Под лозунгами оптимизации
На заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 12 февраля 2010 года был рассмотрен и принят в первом чтении проект федерального закона №308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее проект закона).
Проект закона направлен на беспрецедентное реформирование сети бюджетных учреждений, которое, по мнению Правительства Российской Федерации, якобы будет способствовать повышению эффективности и улучшению качества предоставляемых государственных муниципальных услуг.
Проект предусматривает существенно изменить правовой статус и механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений, которые по существу переходят на коммерческую основу.
С 1 января 2011 года для бюджетных учреждений всех уровней (федеральных, региональных, местных): общеобразовательных школ и других учебных заведений; больниц и поликлиник, медицинских центров и др.; библиотек, музеев, Домов культуры и др. прекращается бюджетно-сметное финансирование их деятельности. Работа переводится на коммерческую основу, т.е. предоставляется достаточно виртуальное (не реализуемое) право зарабатывать доходы и распоряжаться ими. Учреждениям даётся возможность заработать доходы через конкурсное получение государственных и муниципальных заказов (можно их получить, но можно и без них остаться) и введение платности непокрытых государственными заказами объёмов услуг этих учреждений.
Другая небольшая часть государственных (муниципальных) учреждений будет преобразована в новый тип — казённое учреждение (военные, правоохранительные и др. подобные), статус которых, по сути, совпадает с закреплённым в действующем законодательстве статусом бюджетного учреждения, но с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных ими, в соответствующий бюджет.
Вносимые проектом федерального закона концептуальные изменения потребуют реформирования 328 тысяч бюджетных учреждений, в том числе 25 тысяч федеральных и 303 тысяч региональных и муниципальных бюджетных учреждений (по состоянию на 1 января 2009 года). При этом проектом закона предусматривается разработка значительного количества нормативных правовых актов (около 40), необходимых для его реализации.
Законопроект во-первых, окончательно снимает все преграды перевода учреждений системы образования и здравоохранения на платную основу через уменьшение или ликвидацию системы государственных заказов на подготовку кадров в образовательных учреждениях, на лечение людей, на культурное обслуживание.
Во-вторых, снимает все ограничения к произвольной реструктуризации (сокращению, закрытию, ликвидации) системы бюджетных учреждений образования, здравоохранения и культуры в любом конкретном месте по воле чиновников и без учёта мнения населения. К примеру, многие вузы (педагогические), имеющие богатый опыт и традиции, больницы, учреждения культуры могут под видом укрупнения уничтожены.
В-третьих, бюджетные учреждения потеряют свою финансовую самостоятельность даже независимо от успешной работы.
Таким образом, государство хочет снять с себя существенную часть расходов по содержанию школ, больниц, библиотек, музеев и в очередной раз эти расходы перекладывает на население, которое должно будет из своего кармана заплатить недостающие средства.
Эти принудительные меры, заложенные в законопроекте, по ликвидации уважаемых бюджетных учреждений, в которых обучаются, лечатся, работают тысячи и тысячи людей побуждают к росту социальной напряжённости в обществе, к проявлению экстремизма. Следовательно, и законопроект должен быть охарактеризован как экстремистский, наносящий вред государству и обществу.
Более того, данный законопроект запустит новый виток коррупции. Во-первых, бюджетные учреждения останутся бюджетными только на словах, так как должны будут обрести хозяйственную самостоятельность, в зависимости от доходов сокращать число работающих, определять размеры оплаты труда, также они будут лишены 3-х основных признаков учреждения, как это трактует Гражданский кодекс: собственник — государство (муниципалитет) финансирует учреждение; несёт за него ответственность; ограничивает распоряжение имуществом учреждения.
Во-вторых, они будут исключены из Бюджетного кодекса и в Гражданский кодекс тоже не попадут. По всем признакам это будут коммерческие организации.
Но у государственной (муниципальной) коммерческой организации должен быть договор, предусматривающий обязанности сторон, условия предоставления услуг. Этого тоже не будет. Такая виртуальная организация, как считают эксперты, превратиться в фантом, выпадающий из правового поля. А это возможность коррупции, расхищения имущества, ползучая приватизация государственных (муниципальных) учреждений. Схемы приватизации обычные — устроить неконтролируемый рост задолженности, ведь за долги отвечает само учреждение. Очень возможен и сговор с местными властями и чиновниками.
Ещё один путь — ограничивая государственные (муниципальные) заказы, тихо подвести под банкротство. Больница на 100 мест, а муниципальный заказ поступит на 50 мест, значит остальные — платные. Больных у нас много, а платить могут лишь единицы.
Изменение правового статуса государственных (муниципальных) учреждений имеет далеко идущие социальные и политические последствия:
— ликвидация системы бесплатного образования;
— отказ от системы бесплатной медицинской помощи;
— перевод на полную платную основу охрану здоровья;
— полная коммерциализация работы культурно-просветительных учреждений и др.;
— не получат финансовой поддержки детские учреждения дополнительного образования (музыкальные, художественные, спортивные школы, кружки для талантливых детей) и за детей надо будет платить больше;
— да и всё остальное, которое лишиться поддержки государства, отдаётся на откуп частным лицам.
Под лозунгами оптимизации:
— университеты и институты «отпустят» на заработки, предлагая развивать коммерческое обучение в период кризиса, что нанесёт тяжелейший удар по большей части граждан, по педагогическим и научным кадрам. Новым законом воспользуются, чтобы закрыть многие ВУЗы. Точно так же, как в 90-е годы закрывались и «прихватизировались» детские сады, а нынче многие тысячи детей стоят в очереди на многие годы.
Всё это невосполнимые потери.
Поскольку переход бюджетных учреждений на осуществление деятельности в условиях новых экономических возможностей повлечёт за собой банкротство большинства указанных учреждений, проект федерального закона затрагивает и важнейшие вопросы социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
В соответствии со статьёй 351 Трудового кодекса Российской Федерации, статьёй 108 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, затрагивающих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения, до их рассмотрения в первом чтении должны направляться в Российскую Трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
Это тоже не сделано.
Далее жертвами приватизации в первую очередь, как считают наши депутаты, станут, прежде всего, учреждения, которые расположены в крепких, капитальных домах в центре городов, райцентров, на выгодных, дорогих участках земли. Оптимизация и банкротство именно с них и начнутся.
Больницы и клиники, вполне реально, захватят страховые компании, которые хотят и дальше жировать и нуждаются в собственных медицинских учреждениях, а при распределении государственных (муниципальных) заказов будут процветать откаты.
2 комментария