Лукашенко обманул Медведева
Белорусский лидер, оказывается, публично обещал признать независимость Абхазии и Южной Осетии
Президент России Дмитрий Медведев, обеспокоенный тем, что Минск уже даже и не вспоминает про необходимость признания Абхазии и Южной Осетии, напомнил белорусскому коллеге, а заодно и всему миру, что тот обещал это сделать. По словам Медведева, такое обещание белорусский лидер дал в присутствии руководителей ряда стран СНГ. «Он сказал: «Я торжественно обещаю, что я все сделаю за самое короткое время», — рассказал президент России. Он также отметил, что хотел бы, чтобы и другие страны признали независимость двух республик, хотя это и не является самоцелью. «Мы заинтересованы в том, чтобы их признавали. Но это не самоцель. Такой задачи не стояло и не стоит», — сказал он.
Белорусский парламент молчит по поводу этого вопроса еще с весны. Молчит и сам Лукашенко. Более того, недавно в эфире белорусского ТВ было показано интервью с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, который обвинял Россию во всех смертных грехах и рассказывал белорусам о том, что эти территории (Абхазии и ЮО) «оккупированные». Некоторые российские политологи стали говорить о том, что этот шаг Минска означает: признания независимости двух республик не будет никогда. Но не все так плохо: белорусские эксперты один за одним указывают на несистемное поведение своего президента. Это значит, что появление Саакашвили на экране — просто символ сегодняшних разногласий между Москвой и Минском, но это отнюдь не означает, что признания не будет никогда. «Лукашенко с легкостью меняет свои решения», — отмечает в интервью «СП» руководитель аналитического центра Мизеса Ярослав Романчук. По его словам, если в отношениях с Кремлем появится надежда на то, что этот вопрос можно «продать», Лукашенко обязательно начнет торговаться. Но беда в том, что и Кремль до недавнего заявления Медведева, кажется, считал этот вопрос «пройденным этапом».
Сейчас полемика, безусловно, восстановится. Собственно, Лукашенко в последний раз обстоятельно говорил по этому поводу в октябре прошлого года. Тогда он сказал, что готов был признать независимость двух республик, но действия союзника в виде Кремля ему это сделать помешали. «Сам союзник в этом виноват. Кому-то в России хотелось нас как-то наклонить. И в центральных СМИ, подконтрольных государственным чиновникам, нас начали просто травить», — объяснял Лукашенко. Будучи с визитом в Литве, он подтвердил свои намерения: «Неважно, что там произошло, мы должны поддержать нашего союзника». А потом, случилась «травля в российских» СМИ и вопрос заглох. Таково мнение официальной белорусской власти. Но белорусские эксперты говорят о другом: Лукашенко хотел получить кредиты как со стороны России, так и со стороны Запада, и он их получил. А это было возможно только в том случае, если бы Лукашенко затягивал рассмотрение парламентом этого вопроса. Вот он и затянул.
Около года тому назад в интервью белорусским СМИ Медведев заявил, что никогда не просил и не будет просить другие страны признать независимость Южной Осетии. «Я никогда не просил и просить не буду, потому что это не мое дело, это дело другого государства — признавать или нет», — заявил тогда Медведев. «Ни в публичном измерении, ни в ходе личных встреч я ни разу не просил признать Абхазию или Южную Осетию лидера Белоруссии или другое должностное лицо из Белоруссии, не обращался ни прямо, ни косвенно с этим предложением», — говорил тогда он. Подчеркивал он, что и на Белоруссию в этом вопросе никто не давит.
Медведев также сказал, что «неоднократно слышал от Александра Григорьевича (Лукашенко), что Белоруссия обязательно рассмотрит этот вопрос и, по всей вероятности, признает эти республики, но сделает это самостоятельно, без влияния извне». «Пусть сама Беларусь определяется, президент определяется», — напутствовал он.
Премьер-министр России Владимир Путин на пресс-конференции в Бресте в марте нынешнего года сказал, что ждал от Минска куда большей прыти. «Мне вопрос российской общественности понятен. В России ожидали, что Белоруссия быстро, энергично и эффектно поддержит нас по данному вопросу. Да, действительно этого не происходит. Мы это видим», — сказал Путин. Затем российский премьер сравнил Лукашенко с персонажем Ильфа и Петрова Кисой Воробьяниным, который всегда торгуется, даже тогда, когда предмета для торга нет.
Андрей Петров
svpressa.ru
0 комментариев