Государство-изгой?
Израиль оказался в международной изоляции
Операция израильского спецназа против «Флотилии свободы», которая пыталась доставить гуманитарную помощь в один из портов сектора Газа, может привести к дипломатической изоляции еврейского государства. Штурм судна «Мави Мармара», стоивший жизни девяти турецким гражданам, поставил крест на военно-политическом союзе Иерусалима и Анкары и окончательно испортил имидж Израиля в мировом общественном мнении.
Израильские власти, разумеется, отказываются признавать вину своих военных и называют волну критики, которая поднялась в СМИ, «приступом международного лицемерия». По их словам, спецназовцы вынуждены были защищаться, столкнувшись на борту «Мави Мармара» с разъяренной толпой, вооруженной ножами, палками и кусками арматуры, в целом же рейд «Флотилии свободы» — это «хорошо разрекламированная акция, которая была задумана европейскими «леваками» и турецкими исламистами с целью спровоцировать Израиль на жесткие действия». Возникает вполне закономерный вопрос: почему правительство Нетаньяху поддается на такие провокации?
Военная необходимость или «акция безумия»?
Как отмечает газета «Гаарец», праворадикальная коалиция, представляющая интересы большинства еврейского населения, склонна преувеличивать угрозы и наносить упреждающие удары. Ее позицию как нельзя лучше отражает афоризм раввина Меира Кахане: «Лучше сильный Израиль, вызывающий ненависть во всем мире, чем новый Освенцим». Блокада палестинских территорий, которые находятся под властью радикальной группировки «ХАМАС», для команды Нетаньяху — военная необходимость. Если снять блокаду, утверждают ястребы, Газа в тот же миг превратится в «иранский порт на Средиземном море».
Однако, по мнению леволиберальных оппонентов нынешней власти, для того чтобы предотвратить поставки оружия в сектор Газа, вовсе не обязательно лишать мирных палестинцев простейших потребительских товаров. «Высокомерная силовая политика Нетаньяху, — пишет обозреватель «Гаарец», — не оставляет ни единого шанса для сторонников ближневосточного урегулирования и приводит к серьезным провалам вроде операции против «Флотилии свободы». Даже мой шестилетний сын смог бы спланировать такую операцию лучше. Командиры совершили ошибку, послав на штурм турецкого корабля всего 30 человек, которые не были готовы к тому, что им окажут сопротивление». «Никакие оправдания не могут объяснить идиотизм, с которым действовали армия и правительство», — отмечает газета «Маарив». Бывший советник министра обороны Эхуда Барака Йосси Алфер характеризует операцию захвата как «полное фиаско», а писатель Давид Гроссман называет ее «акцией безумия».
Правда, в израильском обществе критики праворадикального правительства считаются пораженцами, а Кнессет готовится принять законопроект о лишении депутатской неприкосновенности представителей арабских партий, поддерживающих контакты с «врагами Израиля» и участвовавших в походе «Флотилии свободы». «Инцидент, который произошел у берегов Газы, — говорит профессор Еврейского университета в Иерусалиме Гади Волфсфельд, — совершенно по-разному воспринимается в Израиле и остальном мире. Это напоминает знаменитый психологический тест Роршаха, когда пациенты видят в одних и тех же чернильных пятнах различные фигуры».
Дипломатическая катастрофа
Шумная реакция на силовые действия Израиля — вещь привычная, однако такого потока проклятий в адрес еврейского государства не было, наверное, еще никогда. Британская The Financial Times назвала акцию израильских коммандос в нейтральных водах «откровенным актом пиратства», а немецкие журналисты обвинили правительство Нетаньяху в военном преступлении. Как отмечает обозреватель The Wall Street Journal Дэниэл Хеннингер, «ни одна страна, как бы подло и нецивилизованно она себя ни вела, не подвергалась такому суровому остракизму в мировом общественном мнении». В Европе, где всегда были сильны леволиберальные настроения, слабеет неофициальное табу на критику еврейского государства. «Если раньше, — пишет The Economist, — европейцы восхищались Израилем, который рисовался им отважным Давидом, противостоящим целому воинству арабских Голиафов, то теперь он воспринимается как грубый задира, нарушающий нормы международного права».
Поражение в информационной войне обернулось для Израиля настоящей дипломатической катастрофой. Совбез ООН принял резолюцию, осуждающую штурм «Мави Мармары». Турция, Испания, Швеция и Греция отозвали своих послов, а верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон потребовала снять блокаду Газы и начать переговоры с ХАМАС без предварительных условий, хотя раньше европейцы настаивали на том, что радикальная палестинская группировка должна признать право Израиля на существование и отказаться от насильственных методов борьбы. От неуклюжих действий израильтян в первую очередь выиграл именно ХАМАС. «Если караван судов не доберется до Газы и будет перехвачен в пути израильскими пиратами, — заявлял лидер движения Исмаил Хания еще до штурма, — мы все равно станем триумфаторами».
Разрыв с союзниками
Укрепление позиций ХАМАС, однако, не самый тяжелый удар для израильтян. Куда больше их беспокоит разрыв с Анкарой, которая объявила, что операция у берегов Газы будет иметь непоправимые последствия для отношений между бывшими союзниками. «Кровавая резня, которую Израиль устроил на борту гуманитарного судна, — провозгласил турецкий премьер Реджеп Таип Эрдоган, — заслуживает проклятия. Это акт государственного терроризма, и правительство Нетаньяху никогда не сможет отмыть руки от крови».
Долгие годы Турция являлась единственным союзником Израиля на Среднем Востоке. Страны развивали торговлю и военное сотрудничество, обменивались разведданными, еврейское лобби в Вашингтоне продвигало турецкие интересы, а Анкара выступала посредником на переговорах Израиля с Сирией. Когда правительство Эрдогана провозгласило неокемалистскую доктрину, стало очевидно, что союз с «сионистским государством» будет мешать амбициям Турции, которая примеряется к роли региональной супердержавы. Израильская операция «Литой свинец» дала Анкаре прекрасный повод для ссоры с неудобным союзником. С тех пор турки начали позиционировать себя главными защитниками мусульманского мира и выстраивать более тесные отношения с Сирией и Ираном. Некоторые эксперты отмечают даже, что официальная Анкара намеренно поддержала инициативу правозащитников, чтобы получить повод порвать с Иерусалимом.
После штурма «Мави Мармары» и убийства девяти турецких граждан меджлис принял резолюцию, призывающую к пересмотру отношений с Израилем.
«Разделяй и властвуй»
Скандал вокруг «Флотилии свободы» стал очередным доказательством того, что администрация Обамы готова «сдать» традиционного американского союзника на Ближнем Востоке. В день штурма Нетаньяху должен был встречаться с президентом США, чтобы восстановить доверие между партнерами после мартовского кризиса. Однако Белый дом отказал ему в возможности появиться на публике вместе с Обамой, чтобы не замешивать Америку в эту историю. Соединенные Штаты поддержали резолюцию Совбеза ООН, осуждающую израильскую операцию в нейтральных водах, и воздержались при голосовании по вопросу о снятии блокады с сектора Газа. И это притом что до сих пор Вашингтон всегда накладывал вето на любые резолюции, подвергающие Израиль критике.
Как заявил в интервью «Однако» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, «Америка действует по принципу divide et impera, стравливая Анкару и Иерусалим. Администрация Обамы все чаще воспринимает Израиль как преграду для продвижения американских интересов на Ближнем Востоке. С другой стороны, в Вашингтоне многим не нравится, что Турция дистанцируется от западного проекта, заигрывает с Ираном и за спиной США договаривается с ним о разделе сфер влияния в Ираке».
odnakoj.ru
0 комментариев