим много интересного о том, как губительно в России что-то менять.

Но ведь уже нельзя не менять.

Источник: vz Автор: Михаил Бударагин

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.