Сколько стоит встреча с президентом?
На состоявшемся недавно «ядерном» саммите в Вашингтоне помимо докладов по основной теме о предотвращении попыток незаконного оборота компонентов ядерного оружия за кулисами разыгрывались другие, не менее интересные события.
Обычно, пользуясь удобным случаем одновременного присутствия в одном городе многих глав государств, на таких саммитах происходят и двусторонние встречи, на которых также обсуждаются важные проблемы. Среди участников данного саммита таких глав было 47, и понятно, что большинство из них стремились встретиться один на один именно с Обамой. Не знаю, как вели себя другие претенденты, но один из них готовился довольно серьезно и, как говорится, за ценой не постоял.
Как можно легко догадаться, это был герой ныне весьма увядшей «революции роз» президент Грузии Михаил Саакашвили, который подошел к решению проблемы по-деловому и без излишних идеалистических заморочек. В срочном порядке им были наняты две крупные американские лоббистские фирмы. Одной руководит бывший спикер палаты представителей Ричард Гепхард, а второй — Тони Подеста, брат Джона Подесты, служившего начальником штаба президента Билла Клинтона. Это в добавление к лоббистским услугам Рэнди Шунемана, правой руки в международных делах кандидата в президенты США сенатора Джона Маккейна, и других, менее известных лоббистов. Суммы контрактов перевалили за миллионы долларов, а задача им была поставлена четко и без вариантов — обеспечить личную аудиенцию с президентом Обамой во время апрельского саммита.
Учитывая высочайшие связи Подесты и Гепхарда в кругах Демократической партии и то, что Обама также демократ, казалось, что расчет грузинского президента абсолютно верен и никаких проблем со встречей, о которой он так мечтал, не будет.
Однако Саакашвили ждало серьезное разочарование, и деньги, как оказалось, были потрачены зря. С ним не встретились не только Обама или Хиллари Клинтон, но даже председатель комитета по иностранным делам в сенате Джон Керри. Да и другие высокопоставленные лица, «в силу большой занятости», также не нашли для этого времени. В качестве утешения лоббистам удалось уговорить Обаму позвонить президенту Грузии в Тбилиси накануне отлета на саммит и организовать ему встречу с руководителями Хельсинкской комиссии. Результат, прямо скажем, не очень впечатляющий, учитывая затраченные средства.
Дополнительно соль на раны ему подсыпал новый президент Украины Виктор Янукович, который в отличие от Саакашвили встречи с Обамой все-таки удостоился. И это несмотря на то, что в течение многих лет в Вашингтоне Януковича иначе как человека Москвы и отравителя Ющенко — лучшего друга Саакашвили — не называли.
Разумеется, эти факты не говорят о кардинальном изменении политики США по отношению к Грузии. Продолжаются совместные американо-грузинские военные учения и переговоры о поставках современного вооружения; около двух тысяч грузинских солдат участвуют в операциях в Афганистане и Ираке. Официальные заявления из Белого дома по-прежнему содержат слова о безусловной поддержке территориальной целостности Грузии.
Тем не менее отказ высшего руководства США от встречи с Саакашвили во время его пребывания в Вашингтоне — это некоторый сигнал о возможной модификации курса.
Немаловажную роль в этом процессе играют западные СМИ, где все больше появляется статей, призывающих администрацию Белого дома к более прагматичной внешней политике. Так, одна из ведущих американских газет «Вашингтон таймс» опубликовала накануне саммита несколько статей бывшего сотрудника Госдепартамента и сената США Джеймса Джатраса, в которых он призвал Обаму отменить приглашение Саакашвили и, ссылаясь на свои источники, прямым текстом обвинил грузинского президента в поддержке террористической деятельности на территории России.
«Для нас, американцев, — пишет Джатрас, — важнее всего сделать так, чтобы Саакашвили не втянул нас в свои авантюры. Известно, что некоторые чиновники в администрации Джорджа У. Буша выступали за военные действия США (или как минимум угрозу военных действий) против России в августе 2008 года, рискуя прямой военной конфронтацией между Москвой и Вашингтоном, которой, к счастью, удавалось избегать во время „холодной войны“. Никакие американские интересы не могут оправдать такой риск, и никакие американские интересы не выиграют от попыток удержать падающую популярность Саакашвили среди его собственного народа».
Многие американские политики и эксперты приходят к пониманию того, что улучшение отношений с Россией, являющейся естественным союзником США в противостоянии мировой идеологии джихада, требует более взвешенной политики на постсоветском пространстве.
0 комментариев