Глобальный В.И.Р.У.С нестабильности ('Foreign Policy Association', США)
Со времён «оси зла», обширные описания характеристик геополитических угроз рассматривались неразумно, если не невежественно. Конечно, не последнюю роль в этом играла неподатливая позиция, занятая правительством США после обращения президента Буша от 2002 года «О положении страны»*, которое привело к вторжению в одну из стран, где не было оружия массового уничтожения, и одновременно ускорило разработку этого оружия как минимум одним из оставшихся членов оси (если не обоими). Хотя в некотором смысле желание уйти от такого определения, вероятно, также было связано с огульным объединением вместе трёх стран, которые не имели ничего общего, кроме их статуса изгоев и прозвища «зло». Нерешительность в обозначении глобальной угрозы, как таковой, в настоящее время означает, что сущность этого вопроса приносится в жертву ради политической корректности. Венесуэла, Иран и Россия представляют собой вирус нестабильности, который угрожает Соединённым Штатам и Западному порядку. Это признание необходимо, но США должны извлечь уроки из ошибок прошлого и избегать жёсткой линии, подобной той, которая проистекала из брендинга «оси зла».
Ось безнаказанного единства**
Иран и Венесуэла декларировали «ось единства» против Соединённых Штатов в 2007 году. Годом позже они подписали военный пакт, обещающий полную материальную поддержку и помощь. Окружной прокурор Манхэттена Роберт Моргентау в сентябре прошлого года опубликовал доклад по незаконным связям Ирана и Венесуэлы. Ведомство Моргентау, отслеживающее денежные переводы, отметило подозрительную деятельность, которая включает в себя: иранский завод велосипедов в отдалённой части Венесуэлы, являющийся, по слухам, частью скрытой ядерной программы; работающие в Каракасе иранские банки, на которые Министерством финансов США были наложены санкции за направление средств на ядерную программу Ирана; агентов Хезболлы, согласно официальным докладам работающих с правительством Венесуэлы… список можно продолжить. Учитывая масштабы таких аномалий, Моргентау призывает к большей информированности, прежде чем альянс «принесёт ядовитые плоды».
В ответ на иранские инвестиции правительство Чавеса предложило Ирану использовать финансовую систему Венесуэлы в качестве пути, позволяющего проводить наличные из зарубежных источников, и президент Чавес пообещал поставлять Ирану по 20 000 баррелей нефти в день. Ясно, что это — попытки уменьшить влияние санкций ООН. (Хоть Иран и является экспортёром нефти, у него не хватает перерабатывающих мощностей. Если бы приток нефти был остановлен санкциями, экономика Ирана вошла бы в пике.)
Ось единства является более грозной и более невосприимчивой к западной оппозиции, благодаря поддержке России. На прошлой неделе премьер-министр Путин объявил о продаже Венесуэле российского оружия на общую сумму более 5 млрд. долларов. Эта сделка венчает собой ряд контрактов на поставку российских вооружений, подписанных в течение последних нескольких лет. Очевидно, что Россия в 2007 году согласилась продать Ирану свои передовые противоракетные системы С-300, но не ясно получил ли Иран какие-либо поставки этих систем, пока давление США и Израиля не побудило Россию отложить отгрузки. Что ясно, так это то, что Россия помогает Ирану строить по крайней мере один из его ядерных реакторов.
Возможно, много важнее вооружений то, что Россия — с помощью Китая — успешно смягчила существующие санкции ООН, направленные против Ирана. Как только стали нарастать призывы к более жёстким санкциям, Путин ответил, что «нет необходимости пугать иранцев». Президент Медведев, похоже, в последнее время почувствовал интерес к идее ужесточения санкций, однако вероятность того, что ООН начнёт действовать «в течение нескольких недель», как того хочет президент Обама, — близка к нулю. Благодаря России, Венесуэла и Иран могут вполне наслаждаться осью безнаказанности.
Проект ВИРУС
ВИРУС представляет собой политический пакт, который способствует укреплению военного потенциала и расширяет дипломатическое сотрудничество для углубления влияния в регионе. Россия стремится возродить свой статус сверхдержавы, вновь становясь одной из ключевых переменных в любых международных исчислениях. Иран и Венесуэла стремятся как к превосходству в своём регионе, так и к значимости в мировом масштабе, позволяющим каждому из них быть глобальным влиятельным игроком в отдельных вопросах.
До недавнего времени каждая страна удобно проверялась при поддержке Запада, будь то Израиль, Колумбия, или НАТО. Однако в целом угроза, исходящая от ВИРУС-а, как союза, больше, чем общая сумма его частей. Центры влияния, проистекающего из Венесуэлы, Ирана и России, увеличились в объёмах и слились, угрожая региональной стабильности, которую обеспечивали западные союзники. Анды, Ближний Восток и Восточная Европа в результате превратились в пороховые бочки, с наличными деньгами, оружием, и — по крайней мере, между Латинской Америкой и Ближним Востоком — с потоком инсургентов между регионами.
Держа одни связи в секрете, и в то же время пышно прославляя другие, альянс ВИРУС ведёт сложную политическую игру балансирования на грани войны. Венесуэльские правительственные документы показывают, что Чавес надеется достичь того, что США посчитают непосредственной угрозой, и на что среагируют слишком остро, провоцируя ряд событий, которые в конечном итоге приведут к краху «империи». Более реалистично, что Колумбия или Израиль, ключевые американские союзники, всё же совершат ошибку, и начнут атаку ограниченного масштаба на Венесуэлу или Иран, что породило бы дальнейший рост антиамериканских настроений и добавило веса претензиям в отношении империализма. Конечная цель, как кажется, представляет собой дилемму, которая приведёт к трещине между США и Израилем, что даст шанс успешной реализации ядерной программы Ирана.
Прививка
Реагируя на ВИРУС, не нужно требовать одной лишь энергичной политики. И уж точно необходимо избегать разговоров о смене режима — это только оправдывает увеличение закупок оружия и способствует антиамериканской риторике. И фокусировка только на Иране — бесполезна. Иран встроен в альянс, который прокладывает путь российской дипломатической защите, с сетью, которая распространяет «бизнес-инвестиции» на три континента, служа стратегическим целям.
Вместо того чтобы восстанавливать против себя ВИРУС, Соединённые Штаты должны стремиться посредством разумной дипломатии делать прививки, которые нарушат связи между составляющими альянс субъектами; это является реалистичной целью, поскольку Венесуэла, Россия и Иран не обладают глубокими культурными и экономическими связями. К счастью для безопасности Запада, яд ВИРУС-а в настоящее время разбавляют экономические реалии на местах: уровень безработицы очень высок во всех трёх странах, а кроме того Иран и Венесуэла имеют самые высокие показатели инфляции в мире. В условиях, когда нефть продаётся по умеренным ценам, Чавес и его «брат» Ахмадинежад должны будут принять во внимание свою неспособность обеспечить развитие; однако популярность Путина выглядит стабильной независимо от того, насколько сильно падает российская экономика.
Американский успех будет очевиден, когда США и их союзники смогут с терпением относиться к Венесуэле, Ирану и России в качестве региональных раздражителей, и не более того.
Шон H. Гофорт преподаёт мировую политику и международную политическую экономику в Прибрежном университете Каролины в Конвей, Южная Каролина. Его исследования направлены прежде всего на отношения США и Латинской Америки, латиноамериканскую политическую экономику и международную торговлю. Он сотрудничает с «Форин Полиси Блогс» по Мексике и Латинской Америке.
Примечания переводчика:
* State of the Union address, дословно «Послание о положении Союза» — ежегодное послание президента Соединённых Штатов Америки Конгрессу, в котором он излагает свою оценку ситуации в стране и описывает предстоящие законодательные инициативы.
** Игра слов: Impunity — безнаказанность, unity — единство.
inoforum.ru
0 комментариев