Последняя осень ржавой оппозиции
Долгожданная акция белорусской оппозиции оказалась позорно размыта холодным осенним дождем. Народны сход, заявленный как самый забойный гвоздь года в гроб «режима», загнулся. Еще год назад европейская демократическая альтернатива пророчила белорусскому режиму «последнюю осень», а с 8 октября можно начинать отсчет дней до кончины этих недальновидных пророков.
Собрать так называемый «Народный сход» не удалось из-за непогоды. Дождило. На сходе, громко нареченный народным, именно народа, в общем-то, и не оказалось.
Несмотря на обещания поднять чуть ли не 100 тысяч человек, в парк у площади Бангалор пришли единицы. Что говорить о регионах, если в столице за несколько минут до «часа икс» под дождем в парке Дружбы народов дружно мерзли меньше сотни людей. Причем, добрая половина из них — журналисты. Из Германии, Польши, собственные корреспонденты других стран. Все они пришли посмотреть на Народный сход, который так активно пиарился в интернете, начиная с июля, как «народное собрание», право на которое есть в белорусской конституции. А если к собравшимся добавить еще и сотрудников силовых ведомств в штатском, выдававших себя за репортёров и случайных прохожих, и вовсе получится, что на призывы «раскачать лодку» откликнулись лишь сами организаторы акции и их немногочисленные активисты.
Чтобы провести такое мероприятие, надо заручиться согласием людей. Как оказалось, именно с этим и приключилась проблема у организаторов. Политически ржавая сущность оппозиции сначала проступать накануне хваленого мероприятия.
В альтернативной политической среде изначально не было единства мнений о сходе. Григорий Костусев накануне отмечал, что откажется от участия под любым благовидным предлогом, поскольку намеченная акция обречена на провал. Зенон Позняк взывал к общественной сознательности, что «белорусы не должны поддаваться на провокации и выходить на улицы». Александр Милинкевич отказался от участия и заявил о том, что «такая акция не способствует стабилизации ситуации в Беларуси и не приведёт к конструктивному диалогу с властями». Не питал иллюзий по поводу массовости схода и Виталий Рымашевский, для которого программой максимум было «засветиться перед зарубежными дипломатами и журналистами».
Причины для того, чтобы «засветиться» были действительно веские. Финансовая сторона подготовки неудавшейся акции довольно любопытна. Вместо заявленных сотен тысяч, впрочем, ещё не успевших собраться, партийный актив поспешил найти оправдание своему осеннему провалу. Во всём, мол, виновата плохая погода. Подобные «слякотные отмазки» уже не единожды звучали из уст закостенелой оппозиции. Однако вовсе не холодный атмосферный фронт накликал на страну сильный дождь.
О бессмысленности подобных акций деятели ивашкевичи и федыничи понимали задолго до прихода осени. Сразу после первого провала в Беларуси так называемой революции через социальную сеть, новоявленные лидеры старой оппозиции нашли очередной предлог под выбивание денег у западных спонсоров. 6 сентября в посольстве Словакии в Минске господа Федынич и Ивашкевич доказали послам Польши, Словакии и Великобритании, что их акция будет намного успешней.
Бизнес-план «народного проекта» был составлен на широкую ногу. На одну только канцелярщину затребовали пять тысяч зеленых портретов с американскими президентами. Меценаты проплатили: печать более 5 миллионов листовок, тираж в 1,5 миллиона газет, 400 тысяч sms и в два раза меньше наклеек. На каждый из пунктов — десятки тысяч долларов. В общей сложности на «гвоздевую» акцию господа оппозиционеры запросили у Запада без малого 350 тысяч долларов.
Белорусские получатели грантов решили урезать смету до объемов видимости выполненных работ. Реальные расходы схода уместились не более чем в 2,5 тысячи долларов. Куда ушли деньги, если эффективность всех стараний составила меньше одного процента.
В общем, схема довольно понятна и далеко не нова. Еще летом за подобные махинации погорел Алесь Беляцкий, руководитель правозащитного центра «Весна». Результат осенней работы его коллег — все те же лозунги и призывы, в объективность которых уже не верит даже интернет.
Чтобы провести акцию в заявленном формате инициаторам схода требовалось собрать 10% подписей жителей территории, где будет проходить мероприятие. Только за первый месяц обещали 100 тысяч подписей, но потом проговорились, что собрали две тысячи со всей республики. Но даже и эти «документы» оказались фикцией. Хитрость в том, что люди не ставили свои подписи, поскольку их для акции специально никто и не собирал. В списках — люди, которые некогда подписались за строительство новой дороги, как это было в Колодищах, или из подписных листов кандидатов в президенты на выборах 2010 года…
Люди не захотели ставить свои подписи, и у инициаторов схода появилась серьёзная проблемка. Уже полученные деньги пришлось отмывать. В регионах даже сама оппозиция начала открещиваться от участия в этой акции. Готовы были помочь лишь отдельные личности, но только за деньги. Подписи выгоднее было фальсифицировать.
Несмотря на то, что сход получился очень малочисленным и невнятным, организаторы в своих интервью зарубежной прессе говорили о чёткости и ясности прошедшей акции. Дескать, грамотно сформулировали экономические требования. Но даже не особенно информированные в наших делах иностранные репортёры не торопились всё это тиражировать. В белорусской прессе и телеэфире экономические сложности обсуждаются ежедневно, и поэтому неуклюжая попытка оппозиции якобы открыть на них глаза людям, выглядела смешно.
Отсюда и скудный зарубежный интерес к политическому «событию осени». На «Евроньюс» – меньше 30 секунд удручающего видео, на российском РБК – фраза в бегущей строке. На сайте телеканала субботнюю акцию обозвали «собранием под националистическими флагами».
Несостоятельность нынешней оппозиции уже давно доказала история. На осенний сход пришли те, кто когда-то выступал за цветную революцию и те, кто не так давно даже сталкивался с законом в рамках своей работы политиками. Их результаты до безумия постоянны и затратны, что подтверждает и последняя осень ржавой оппозиции.
Юрий ШЕВЧУКОВ
Источник: newsland.ru
0 комментариев