Литва нацелилась на компенсацию от России
Министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис считает, что его страна и Россия приближаются «к одинаковой оценке прошлого». Тому, кто не очень в курсе российско-литовских отношений, может стать интересно: какого прошлого? Монголо-татарского ига? Падения Древнего Рима? Или же Ледникового периода? Может, Литва считает, что Ледникового периода не было, а иго оказалось для России исключительно полезным? Увы, нет. Под прошлым Литва понимает все то же – «советскую оккупацию» себя любимой.
О приближении к единой точке зрения на больной для Литвы вопрос Ажубалис заявил по итогам своего трехдневного визита в Москву. Поскольку разъяснений от российских дипломатов на этот счет
не последовало, остается только гадать, что же литовский министр имел в виду: то ли Литва склоняется к точке зрения России, то ли наоборот. Последнее, впрочем, представляется маловероятным… но чем черт не шутит. Взяла же Россия на себя устами нынешних руководителей ответственность за Катынь, вопреки здравому смыслу и вероятным последствиям такого шага, так что и тут все может быть.
Вообще давно замечено, что президенты (и премьеры) приходят и уходят, а результаты их деятельности остаются с народом на долгие годы, если не десятилетия (это уж как тот или иной президент постарается). С них потом взятки гладки, словно с гуся вода, а народу приходится за все отвечать. Взять хоть того же Ельцина: его уже нет, и семейство его ни при чем, а заваренную им кашу мы расхлебываем до сих пор, и долго будем расхлебывать…
Но вернемся к «советской оккупации» Литвы. На пресс-конференции министра спросили, станет ли Литва после того, как единая оценка прошлого будет достигнута окончательно, требовать с России как правопреемницы СССР компенсацию в размере $31 млрд. «Мне неизвестны такие цифры», – уклончиво заявил он в ответ, из чего следует, что требование все-таки будет, а сумма пока уточняется.
«Я также не буду говорить про такие прямолинейные утверждения, равно как и про т. н. советскую оккупацию, потому что она всегда признавалась и признаётся всем мировым сообществом. Другое дело, что у нас есть закон и есть референдум, согласно которому каждое литовское правительство обязано добиваться этого решения», – пояснил Ажубалис.
Приведенная цитата – хороший образец дипломатического языка, который существует для того, чтобы говорить много, но сказать мало. Впрочем, даже и этого вполне достаточно, чтобы понять: Литва тихой сапой станет добиваться поставленной цели.
«В меня вселяет надежду то, что мы с Россией подходим к одинаковой оценке прошлого. Наша совместная комиссия историков работает уже шестой год, скоро будет выпущен второй том документов «Литва и Россия, 1939-1940 гг.». Мы дискутируем по поводу нашего прошлого. Без общего согласия по поводу прошлого все разговоры о компенсациях звучат смешно и нереально. Мы сейчас говорим об общем понимании нашего прошлого, которое нас и разделяет, и объединяет», – заявил Ажубалис.
Ну, если речь идет о понимании на уровне историков, то это еще ладно, пускай. Лишь бы не было никаких громких заявлений о признании «оккупации» из уст президента, премьера или главы МИД РФ. Им-то что – продержатся еще один, другой или даже третий срок, но затем неизбежно придут иные руководители, а слово, выпущенное однажды высшим руководителем страны, еще в большей степени не воробей, чем слово любого из нас: его и не поймаешь, и не забудется оно никогда. Им ли об этом не знать? А ведь складывается иногда впечатление, что не знают…
«В этом году мы празднуем 20-летнюю годовщину подписания договора между Литвой и Россией, – продолжил Ажубалис. – Это подчеркнул вчера на конференции и мой коллега, г-н Лавров. Там все очень ясно сказано. Так что самой Россией дана оценка прошлого. Но консенсуса в политической элите по поводу оценки этого прошлого нет. И мы должны понемногу к нему идти».
«Мы» в понимании литовского министра – это кто? Литва или Россия? Или обе вместе? Если Литва, то пусть идет. А если Россия, то тут же хочется поинтересоваться: почему это она «должна понемногу» идти туда, куда ей ходить невыгодно? Пусть бы Литва отправлялась туда сама и не искала себе компанию, а мы уже однажды свою позицию высказали и с тех пор ее придерживаемся: Россия не отвечает за действия СССР.
Литва же, однако, упорно нас туда тащит, по пути расставляя капканы. Вот один из последних: 31 января Министерство юстиции Литвы сообщило, что им подготовлен проект поправок к соответствующему закону, которыми предусматривается право для «пострадавших от советской оккупации» с 1941 по 1991 (!) гг. требовать компенсации, независимо от срока давности.
Значит, когда они распевали на наших телевизионных «огоньках» свои прибалтийские шлягеры с характерным акцентом, они были «оккупированными»? И когда учились в наших лучших вузах – тоже? И когда получали порты, дороги, заводы, АЭС и прочие материальные активы, превратившие их отсталые аграрные страны в индустриально развитые, – это они так страдали под пятой поработителей?.. Воистину, если нужно рассказать о том, что такое черная неблагодарность, то лучшего примера не сыскать.
Расчет
при принятии упомянутых законодательных поправок прост: Литва хочет повторить опыт истцов к послевоенной Германии. Тогда пострадавшие завалили ее огромным количеством исков, и власти ФРГ в конце концов решили, что выгоднее
выплатить компенсации всем централизованно, чем разбираться с каждым истцом по отдельности.
Примерно такое же будущее готовят для нас и бывшие прибалтийские «братья». И тут нашим властям следует быть очень осторожными в вопросе «одинаковой оценки прошлого», а блаженным историкам, заседающим в «совместных комиссиях», понимать, что они творят своими писульками.
В ходе визита в Россию, который прошел 1-3 февраля, Ажубалис также встретился с представителями правозащитного общества «Мемориал» и с председателем Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Михаилом Федотовым. Литва готовит почву для компенсационно-искового наступления по всем направлениям.
Справка KM.RU
Официальные цели визита министра иностранных дел Литвы, действующего председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Аудронюса Ажубалиса в Москву: обсуждение с российскими должностными лицами выполнение обязательств саммита ОБСЕ в Астане и приоритеты литовского председательства, к числу которых относятся затяжные конфликты, транснациональные угрозы, энергетическая безопасность
, свобода СМИ, а также способы укрепления ОБСЕ.
Источник: rusbeseda Автор: Рудницкий Леонид Анатольевич
0 комментариев