Китайская карта ("The Ivanov Report", США)


Давно уже канули в Лету те времена, когда пожилые и болезненные обитатели Кремля отправлялись в зарубежные поездки только по особым случаям: подписать договор по контролю стратегических вооружений или погостить у своих престарелых коллег-руководителей из так называемых братских социалистических стран. (В последнем случае визит начинался с троекратного братского лобзания.)

Сегодня молодые, моложавые и находящиеся в хорошей форме руководители России ездят за границу безостановочно.

Но в путь их зовет не потребность в проведении переговоров по контролю вооружений, и уж конечно не идеология. Теперь главное это бизнес. Высшее российское руководство, сопровождаемое обычно свитой из ведущих бизнесменов, без устали колесит по свету, продвигая экономические интересы России.

Состоявшийся на прошлой неделе трехдневный визит президента Дмитрия Медведева в Китай не был исключением. Из 15 подписанных двумя странами документов 12 относятся к различным аспектам российско-китайского экономического сотрудничества. Визит завершился с подчеркнутым символизмом: Медведев и его китайский коллега Ху Цзиньтао присутствовали при открытии нефтепровода из Восточной Сибири в Китай протяженностью 625 миль.

Значит ли это, что данный визит был полностью лишен геополитического подтекста? Конечно, нет. Он проходил в момент обострения отношений Китая с некоторыми странами. Малозначительное столкновение китайского рыболовецкого судна с японскими патрульными кораблями привело к неприятной перепалке между Пекином и Токио. Спор Китая с США по поводу заниженного курса юаня продолжает накаляться. А если американский Конгресс примет закон, грозящий остановкой импорта китайских товаров, то между КНР и Америкой вполне может начаться настоящая экономическая война. На этом фоне обдуманно теплая, беспроблемная манера общения Медведева с китайскими лидерами не могла не стать для всего мира отчетливым сигналом: Россия для Китая это постоянный, верный и понимающий друг.

Также возникает соблазн сравнить визит Медведева в КНР с его летней поездкой в Соединенные Штаты. Да, председатель Ху Цзиньтао не водил Медведев на обед в популярное заведение фаст-фуда. Но они подписали совместное заявление, в котором слова «стратегическое партнерство» употребляются едва ли не чаще, чем запятые и предлоги. И наоборот, в Соединенных Штатах аналитики так и не нашли пока подходящее определение для российско-американских взаимоотношений. Варианты самые разные – от смелого «выборочного сотрудничества» до более острожного «взаимодействия». Да, Медведев начал свой визит в США с поездки в Кремниевую долину. Но его программа визита в Китай была более разнообразной, включая встречи с людьми самых разных занятий и общественного положения. Беседуя со студентами и преподавателями из Даляньского института иностранных языков, Медведев сказал: «Китай для меня – вполне близкая страна. … Мне здесь комфортно». Кто-то помнит, чтобы Медведев говорил нечто похожее об Америке?

Медведев вряд ли пытался разыграть пресловутую китайскую карту в игре против своего друга Барака Обамы. Но совершенно очевидно, что эта карта будет разыграна против него в России. Не секрет, что значительная и очень влиятельная фракция в составе политической элиты России активно настаивает на углублении сотрудничества с Китаем. Эта «китайская партия» может воспользоваться успехом президентского визита для подтверждения своих взглядов. И пока «перезагрузка» в американо-российских отношениях ни шатко, ни валко движется вперед, сторонникам прозападной ориентации России просто нечего ей противопоставить.

Даже если в Белом доме не любят на досуге играть в карты, внешнеполитической команде Обамы следует уделить пристальное внимание любовному роману между Москвой и Пекином. Она также должна взять себе на заметку тот факт, что находясь в Пекине, Медведев получил послание от французского президента Николя Саркози. Саркози пригласил Медведева и канцлера Германии Ангелу Меркель приехать в октябре во Францию, чтобы поговорить «о безопасности». С учётом всех обстоятельств президенту Обаме и его советникам следует понять, что направления внешней политики России не являются фиксированными, и что она сохраняет различные варианты действий.
Источник inosmi.ru Автор Евгений Иванов

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.