Модернизация по-русски
Москва собирается модернизировать свою промышленность, но планы претворяются в жизнь слишком медленно. В причинах этого пытаются разобраться немецкий еженедельник Die Zeit и его постоянный автор Йоханнес Фосвинкель.
Российское руководство, когда речь заходит об экономике собственной страны, весьма самокритично. Президент Дмитрий Медведев называет ее отсталой и неконкурентоспособной. Главный идеолог Владислав Сурков сравнивает ее с бронепоездом без локомотива, который еще немного — и остановится. Это хочет предотвратить Медведев, указывает издание, — путем «модернизации через инновации».
«В стране, где не производятся даже мобильные телефоны, это звучит смело», — замечает Фосвинкель и приводит в качестве примера историю создания самолета Superjet 100. Без помощи американских и французских предприятий из этой затеи, полагает он, ничего бы не вышло. Его мнение подтверждает и Магомед Толбоев, почетный председатель авиасалона МАКС: «В этом самолете только металл российский. Вся его интеллектуальная начинка иностранного производства».
Тем не менее, говорится далее в статье, у России есть все условия для самообновления: полезные ископаемые, образованное население и развитая инфраструктура. Но глобальный кризис высветил ее слабости. Нефть, газ и металлы составляют четыре пятых российского экспорта. Скептики опасаются, что еще немного, и Россия будет жить исключительно своими полезными ископаемыми. Чтобы спасти остатки научно-технического потенциала советских времен, остается всего пять лет.
Многие когда-то сильные отрасли, пишет Фосвинкель, «обескровлены». «Даже хваленая космонавтика — это больше солидное ремесло, чем перспективные технологии», — говорит Грегор Бергхорн, глава Московского филиала Германской службы академических обменов (DAAD). В России, констатирует он, давно наметился дефицит инженеров. Когда-то престижные математика и физика почти не привлекают студентов.
Бюджетные деньги, пишет немецкий обозреватель, направляются главным образом в престижные проекты вроде «Роснано». Его глава Анатолий Чубайс собирается к 2015 году увеличить выпуск товаров, производимых посредством нанотехнологий, в 200 раз. На эти цели ему выделено более 3 млрд евро. Однако сложности у госкомпании начались еще при поиске соинвесторов, напоминает Фосвинкель. Также ощущается острая нехватка высококвалифицированных специалистов. «Совершенно неясно, откуда им взяться, тем более что государственные расходы на науку и образование сокращаются».
Автор статьи критически оценивает качество профессиональной подготовки, которую дают своим студентам российские вузы. Не хватает и квалифицированных рабочих, утверждает он, ссылаясь на Михаэля Хармса, председателя правления Российско-германской внешнеторговой палаты (РГВП). «Лучшие преподаватели профессиональной школы давно покинули учебные заведения, поскольку получают слишком мало денег. Другие знакомы лишь с технологиями 20-летней давности».
Как бы Дмитрий Медведев ни превозносил инновации, замечает обозреватель, интерес российских предпринимателей к его идеям кажется незначительным. «Вина в этом, прежде всего, на государстве, которое установило мелкую опеку над бизнесом, монополизировало целые отрасли и препятствует конкуренции». При этом до сих пор нет ясности в вопросе, насколько серьезно Медведев относится к объявленной им модернизации.
Политическая элита тормозит предпринимательскую деятельность — в частности потому, что боится потери источников денежных поступлений и власти. Широкая модернизация, полагает Фосвинкель, может стать «опасной для системы». Близкий Медведеву Институт современного развития (Инсор) в своем недавнем докладе указывал, что модернизация без демократизации невозможна. Она требует независимой правовой системы, защиты частной собственности, дебюрократизации и свободных СМИ. «Доклад, — замечает немецкий обозреватель, — читается в сегодняшней России как научно-политическая фантастика».
inopressa.ru
0 комментариев