Ходорковский: Меня боятся больше, закон уважают - меньше
Бывший глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский считает возможный обвинительный приговор по своему делу свидетельством страха и произвола властей. Об этом он заявил, выступая с последним словом в Хамовническом суде. «Судя по смыслу выступления прокуроров: „дайте им 14 лет“ и „наплюйте на прежние судебные решения“, за эти годы меня опасаться стали больше, а закон уважать — еще меньше», — сказал Ходорковский. В своем последнем слове он не стал говорить о юридической стороне дела. «Все, кто хотел что-то понять, – давно все поняли. Признания вины от меня никто всерьез не ждет. Вряд ли сегодня кто-нибудь поверит мне, если я скажу, что похитил всю нефть, добытую моей компанией», — сказал экс-глава «ЮКОСа».
Ходорковский выразил гордость тем, что «среди тысяч сотрудников „ЮКОСа“ за 7 лет гонений не нашлось тех, кто согласился бы стать лжесвидетелем, продать душу и совесть». «Десятки человек испытали на себе угрозы, были оторваны от родных и близких, брошены в застенки. Некоторых пытали. Но, теряя здоровье и годы жизни, люди сохранили то, что сочли главным, — человеческое достоинство. Те, кто начинал это позорное дело, презрительно называли нас „коммерсантами“, считали быдлом, готовым на все, чтобы защитить свое благополучие, избежать тюрьмы. Прошли годы. Кто оказался быдлом? Кто ради денег и из трусости перед начальством врал, пытал, брал заложников? Стыдно. За мое государство стыдно», — сказал Ходорковский.
Он выразил надежду, что Россия «все-таки станет страной свободы и закона, где закон будет выше чиновника». «Я совсем не идеальный человек, но я человек идеи. Мне, как и любому, тяжело жить в тюрьме и не хочется здесь умереть. Но если потребуется, у меня не будет колебаний. Моя вера стоит моей жизни. Думаю, я это доказал», — заявил Ходорковский.
На заседании в Хамовническом суде присутствовал экс-премьер Михаил Касьянов, который был первым свидетелем защиты по Делу Ходорковского и Лебедева. «За семь лет в тюрьме Ходорковский сохранил удивительное мужество. Я по-прежнему утверждаю, что он невиновен. Тем не менее, надежда, что судья примет правосудное решение, минимальна. Давить надо на главу вертикали. Ходорковский и Лебедев семь лет безвинно сидят в тюрьме и, судя по всему, к сожалению, будут сидеть еще несколько лет», — заявил Касьянов после заседания.
Экс-глава МФО «Менатеп» Платон Лебедев от последнего слова отказался. Оглашение приговора по второму делу Ходорковского и Лебедева состоится 15 сентября.
В ходе прений прокурор Валерий Лахтин заявил, что утверждения защиты Ходорковского и Лебедева о их невиновности являются ложными. «Мы не считаем необходимым подробно останавливаться на том, что наговорила защита и обвиняемые, поскольку все сказанное является явной ложью, и мы уверены, что суд, уйдя в совещательную комнату, удостоверится в этой явной лжи», — сказал он. По словам Лахтина, подсудимые строили свою защиту на формировании в обществе мнения о политической составляющей своего уголовного дела, а информацию об этом они распространяли через подконтрольные им СМИ. «Ходорковский применял свою излюбленную тактику, пытаясь не искушенного в общении с ним оппонента ввести в заблуждение», — сказал прокурор, не уточнив, кого он имел в виду.
Ходорковский в своем выступлении заявил, что вынести обвинительный приговор по инкриминируемым деяниям, по его мнению, невозможно. По словам экс-главы «ЮКОСа» совершение преступлений не подтверждено ни показаниями свидетелей, ни материалами дела. Лебедев со своей стороны заявил, что уголовное дело сфальсифицировано следователями и прокурорами.
Ходорковский, участвуя в обмене репликами, выразил уверенность, что проект обвинительного приговора суда уже готов. «Сегодня, как мы понимаем, нам читали проект нашего приговора. Что заставляет меня думать так? Гособвинитель два или три раза сказал: суд, оценивая, приходит к такому выводу», — сказал Ходорковский. «Несмотря на то, что Лахтин в репликах приписал мне выступление по поводу политической мотивированности дела, я об этом не говорил, по крайней мере, не акцентировал внимание. Я это оставлю для последнего слова», — сказал экс-глава «ЮКОСа». «Многие суды обращают особое внимание на ситуацию, когда сторона гособвинения обманывает. Если прокуратура опускается до обмана, значит, других аргументов у нее не осталось», — отметил Ходорковский.
По словам Ходорковского, в выступлениях прокуроров и в обвинительном заключении есть разночтения. В частности, несмотря на то, что в материалах говорится о том, что предметом преступления была не только нефть, но и нефтепродукты, и денежные средства, прокурор этих особенностей не коснулся. По мнению экс-главы «ЮКОСа», сокращение объемов нефти, хищение которой инкриминируется подсудимым, стало для прокуратуры вынужденной мерой.
Также Ходорковский отметил, что прокуратура, говоря о преступлениях, допускает фактические ошибки. «О наличии даже теоретической возможности юридически похитить нефть, поставленную производителем непосредственно добросовестным потребителям, говорить может только двоечник. Если преступник не завладел имуществом, похитить его нельзя», — пояснил он. Как отметил Ходорковский, они с Лебедевым не похищали нефть у добывающих «дочек» «ЮКОСа», так как не завладевали ею ни юридически, ни физически. «Перечеркнуть данный факт можно лишь прямо нарушив закон, пересмотрев фактически обстоятельства, установленные вступившими в силу решениями суда», — добавил Ходорковский.
В минувшую пятницу завершились прения по второму делу Ходорковского и Лебедева. В ходе прений Ходорковский призвал судью Виктора Данилкина вынести оправдательный приговор. «Я хочу поблагодарить прокуроров, именно благодаря им в нашей невиновности убедились абсолютно все. Прошу вас: оцените их усилия по достоинству», – сказал Ходорковский судье. Ранее обвинение потребовало для Ходорковского и Лебедева 14 лет колонии.
Ходорковский и Лебедев были осуждены в 2005 году на восемь лет лишения свободы. Срок их заключения, с учетом времени, проведенного под арестом, истекает в 2011 году.
Процесс по делу о хищениях нефти и акций открылся весной 2009 года и продолжается уже более полутора лет. На процессе в качестве свидетелей защиты выступили экс-премьер Михаил Касьянов, бывший глава Центробанка Виктор Геращенко, руководитель Сбербанка и бывший министр экономики Герман Греф, а также глава Минпромторга Виктор Христенко. Все они назвали действия подсудимых обычной экономической практикой и заявили, что не слышали о таких масштабных хищениях, хотя должны были бы узнать о них в силу своего служебного положения. Подсудимые и их защита также заявляли в ходе процесса о физической невозможности хищения нефти, в указанных в обвинении объемах.
Источник:grani
0 комментариев