Человек – главный объект модернизации



Если бы Александр Сергеевич Пушкин жил в наше время, он наверняка бы написал такие строки: «Модернизация… Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!» Шутка, конечно. Но никто не станет отрицать, что слово это, как и некоторые другие инновации, нанотехнологии и т.д. и т.п., в наше время стало самым модным в лексиконе российской политической элиты, да и не только её. Сегодня на страницах «Парламентской газеты» к обсуждению темы модернизации России присоединяется первый вице-президент Международной академии акмеологических наук, кандидат психологических наук Анатолий Никифоров.

К элите есть вопросы

Появившаяся как руководство к действию после оглашения Послания Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию идея модернизации овладела умами, и позитивные рассуждения о ней стали чуть ли не клятвой лояльности на верность федеральному Центру. Но вот проблема. Все ли участники дискуссий понимают, о чём идёт речь? Все ли понимают, что и кто должны быть предметами модернизации, какие тут есть приоритеты, с чего хотя бы начинать? И чаще всего складывается ощущение, что полное понимание очень глубокого и радикального процесса модернизации существует лишь на самом высоком уровне политического властного олимпа. И чем ниже опускаются ступени власти, такого понимания находится всё меньше и меньше. Вместо этого есть лишь желание рапортовать о готовности начать модернизацию буквально завтра, вот только дайте указание, что делать, и подкрепите его деньгами на реформы.


Почему так происходит? Почему, несмотря на многочисленные заявления высшего руководства страны о том, что реализация стратегических планов невозможна без полноценных перемен в обществе, модернизации системы политического и государственного управления, нет подвижек в сознании части членов российской политической элиты разных уровней и в равной степени в среде управленцев? Хотя необходимые акценты были расставлены уже в этом году на специальном заседании Государственного совета РФ, посвящённого корректировке политической системы в стране. В чём же дело?

Ответы на этот и на другие вопросы постарались найти многие известные учёные в ходе Международной научной конференции «Модернизация и политическое развитие России на современном этапе». Её не так давно провёл ряд авторитетных организаций, занимающихся политикой как наукой, а вёл конференцию заведующий кафедрой политологии и политического управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС), доктор политических наук, профессор Олег Шабров. И, надо сказать, дискуссия получилась весьма содержательной.

Кто возглавит?

Объяснить пристрастие многих российских чиновников и политиков к экономике – несложно. Они принимали активное участие в создании нынешней экономической модели, знают её сильные и слабые стороны, понимают, откуда и куда текут финансовые потоки. Словом, они прекрасно адаптировались в ней и для них участие в модернизации сводится к попытке такой же адаптации к новым экономическим условиям, не более. Им сложно объяснить, что на самом деле модернизация – это процесс совершенствования, развития. Для этого нужен правильный политологический взгляд, возможно, не всегда удобный для сиюминутного управления ситуацией. Но взгляд этот уже давно выработан мировой политологической наукой. Он заключается в том, что модернизация – феномен не технологический и даже не экономический, а политический. Критические изменения, которые происходят в процессе модернизации, – это не структурные в экономике, а изменения в системе ценностей, которыми живёт общество. И именно политика определяет сценарий модернизации, её движущие силы и коалиции, порядок перераспределения общественных благ и разрешения конфликтов, её ресурсы и издер жки. Президент Дмитрий Медведев в своём Послании Федеральному Собранию чётко определил характер предстоящей модернизации. Это будет первый опыт в России, основанный на ценностях и институтах демократии, когда вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, должно появиться общество умных, свободных и ответственных людей. Всё это полностью соответствует высказанному на конференции определению, что же такое модернизация: это процесс формирования или реформирования в конкретных обстоятельствах места и времени базовых социальных институтов, образующих каркас общества модерна. И главная миссия модернизации – полноценная социализация человека и формирование нации как культурно-однородного и солидарного общества на базе этих и им подобных институтов.

Проще говоря, главный предмет модернизации – человек. А вот инициатором процесса, его движущей силой должно стать государство. Оно должно разбудить и включить в модернизационные процессы все общественные силы, начиная, естественно, с наиболее динамичных и перспективных. А вот с этим-то возникают проблемы. Во-первых, по данным опросов ВЦИОМ, 60 процентов граждан не знает, кто может стать в России движущей силой модернизации, причём 23 процента полагает, что ею никто не может стать. А во-вторых, даже если скептические оценки россиян не подтвердятся, кто конкретно будет искать, находить и будить прогрессивные общественные силы. Первым лицам страны этим заниматься, что ли? Да, похоже, пока больше некому. Не случайно Президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на заседании Госсовета в январе нынешнего года, заметил, что политика должна становиться более умной, более гибкой, более современной, а на практике, к сожалению, приходится сталкиваться с иными подходами, когда усложняющимися социальными процессами управлять пытаются при помощи примитивного администрирования. К сказанному Президентом можно добавить ещё один любопытный факт. Не так давно проводилось социологическое исследование правового сознания граждан. На вопрос «Кто больше нарушает ваши права?» граждане ответили таким образом, что чиновники в их рейтинге опередили многие другие категории, даже бандитов.

Отсюда вытекает третий важный аспект проблемы. Многие сегодня считают, что если движущая сила модернизации в стране всё-таки есть – то это современный средний класс. Но его представители – люди высокообразованные, с растущими запросами, с большим ощущением внутренней свободы. За включение в работу по модернизации страны средний класс потребует от государства определённую цену: честного и вежливого милиционера, хорошую поликлинику, хорошую систему образования для своих детей. И в любой сфере жизни страны им будет нужен профессиональный, грамотный политик или чиновник, лишённый известных «родимых пятен». Всё это востребует более гибкую и открытую политическую систему, потому что новый класс начнёт отстаивать свои права. Возможно, прав патриарх нашей науки и политики Евгений Примаков, который, выступая на одном из заседаний ТПП, заявил, что успех модернизации экономики в России во многом зависит от создания такой партийно-политической системы, которая помогла бы властям избежать ошибочных решений. Тупое администрирование именно к этому и приводит. Потому и являются политические изменения для российской модернизации вещью ключевой, так как её движущая сила – человеческий капитал. Значит, чтобы не растратить его впустую, нужны грамотные, квалифицированные кадры.

Ох уж эти кадры!

Да где же их взять сегодня, эти кадры. Ведь как отмечали все участники конференции, в России сегодня отсутствует система подготовки кадров для политической и управленческой сферы. Это порок, сказывающийся уже на деятельности другой системы: политико-управленческой. А ведь в СССР такая система существовала, но сегодня как единой структуры её не имеется. Утеряно обеспечение научной и экспертной основы государственного управления и публичной политики. А в большинстве развитых стран всё это есть. Там, за рубежом, очень хорошо понимают: не проведёшь модернизацию страны, не модернизируя её элиту. Все масштабные модернизации в мировой истории сопровождались превентивным формированием модернизационной элиты. Это предполагает существенное обновление правящего слоя и формирование в ядре элиты так называемого авангарда модернизации, единомышленников, консолидированной на базе общей этики и идеологии.

Одна из специфических черт современной ситуации состоит в том, считают эксперты, что современные российские элиты в большинстве своём являются элитами утилизации советского наследства и потому не заинтересованы в модернизации. Если так, то вывод напрашивается очевидный. России нужна система подготовки политических и управленческих кадров, создание вокруг государства на базе уже имеющегося отечественного или зарубежного опыта широкой сети высококачественных и статусных научных институтов, объединённых общим центром для обеспечения компетентности государственной службы и публичной политики, поиска и подбора кадров, отвечающих поставленным стратегическим задачам. И ещё, как предлагали многие участники конференции, для бюрократии должен быть введён жёсткий образовательный ценз. Один из ректоров региональной академии государственной службы поделился мнением о том, что из себя представляет региональная и тем более муниципальная элита. Эти люди, по его словам, не только не умеют и не хотят рассуждать, они не понимают и не знают, что такое модернизация, и потому не хотят её. Состояние этой части политической и управленческой элиты напомнило ректору известное выражение из произведений классика драматургии Александра Островского – «тёмное царство». Новая система непрерывного образования политиков и государственных служащих – ещё одно необходимое условие кадрового обеспечения модернизации и в федеральном Центре, и в регионах, и в муниципальных образованиях, без чего модернизация будет просто благим пожеланием.

Учиться, учиться и учиться

Современный политик или государственный служащий должен обладать широким набором знаний в разных областях. Он обязан быть специалистом в области политологии, нау ки управления, экономики. Но главное – ему необходимо уметь учиться и хотеть этого. Только в этом случае может быть развёрнут тот самый процесс непрерывного образования политика или государственного служащего, для которых обучение является саморазвитием профессиональной компетенции, постоянной модернизации личности. Да, и этому надо учить. Есть такая наука под названием акмеология, что в переводе на русский язык означает «развитие». В Российской академии государственной службы при Президенте РФ есть кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности, которую возглавляет доктор психологических наук, профессор, академик РАО Анатолий Деркач, и где уже проведено большое количество исследований на тему профессионализма в политике. Эти исследования имеют конкретный характер. Разработаны критерии и показатели профессионализма в политической сфере, а также программы для обучения, необходимые методики. Осталось только заставить себя сесть за письменный стол.

www.pnp.ru/newspaper/20100924/4471.html

1 комментарий

avatar
Власть должна омолаживаться и учиться, учиться и еще раз учиться.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.