Белорусский журналист встретил смерть стоя
Власти Белоруссии назвали причиной смерти известного оппозиционного журналиста, основателя сайта «Хартия 97» Олега Бебенина, самоубийство. Однако в эту версию не поверили коллеги господина Бебенина. По их мнению, журналист ушел из жизни не без чужой помощи.
Олег Бебенин исчез в четверг, 2 сентября. В тот день он собирался с друзьями идти в кафе, а потом в кино. Однако в кафе Олег не появился: вместо этого от него пришло SMS, где он сообщил: «В кафе не успеваю, приду прямо в кино». Это стало последним сообщением от него — на просмотре фильма господин Бебенин так и не появился. Не отвечал он и на телефонные звонки. Тело журналиста нашли в пятницу вечером в его дачном доме в Дзержинском районе Минской области. Олег Бебенин висел в петле, привязанной к лестнице, ведущей на второй этаж дома. Рядом находился упавший табурет. Его обнаружили брат и подруга жены. Они и вызвали милицию.
По словам прокурора Дзержинского района Сергея Ковриги, «судебно-медицинская экспертиза не выявила следов насильственной смерти Олега Бебенина». По его мнению, причиной смерти стало самоубийство. «Кроме борозды на шее никаких повреждений на теле не обнаружено»,— рассказал он, но обещал, что прокуратура продолжит проверку по факту смерти журналиста. Как уточнил позднее начальник отделения информации и общественных связей УВД Минского облисполкома Александр Данильченко, при осмотре дома милиционеры нашли две пустые бутылки из-под крепкой настойки «Белорусский бальзам». Это насторожило знавших его людей — Олег Бебенин, который считался ценителем дорогих напитков, вряд ли стал бы пить «Белорусский бальзам», популярный в простонародье. К тому же в тот вечер он вообще не должен был бы принимать спиртное — на дачу Олег приехал на собственной машине и не собирался там задерживаться.
Олег Бебенин в журналистских кругах Белоруссии был известен своей непримиримостью в отношении властей. В 1990-х годах он был заместителем главного редактора оппозиционной газеты «Имя». В 1997 году его разоблачения закончились тем, что неизвестные схватили господина Бебенина в центре Минска, вывезли в лес, привязали к дереву и грозились расстрелять, «если не станет писать поменьше». В 1998 году после закрытия газеты «Имя» белорусскими властями он учредил сайт «Хартия 97», считающийся самым непримиримым медиаресурсом белорусской оппозиции. Правда, в последние годы господин Бебенин отошел от публичной деятельности. По данным источника, близкого к белорусской оппозиции, он больше занимался контактами со спонсорами.
Руководство гражданской кампании «Европейская Белоруссия», куда входил покойный, поначалу отказывалось от комментариев, сообщая, что «родственники Бебенина против широкого освещения случившегося». Однако после того, как прозвучала официальная версия о том, что журналист покончил жизнь самоубийством, в «Европейской Белоруссии» выразили сомнения по этому поводу. Лидер кампании Андрей Санников вчера заявил «Ъ», что не верит в версию самоубийства Олега Бебенина. Господин Санников указал, что на месте не была обнаружена предсмертная записка, где журналист объяснил бы причины добровольного ухода из жизни. Кроме того, лидер «Европейской Белоруссии» напомнил, что у Олега Бебенина не было никаких проблем ни в семье, ни в работе — он только вернулся с семьей из отпуска в Греции. По словам Андрея Санникова, именно Олег Бебенин должен был возглавить его предвыборный штаб на предстоящих президентских выборах. «У нас были большие планы, мы встречались каждый день, вся предстоящая неделя уже была расписана»,— утверждает он. Кроме того, заметил оппозиционер, «человек, который собирается свести счеты с жизнью, не пишет друзьям SMS и не договаривается о встрече». Сомнений добавил один из белорусских журналистов, побывавший на даче Олега Бебенина вместе с милиционерами. Он рассказал газете «Наша Нива», что покойный не висел на веревке, как обычно бывают с самоубийцами, а опирался ногами о пол. А на руке была царапина.
Смерть оппозиционера привлекла внимание и на Западе. Президент Европарламента Ежи Бузек призвал белорусские власти «провести объективное расследование обстоятельств гибели журналиста». А британская правозащитная организация «Индекс цензуры» назвала «крайне подозрительными» обстоятельства смерти Олега Бебенина. Свою версию происшедшего выдвинула шеф-редактор оппозиционной газеты «Народная Воля» Светлана Калинкина, которая связала гибель коллеги с противостоянием внутри белорусских силовых структур сторонников сына президента Александра Лукашенко Виктора и бывшего секретаря совета безопасности Виктора Шеймана. Реакция на эту версию оказалась оперативной. Вчера госпожа Калинкина сообщила «Ъ», что уже получила по электронной почте угрозы: «Еще раз такое напишешь — тебе п… ц».
Мовсун Гаджиев
www.kommersant.ru/
0 комментариев