Как Медведев кончит?


Если президент начнет по-настоящему ворошить террариум единомышленников Лужкова, задрожит вся властная вертикаль

Дмитрий Медведев перешел Рубикон. Лужков снят. Однако это всё – лишь завязка чрезвычайно сложной истории. Народная мудрость гласит: важно не то, как мужчина начинает, важно то, как он кончит. Сможет ли Медведев сделать снятие с должности московского мэра первым актом провозглашенной им после прихода к власти борьбы с коррупцией? Или же история завершится расплывчатой формулировкой «утрата доверия», которая появилась сегодня в президентском указе?

СВИСТНУТО ОЧЕНЬ СРЕДНЕ

С одной стороны, трудно вроде бы ограничиться «утратой доверия» после всего, что мы недавно увидели по телевизору. Из разоблачительных материалов трех ведущих каналов следует, что в результате действий четы Лужков–Батурина Москва много чего утратила материального. А в ответ лишь «утрата доверия»?

«Свистнуто, не спорю, – как заметил бы по данному поводу булгаковский Коровьев, – действительно свистнуто, но, если говорить беспристрастно, свистнуто очень средне!» Теперь стоит вопрос о том, сможет ли Медведев свистнуть по-настоящему. А еще лучше, пустить в дальнейшем пар не в свисток, а на продвижение России вперед в соответствии с заголовком его знаменитой статьи?

Тот слой молодых интеллектуалов-технократов, на который ориентируется президент РФ, ждет примерно таких действий. Но в то, что они действительно будут предприняты, честно говоря, верится с трудом.

Все сегодня уже стали обсуждать вопрос о том, кого посадят на место московского мэра. Но принципиальной является проблема, кого и в каком количестве посадят в иные места. Потому что от перемены мест чиновников в московском руководстве или даже в руководстве всей страны суть властной вертикали не меняется. А вот борьба с коррупцией – это действительно принципиально важное дело в сфере модернизации.


Издержки, которые несет страна в связи с кормлением разного рода властных персон, чрезвычайно велики. Они снижают конкурентоспособность России, превращая нашу страну в место, слишком рискованное для серьезных инвестиций, не связанных с нефтью, газом и прочими природными ресурсами.

Более того, в плане практической политики важно еще иное. В данный момент вся общественная поддержка Медведева основана на доверии народа Путину. Собственной базы у президента нет. Реальная борьба с коррупцией и реальная оттепель после путинских холодов могли бы сформировать такую базу.

Но если Медведев начнет по-настоящему ворошить террариум единомышленников г-на Лужкова, задрожит вся властная вертикаль. По сути дела, серьезный анализ происхождения капиталов г-жи Батуриной – это ведь анализ построения нынешней системы государственной власти как таковой.

Маловероятно, что Дмитрий Анатольевич, встав на этот скользкий путь, получит поддержку, достаточную для того, чтобы самостоятельно управлять Россией. А вот потерять он может чрезвычайно много. Поскольку разрушать властную вертикаль – это не шутка. Это – не статьи в интернет писать, не Сколково закладывать и не перезагрузку с Обамой осуществлять.

БОРЬБА БУЛЬДОГОВ ПОД КОВРОМ

Поэтому у всей нынешней истории есть и другая сторона. Эту другую сторону зовут Владимир Владимирович Путин. Он пока что держался от конфликта Медведев–Лужков где-то в стороне. Точнее, он публично не проявлял никакой активности, хотя, скорее всего, с президентом насчет московских дел общался и мнение свое так или иначе формулировал. Теперь же Путин должен будет предпринять все усилия для того, чтобы загнать обратно в бутылку джинна, выпущенного его молодым преемником на свободу.

Здесь-то и начнет раскручиваться настоящая политическая интрига, которая затмит открытую, надводную часть лужковского айсберга, если только президент сразу же не пойдет на попятный. Скорее всего Медведев выйдет из этой истории изрядно потрепанным. Путин не даст ему укрепиться за счет той системы, которая выстраивалась в России на протяжении целого десятилетия.

Но в любом случае развитие конфликта Медведева с Путиным не будет представлять собой предвыборную схватку, как полагают сегодня многие. В открытом поединке на ринге эти тяжеловесы выяснять свои отношения не станут. При той политической системе, которая существует ныне, открытое соперничество просто не имеет никакого смысла. В 2012 г. на пост президента баллотироваться будет лишь один из представителей властного тандема – тот, кто окажется крепче в борьбе бульдогов под ковром.

Дмитрий Травин slon.ru

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.