Россия осудила Ливию и НАТО за убийство Каддафи


Муаммар Каддафи мертв, Ливия объявила себя свободной, и НАТО празднует столь необходимую альянсу победу. Но не все рады такому исходу, и меньше всех рада Россия.

Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что ливийские повстанцы нарушили Женевскую конвенцию, застрелив Каддафи после того, как захватили его возле его родного города Сирта 20 октября. К Каддафи, сказал он, нужно было относиться как к военнопленному.

Выступая в эфире сразу трех российских радиостанций 21 октября, Лавров также осудил НАТО за обстрел конвоя ливийского диктатора, когда тот пытался бежать. Лавров сказал, что удар выходил за рамки мандата НАТО, определенные резолюцией Совета Безопасности ООН, и призвал к расследованию случившегося.


«Атаки с воздуха объектов на земле, включая атаку конвоя, не имеют ничего общего с бесполетной зоной, — сказал Лавров. — В данном конкретном случае мы даже не можем говорить о спасении жизней невинных граждан, потому что конвой никого не атаковал».

Это далеко не первый конфликт между Россией и Западом по Ливии с тех пор, как Москва неохотно согласилась не накладывать вето на резолюцию Совета Безопасности ООН в феврале, которая санкционировала установление над страной стараниями НАТО бесполетной

Снимки, которые звезды не хотели бы видеть в прессе (фото)
зоны с целью защиты гражданских лиц от сил Каддафи.

У Москвы еще с советских времен хорошие отношения с Каддафи. Более того, Россия теперь может потерять миллиарды долларов в виде оборонных контрактов и инфраструктурных проектов в Ливии, так как многие соглашения подписывались Каддафи лично.

В Москве отнюдь не воспринимают на ура

Россия всегда настаивала на том, что резолюция ООН должна интерпретироваться в узком смысле, и обвиняла западный альянс в использовании ее для прикрытия попытки свергнуть ливийского лидера.

«Ведь было провозглашено — они (НАТО) заявили, что они проводят свою операцию ради защиты мирного населения от сил Каддафи», — говорит Алексей Мухин, директор московского аналитического Центра политической информации.

«Но в итоге, собственно говоря, оказалось, что целью миссии НАТО в Ливии было убийство Каддафи. Еще больше подтверждает этот тот факт, что генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) сразу после гибели Каддафи объявил, что война окончена», — отметил он.

Мухин добавляет, что в отличие от Запада, где Каддафи изображался жестокой, хотя и клоунской фигурой, Россия всегда рассматривала его как надежного союзника. «Для нас он был легитимным лидером международного уровня, который имел все законные права на управление, но некоторые из средств массовой информации на Западе представляли его чуть ли не людоедом», — отмечает он.

Российские официальные лица также выразили скептицизм по поводу того, что после Каддафи в политическом вакууме в Ливии образуется стабильный режим.

Контраст во взглядах еще лучше заметен в таблоидах. «Это за Локерби!» — кричал заголовок британской The Sun на следующий день после убийства Каддафи, имея в виду предполагаемую роль Каддфи в теракте на борту самолета над шотландским городом Локерби в 1988 году, когда погибли 270 человек. Московский таблоид «Метро», с другой стороны, озаглавил статью в более безрадостном и уважительном тоне: «Полковник пал как мужчина».

Непрошеный цвет весны

Аналитики отмечают, что в дополнение к потере выгодных контрактов в Ливии Кремль также с осторожностью и недоверием относится к протестам в рамках арабской весны, которые прокатились по Ближнему Востоку и Северной Африке в этом году, рассматривая их как распространение «цветных революций», которые привели к власти прозападные режимы в Грузии, на Украине и в Киргизии в 2003-2005 годах.

Кремль всегда рассматривал эти восстания как результат «не внутренних процессов в стране, а иностранного вмешательства» со стороны Запада, которое может повториться в России, говорит Александр Гольц, московский военный аналитик и заместитель главного редактора сайта «Ежедневный журнал».

«Конечно, нельзя сравнивать режим в России с режимом Каддафи. Но в то же самое время они (российские власти) принимают во внимание, что у нас демократия весьма своеобразного рода, — говорит Гольц. — Российское руководство также весьма параноидально опасается того, что Запад в какой-то момент может организовать у нас какого-то рода „цветную“ революцию».

Американский сенатор Джон Маккейн (John McCain), республиканец от Аризоны, способствовал усилению этих страхов, когда заявил ВВС, что убийство Каддафи должно послужить предупреждением для мировых «диктаторов», и отдельно выделил среди них премьер-министра России Владимира Путина и сирийского президента Башара Асада.

Склонный к откровенными и прямым высказываниями и зачастую высокопарный российский посол при НАТО Дмитрий Рогозин резко ответил в Твиттере 21 октября: «Такая радость на лицах лидеров „мировых демократий“, будто вспомнили, как в детстве бездомных котов в подвалах вешали».

Аналитики говорят, что Россия может потерять до 10 миллиардов долларов в контрактах из-за свержения Каддафи. Большинство обозревателей полагают, что запоздалое признание Кремлем Национального переходного совета (НПС) в сентябре было последней попыткой завоевать популярность у новых ливийских властей и попытаться убедить их придерживаться былых деловых связей.

А принимая во внимание эту реальность, российское недовольство убийством Каддафи дальше не пошло. Когда три партии — коммунисты, националистические либерал-демократы Владимира Жириновского и левоцентристская «Справедливая Россия» — хотели добиться, чтобы Государственная Дума приняла резолюцию с выражением соболезнований Ливии в связи с гибелью Каддафи, мера была заблокирована правящей партией «Единая Россия». 153 депутата высказались «против» при лишь 98 — «за».

Источник:news.rin

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.