Уголовный кодекс остался без преступлений
Клеветать и оскорблять теперь можно, не опасаясь уголовной ответственности, а совершать экономические преступления без реального лишения свободы. Госдума приняла закон о либерализации уголовного законодательства. Впрочем, речь идет, скорее, о векторе развития, и часть вводимых механизмов может так и остаться виртуальной.
Госдума приняла внесенный президентомзаконопроект о совершенствовании Уголовного кодекса (УК). Теперь в России появится забытый с советских времен альтернативный лишению свободы вид наказания — принудительные работы — а клевета и оскорбления преступлениями быть перестанут.
Либеральнее, еще либеральнее
Новый уголовный закон не только меняет систему альтернативных наказаний, но и «облегчает» категории преступлений. Так, составами небольшой тяжести теперь станут те, санкция которых предусматривает до 3 лет лишения свободы. Ранее было до 2 лет.
Изменения
Закон затрагивает 237 из 560 статей УК. При этом 122 состава становятся преступлениями небольшой тяжести. По 189 статьям предлагается ввести принудительные работы.
Кроме того, экономические преступники получат возможность избежать лишения свободы. Осужденного за состав небольшой тяжести освободят от колонии за возмещенный в пятикратном размере ущерб.
Первый зампред председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров, занимавшийся законопроектом, полагает, что либерализация законодательства необходима, и к росту преступности она не приведет.
«На наш взгляд, это необходимые меры, которые сделают нашу страну относительно современной. Потому что иначе это что-то из прошлого века — того и гляди будем людям головы отрубать», — пояснил депутат.
По словам Андрея Назарова, альтернативные виды наказания применяются не так часто, как хотелось бы. Поэтому на основе проводимого в последнее время мониторинга было предложено ввести принудительные работы. В этом же русле находятся штрафы за экономические преступления.
«Люди, которые совершают преступления в экономической сфере — степень общественной опасности их деяний не столь высока. Их надо наказывать. Но одно дело, когда 10 лет получает убийца нескольких человек и другое — предприниматель, который не выполнил какие-то требования», — отметил депутат.
С другой стороны, несмотря на штраф, преступники не освобождаются от судимости. Кроме того, налогоплательщики не содержат их в местах лишения свободы и даже, напротив, получают от них доход в виде штрафа.
Виртуальный вектор
По данным Госдумы, сейчас 850 тыс. осужденных находится в местах лишения свободы. Ежегодно около 1 млн дел доходит до суда. При этом возбуждается около 3 млн дел.
Между тем, юристы, оценивая меры, сходятся на том, что вопрос, скорее всего, упрется в их реализацию, хотя либерализация безусловно нужна.
«Это больше благие послания и общий вектор движения уголовной политики, чем результат. Существующий УК вообще наполовину нерабочий. Мы там прописали арестные дома, между тем они так и не были повсеместно построены», — считает адвокат Игорь Трунов.
Юрист полагает, что вряд ли, если «денег нет на арестные дома, на исправительные центры (где отбывают принудительные работы), они откуда-то возьмутся». Сложность реализации принудительных работ ранее отмечал Firstnews и адвокат Виктор Буробин.
Кроме того, по мнению Игоря Трунова, закон не затрагивает один из важных аспектов либерализации — высшую меру наказания, хотя «мы давно это пообещали в Европе» (сейчас смертная казнь сохраняется в УК, но не применяется в соответствии с актом Конституционного суда — прим. ред.).
Адвокат отмечает, что один закон не может решить всех проблем. Необходим пакет мер, притом более кардинальных.
Источник: firstnews.ru
0 комментариев