США бросают соседей России на произвол судьбы ("The Washington Post", США)



От «России в первую очередь» к «России превыше всего»

Чуть больше года назад на страницах этой газеты я предупреждал об опасности «всеобъемлющей сделки» в рамках обамовской «перезагрузки» отношений с Москвой. Я в частности опасался, что администрация будет руководствоваться принципом «Россия в первую очередь» в ущерб ее соседям. На деле все оказалось гораздо хуже: похоже, Белый дом взял на вооружение другой принцип, — «Россия превыше всего» — игнорируя и даже бросая на произвол судьбы другие страны региона.

Нагляднейшим примером такого подхода стали события этой недели. В письме о повторном внесении на рассмотрение Конгрессом соглашения о сотрудничестве с Россией в области атомной энергетики президент Обама заявил, что ситуацию в Грузии «больше нельзя считать препятствием» для его ратификации. Это так называемое «соглашение 123» было подписано еще администрацией Буша в мае 2008 года, однако четыре месяца спустя Белый дом отозвал документ из Конгресса, понимая, что он не будет ратифицирован после августовского вторжения России в Грузию. Сегодня в сепаратистских регионах Грузии — Абхазии и Южной Осетии — по-прежнему, в нарушение соглашения о прекращении огня, находятся российские войска; Москва признала обе республики суверенными государствами и сооружает на их территории военные базы. Ситуация остается напряженной и взрывоопасной.

Если бы администрация внесла соглашение в Конгресс с оговоркой, что у США сохраняются с Россией серьезные разногласия по Грузии, это было бы другое дело. Но однозначно заявляя, что ситуация в Грузии не мешает укреплению американо-российских отношений, Белый дом по сути бросает Тбилиси на произвол судьбы и дает Москве зеленый свет для дальнейших провокационных действий в отношении соседних стран.

Такого же рода озабоченность возникает и в связи с заинтересованностью администрации Обамы в восстановлении действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ); Россия приостановила участие в этом соглашении в конце 2007 года. Несмотря на усилия администрации Буша, убеждавшей союзников по НАТО и другие страны, подписавшие договор, учесть интересы России, Москва отказалась выполнять условия Стамбульского соглашения 1999 года, по которому она обязывалась вывести свои войска из Грузии и Молдовы. Правительства обеих этих стран не давали согласия на присутствие российских баз на своей территории, а после вторжения в Грузию ситуация лишь усугубилась. Если до этого России оставалось эвакуировать только одну базу в Гудауте, то теперь она развернула на территории Грузии куда больше военных объектов и вооружений (вывода российских войск из Молдовы также не происходит).

Готова ли администрация ради снятия этих раздражителей с повестки дня своих отношений с Москвой «продать» интересы Грузии и Молдовы, прекратив настаивать на выводе российских войск из этих двух стран? Или она поступит правильно, руководствуясь общепризнанным принципом — военные базы в других странах могут существовать только с их согласия — и используя усилия по возрождению ДОВСЕ как средство, чтобы добиться этого вывода?

Обама и другие высокопоставленные представители нынешней администрации неоднократно утверждали, что не признают права России на «сферу влияния», однако их действия (или бездействие) говорят красноречивее любых слов. Оставляя без внимания все страны региона за исключением России, Белый дом фактически предоставляет Москве такую сферу влияния. По некоторым подсчетам Обама беседует по телефону и встречается со своим «другом и партнером» Дмитрием Медведевым чаще, чем с главами любых других государств; последний разговор между ними состоялся в четверг. Он должен воспользоваться этим, чтобы четко дать понять России — мы считаем неприемлемой ее агрессию и оккупацию соседних стран. Кроме того, президенту следует налаживать «дружеские и партнерские» отношения и с другими государствами региона. Конечно, с некоторыми из тамошних лидеров иметь дело непросто, и образцовыми демократами или защитниками прав человека их не назовешь — но то же самое можно сказать о Медведеве и премьере Владимире Путине.

Дэвид Креймер — старший научный сотрудник Фонда Маршалла «Германия-США» (German Marshall Fund of the United States). В администрации Джорджа У. Буша он занимал пост помощника первого заместителя госсекретаря по европейским и евразийским делам. Содержание статьи отражает личную точку зрения автора.

rus.ruvr.ru

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.