Лукашенко: А гречки от меня вы не дождетесь
Белоруссия отказывается помочь России с поставками гречневой крупы. Кремль не на шутку злится
Россия и Белоруссия вновь разругались. На этот раз камнем преткновения между странами стала гречневая крупа. В России после засухи и пожаров ее стало остро не хватать, а Белоруссию эти проблемы не затронули. Острый дефицит в нашей стране хотели хотя бы частично перекрыть за счет соседки, но не тут-то было: Лукашенко оказался против.
Белорусы отправляли гречку в Россию на протяжении всех 2000-х гг. Но в этом году вдруг решили повременить с поставками: дескать, и самим для внутреннего потребления может не хватить. Впервые о проблеме рассказал глава крупнейшего российского ритейлера Х5 Retail Group Лев Хасис. «Если есть какая-то возможная помощь со стороны государства в рамках Таможенного союза эти проблемы снять, все покупатели страны и мы были бы очень признательны», — с такой просьбой обратился бизнесмен к президенту России Дмитрию Медведеву.
Глава государства признал наличие этой проблемы, а также сложности с переговорами с белорусами: «Я понимаю, что дело это трудное и подчас требующее больших душевных сил, но куда деваться, мы в одном Союзе, мы братские государства». В общем, пообещал содействие.
Что интересно, с белорусской стороны об этой проблеме практически никто не говорил. Но Россия уже фактически обвинила соседку в том, что та ввела нечто вроде эмбарго на экспорт этого продукта.
Но о том, что запрет действительно есть, рассказал и заместитель начальника департамента по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Вадим Побединский. По его словам, возможность возобновления поставок зависит от того, хватит ли гречневой крупы белорусам для покрытия собственных нужд. «До середины, а может быть, до конца сентября мы соберем гречиху и увидим, как будет обеспечен внутренний рынок», — сказал чиновник.
По итогам 2009 года Белоруссия, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, заняла 7-е место по объемам производства гречки. Крупнейшим же ее производителем в прошлом году была Россия. За ней следовали Китай (где гречки выращивают много, но практически не едят), Украина, США, Польша и Казахстан.
Однако и потребление гречки в Белоруссии также очень велико. Хотя в белорусских магазинах какого-либо ажиотажа вокруг еды вообще или вокруг гречки, в частности, не наблюдается. Килограмм гречневой крупы стоит в магазине 30-50 рублей (в переводе по курсу). Для сравнения, на Алтае в условиях ожидаемого дефицита она всего лишь за месяц подорожала почти в два раза. В Москве гречка вообще исчезла с прилавков, а в некоторых регионах ее цена подскочила до 80 рублей.
Президент Медведев, говоря об этих проблемах, указал на «гречневый заговор». По его словам, по ночам ритейлеры перепродают крупу оптовикам, а дальше гречка всплывает на рынках и в маленьких магазинах по завышенным ценам.
Как бы то ни было, на поставки из Белоруссии Россия рассчитывала. Но Лукашенко дал понять, что как раз в данном случае торг более, чем уместен.
В Москве на заявление Батьки отреагировали нервно, хотя совсем недавно Россия сама вводила эмбарго на вывоз зерна, чем переполошила весь мир. Эмбарго, в конце концов, частично сняли, но осадок, как говорится, остался.
И все же, чего больше в этой «гречневой каше» — политики или экономики? Пожалуй, все же политики, точнее, политических амбиций.
— У Лукашенко появилась хоть какая-то, хоть крохотная возможность насолить России, и он ее использует. На самом деле ситуация эта не стоит выеденного яйца, и никакой катастрофы нет. Просто такая «мелкая пакость» Москве в ситуации, когда ей тяжело, — считает белорусский экономист Леонид Заико.
Впрочем, на этот счет у Лукашенко своя правда.
«Белоруссия должна получить «максимальные выгоды» от ситуации, сложившейся на сельскохозяйственных рынках многих стран мира из-за засухи, — заявил он недавно и в очередной раз кивнул в сторону России: дескать, у той достаточно нефти, газа и денег, чтобы сполна оплачивать Белоруссии ее поставки сельхозпродукции.
Означает ли это, что Москву и Минск в ближайшем будущем ждут новые торговые войны, на этот раз продовольственные?
— Возможно, конечно. Но в этом смысле позиции у Белоруссии выглядят крайне неубедительно, — говорит Леонид Зайко — Если Россия без нашего молока проживет запросто, что не так давно продемонстрировала, отказавшись от него, то если нас обяжут покупать газ и нефть по общемировым ценам, экономика разлетится в прах. Да и сельскохозяйственные торговые войны в будущем могут вестись «наоборот»: Россия может просто перестать покупать наши товары под видом того, что они не проходят санэпидемконтроль. Такое было неоднократно, в результате чего Лукашенко серьезно нервничал.
Так что не исключено, что и в вопросе с гречкой Батька даст «задний ход». Главное, чтобы не было поздно.
svpressa.ru
0 комментариев