Пиво на ветер


Госдума приравняла пиво к алкоголю
Госдума в начале ноября приняла в первом чтении поправки к закону о государственном регулировании алкогольной продукции, приравнивающие пиво к алкоголю. Пока пиво не имеет такого статуса, и потому продавать и рекламировать его проще, чем, к примеру, водку. Если поправки вступят в силу, в отношении пива будут действовать те же самые ограничения, что и для крепкого алкоголя.

Согласно документу, принятому Думой, в России будет запрещена розничная продажа пива крепче 5 процентов «в местах массового скопления» граждан. Крепкое пиво нельзя будет продавать на вокзалах, в аэропортах, в метро и на оптовых продовольственных рынках. Кроме того, пиво запретят продавать в ларьках, киосках, палатках и в других объектах уличной розничной торговли, через которые продается до четверти всего объема рынка.

Производство и оборот пива, согласно документу, будет подлежать лицензированию с начала 2011 года. Пивовары, впрочем, получат отсрочку (по некоторым пунктам — до начала 2012 года) по требованиям к учету и декларированию объема производства и оборота. Под «учетом и декларированием», очевидно, подразумевается включение пива в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), из-за непродуманного введения которой в 2006 году производство алкоголя встало на несколько месяцев.


В начале 2010 года приравнять пиво к обычному алкоголю предлагало Росалкогольрегулирование. Поправки ведомства обязывали пивоваров и дистрибуторов получать лицензию у ведомства. В законопроекте содержалась и норма, запрещающая продажи пива в киосках в случае, если его крепость превышает 5 процентов. Однако документ, приравнивающий пиво к алкоголю, в Думу в итоге внесли депутаты «Единой России».

Единорос Виктор Звагельский, один из авторов законопроекта, уверен, что в настоящее время в России рост потребления пива идет в основном за счет детей, подростков и женщин. Согласно статистике, которую привел депутат, в России пьют 11,5 тысячи детей, 161 ребенку в возрасте от 10 до 14 лет поставлен диагноз «алкоголизм». Татьяна Яковлева, еще один представитель фракции «Единая Россия», отметила, что в России укоренилось ложное представление о том, что пиво — безвредный и почти неалкогольный напиток. «На самом деле пиво — это не газировка», — отметила она.

Союз пивоваров России эта риторика не убеждает. Там уверены, что депутаты-инициаторы законопроекта лишь прикрываются заботой о здоровье граждан. Действительно, что именно пили 160 несчастных детей, причисленных к алкоголикам, депутат не сообщил, как и то, что именно подвигло к употреблению алкоголя 11,5 тысячи остальных детей. Какой именно алкоголь употребляли эти дети, также неизвестно.

В заявлении Союза говорится, что законопроект, внесенный Звагельским, не приведет к сокращению масштабов злоупотребления алкоголем в России. Принятие этого документа, полагает Союз, приведет к дополнительным расходам государственного бюджета за счет увеличения ресурсов, требующихся для контроля соблюдения новых требований. «При этом собираемость налогов не может вырасти, так как уже составляет 100 процентов», — отмечают пивовары. Кроме того, пивовары не понимают, зачем их хотят обязать получать лицензии на производство. Дело в том, что пивоваренный рынок, в отличие от водочного (до половины подделок), характеризуется практически полным отсутствием подделок.

Председатель исполкома Союза Вячеслав Мамонтов высказался еще более категорично. По его мнению, законопроект, внесенный Звагельским, «пришедшим в законодательную власть из водочной промышленности, направлен на предоставление конкурентных преимуществ производителям крепкого алкоголя и слабоалкогольных коктейлей». Сам депутат обвинения в лоббировании интересов водочной отрасли отметает.

О бессмысленности новых предложений Госдумы говорят не только пивовары. Так, эксперт ВОЗ Дарья Халтурина в интервью радио «Свобода» заявила, что предлагаемые изменения в законодательство никак не повлияют на количество пьющих россиян. В случае принятия поправок производителям пива придется клеить на бутылки акцизные марки, что приведет к некоторому подорожанию пива. При этом предлагаемый запрет на продажу пива крепче 5 градусов в ларьках практически ничего не изменит на рынке, поскольку основная часть пива, которая в России продается в ларьках, имеет крепость 4,8-4,9 градуса.

Халтурина отмечает, что законопроект не содержит полного запрета на продажу пива в палатках, который действительно бы позволил сократить употребление пива молодежью и подростками. Кроме того, для борьбы с алкоголизацией России законодателям следовало бы увеличить акцизы на водку. Это вообще необходимая мера номер один, отмечает она.

Водка – не пиво Дума начала наступление на пивной рынок еще в конце 2009 года. Тогда был принят законопроект, предусматривающий утроение ставки акциза на пиво крепостью 0,5-8,6 градуса. При этом ставки акциза на крепкий алкоголь с долей спирта свыше 9 процентов депутаты решили оставить без изменений до 2012 года.

Повышение акцизов, вылившееся в рост цен на пиво, приветствовал в сентябре 2010 года главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. По его словам, он бы приветствовал и удорожание пива на 100 процентов, что позволило бы уменьшить доступность «этого зелья для детей». Онищенко пояснял журналистам, что «нас должен беспокоить» рост цен на хлеб и молоко, а подорожание пива «пусть останется предметом тревоги и заботы сословия предпринимателей, которые ставят своей жизненной целью системное спаивание населения нашей страны».

При этом Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы, еще до увеличения сборов с пивоваров указывал в статье для «Ведомостей», что если повысить только акцизы на пиво, то продолжительность жизни и здоровье россиян, скорее всего, пострадают. Потребители, прогнозировал эксперт, перейдут с пива на водку и самогон. Избежать дисбаланса экономист предлагал следующим образом: соразмерно повысить акцизы на водку, усилив борьбу с нелегальным производством водки и самогона. Альтернатива, отмечал Гуриев, — отказ от трехкратного повышения акцизов на пиво. При этом экономист предлагал за счет пивоваров провести демотивирующую антипивную рекламную кампанию среди подростков.

К мнению Гуриева и других экспертов власти не прислушались. В результате по итогам первого квартала 2010 года Росстатом было зафиксировано падение объемов производства пива на 19,7 процента. По результатам первого полугодия ситуация несколько исправилась. Помогла жара: общее падение рынка в первом полугодии составило лишь 9,9 процента к показателям 2009 года, а за девять месяцев — 4,3 процента. На фоне падения пивного рынка производство водки в России в первом полугодии выросло на 5,6 процента, а за три квартала — на 8,4 процента.

В октябре 2010 года также стало известно, что пиво крепостью 5 процентов и более могут запретить рекламировать везде, кроме специализированных печатных СМИ и точек продаж. Соответствующий законопроект Минздравсоцразвития направило на согласование в правительство, где документ, судя по всему, пока завис. Представители отрасли, впрочем, отмечали, что если предложение Минздрава будет одобрено, то это может привести к дальнейшему снижению продаж в отрасли.

Пока можно прогнозировать, что регулирование пивоваренного рынка будет ужесточаться. Лоббистам пивоваров до сих пор не удавалось сдержать натиск Думы, что дает основания полагать, что этого им не удастся сделать и теперь. Между тем, еще несколько лет назад в России была законодательно ограничена реклама пива и запрещено его распитие в общественных местах. Никаких заметных результатов эти меры не принесли.

Источник: lenta Автор: Антон Ключкин

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.