Военный альянс НАТО в Арктике ("Global Research", Канада)


19 и 20 января британский премьер-министр Дэвид Кэмерон принимал своих коллег из Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, Эстонии, Латвии и Литвы на первом Североевропейском саммите, созванном с целью «консолидации общих интересов».

Со своей инициативой Кэмерон выступил спустя два месяца после двухдневной встречи в Норвегии министров обороны скандинавских и балтийских государств из числа девяти участвовавших в лондонской встрече стран с представителями оборонных ведомств Германии и Польши.

В российском комментарии, появившемся в день открытия в Лондоне Североевропейского саммита, говорится:

«Европейцы решили пристально присматривать за русскими и за их поведением в Арктике. Идея создания арктической «мини-НАТО» обсуждалась в среду в Лондоне на Североевропейском саммите. По словам аналитиков, усиление активности Северной Европы объясняется ростом интереса к Арктике и к ее природным ресурсам».

В дополнение к рассмотрению экономических и энергетических вопросов «эксперты настаивают на том, чтобы премьер-министр Дэвид Кэмерон обсудил со своими коллегами проект соглашения о создании нового военного альянса».

Автор статьи утверждает, что в рамках скандинавско-балтийской военной структуры, простирающейся от Баренцева и Норвежского до Северного и Балтийского морей, «идея о скандинавской мини-НАТО давно уже витает в воздухе».

В данное подразделение Организации Североатлантического договора должны войти члены НАТО Дания и Норвегия, партнеры альянса Финляндия и Швеция, а также удаленные форпосты указанных стран Гренландия (принадлежит Дании), Фарерские острова (также принадлежат Дании) и Аландские острова (входят в состав Финляндии).

Проект Североевропейского военного блока, который планируется создать по образцу НАТО, а в перспективе подчинить Североатлантическому альянсу, всерьез рассматривал в 2009 году бывший министр обороны и иностранных дел Норвегии Торвальд Столтенберг (Thorvald Stoltenberg). Он «предусматривает создание мини-НАТО для Скандинавии и Арктики». Сын Столтенберга Йенс является в настоящее время премьер-министром Норвегии.

В своем опубликованном в 2009 году докладе, который носит официальное название «Североевропейское сотрудничество в вопросах внешней политики и политики безопасности», Столтенберг «главное внимание сосредоточил на 13 вопросах укрепления сотрудничества в Североевропейском регионе, таких как укрепление мира, контроль воздушного и морского пространства, безопасность на Крайнем Севере, кибербезопасность, сотрудничество между внешнеполитическими и оборонными ведомствами». В конкретном плане он призвал к созданию «военной и гражданской рабочей группы по нестабильным регионам, совместного десантного воинского формирования, подразделения по действиям в условиях катастроф и стихийных бедствий, морского подразделения реагирования на уровне сил береговой охраны, совместных систем кибернетической обороны, совместной воздушной, морской и спутниковой разведки, к налаживанию сотрудничества по вопросам управления в Арктике, а также к формированию подразделения по расследованию военных преступлений».

Как пишет EUobserver, «Элементами такого нордического альянса могут стать «мушкетерское» положение о совместной обороне в духе НАТО и более тесное консульское сотрудничество, способные затмить собой развитие событий в рамках Евросоюза».

Рекомендации, содержащиеся в докладе Столтенберга, послужили основой для дискуссий между министрами иностранных дел Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции в Копенгагене в марте прошлого года, которые были посвящены «вопросам совместного мониторинга в морских районах и в воздушном пространстве Скандинавии и Арктики, а также вопросам, относящимся к ведению исследовательских и спасательных служб».

Кроме того, были обсуждены совместные действия против кибернападений и возможности дальнейшего развития уже налаженного сотрудничества в военной сфере».

Пятерка вышеуказанных государств должна «подписать в апреле будущего года совместное заявление, нацеленное на укрепление североевропейского сотрудничества и активизацию совместных действий в случае катастроф мирного времени, а также военных угроз» после обсуждения на эту тему на встрече Северного совета в Исландии в ноябре. Во время данной встречи норвежский министр иностранных дел Йонас Стере (Jonas Store) заявил: «Наращивание военного сотрудничества скандинавских и балтийских стран это важный шаг в правильном направлении. Пришло время придать ему более официальный характер и подтвердить единство северных государств в оборонной сфере».

Спустя неделю состоялась встреча министров обороны Британии, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, Эстонии, Латвии и Литвы в Осло. Британский министр обороны Лайэм Фокс (Liam Fox) заявил на этой встрече: «Наши двусторонние и многосторонние отношения с партнерами в североевропейском регионе заслуживают углубления. Мы хотели бы создать более крупный механизм, позволяющий как членам, так и не членам НАТО налаживать более тесное сотрудничество в регионе». В ноябре 2009 года Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция официально создали механизм коллективного военного взаимодействия (NORDEFCO), подписав соглашение о сотрудничестве.

На совещании с участием глав оборонных ведомств девяти стран, где они обсуждали пути более тесного сотрудничества по вопросам безопасности на Крайнем Севере и вопросы «укрепления сотрудничества между североевропейскими странами», министр обороны Норвегии Грете Фарему (Grete Faremo) заявила:

«Думаю, нам надо теснее сотрудничать в таких вопросах как боеспособность, обучение, боевая подготовка и проведение учений. Норвегия будет рада, если большее количество сил альянса станет принимать участие в учениях, организуемых в нашей суровой окружающей среде».

«Мы уже добились хороших результатов благодаря таким мероприятиям как поиск общих решений по обеспечению и снабжению наших сил в Афганистане. Кроме того, у нас есть целая серия проектов в области сотрудничества по вопросам обучения, подготовки и военной техники».

«Мы должны продолжать сотрудничество в рамках операций ООН, НАТО и ЕС», — сказала Фарему в заключение.

Российские аналитики по этому поводу заявляют: «Организаторы встречи особо не скрывают, что идея создания скандинавской мини-НАТО это ответ на действия России по исследованию и освоению арктического шельфа. По данным экспертов, там находится около 25% общемировых запасов нефти и газа, и это не считая другие полезные ископаемые».

На следующий день после окончания Североевропейского саммита в Лондоне в российской прессе появилась еще одна статья, в которой говорится:

«Несомненно, что Британия один из самых сильных членов НАТО, и что она станет самой крупной державой в составе скандинавско-балтийской мини-НАТО. Она давно уже проявляет интерес к северным районам, и в силу своих традиционно непростых отношений с Россией наверняка поддержит данную инициативу».


«Участие прибалтийских республик тоже не является неожиданностью: их политическая элита имеет обыкновение поддерживать любую антироссийскую инициативу. На сей раз не было даже попытки скрыть это — Торвальд Столтенберг открыто заявил, что данная идея — прямой ответ на действия России.

«Политическая картина может измениться, если нейтральная Финляндия и Швеция присоединятся к Североатлантическому альянсу».

Выступая в Палате общин за день до встречи министров обороны в Норвегии в ноябре прошлого года, британский глава оборонного ведомства Фокс сказал:

«Я особо отмечу нашу заинтересованность в реализации программы подводных лодок и авианосцев, и объясню, как мы намерены сделать так, чтобы Британия по всем своим боевым возможностям была крепким и надежным партнером в рядах НАТО. Цель встречи в Норвегии заключается в углублении наших двусторонних отношений с этой страной; в создании такого натовского образования, в котором Финляндия и Швеция будут ощущать себя комфортнее; в подкреплении положения статьи 5 в интересах прибалтийских стран тем, что мы ядерная держава, входящая в состав этого образования; а также в демонстрации того, что в качестве такой группировки НАТО мы будем иметь больше возможностей для решения региональных споров с Россией».

1 августа 2009 года Норвегия перенесла штаб своего оперативного командования из Ставангера в Рейтан на север страны. Она стала первой в мире страной, чье руководящее военное ведомство расположено в Арктике.

Российские авторы скептически относятся к перспективе создания регионального командования НАТО в Арктике и балтийском регионе, но заявляют, что проект этот не чисто норвежское и британское изобретение.

Это часть более широкой стратегии по Северному Ледовитому океану и морям, находящимся к югу от него.

Два года тому назад Вашингтон издал президентскую директиву №66 по национальной безопасности, в которой в частности говорится:

«У Соединенных Штатов Америки имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами. Среди этих интересов есть такие вопросы как противоракетная оборона и дальнее обнаружение; развертывание морских и авиационных систем в интересах стратегических морских перевозок; стратегическое сдерживание; морское присутствие; морские операции по обеспечению безопасности; обеспечение свободы судоходства и полетов авиации».

В январе 2009 года Североатлантический альянс провел в столице Исландии так называемый Семинар по перспективам безопасности на Крайнем Севере. Среди участников был генеральный секретарь НАТО, председатель военного комитета альянса, верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе, а также верховный главнокомандующий командованием НАТО по трансформации.

В августе прошлого года США и Дания впервые приняли участие в ежегодных канадских учениях в Арктике «Операция Нанук», хотя у обоих членов НАТО в этом регионе имеются неразрешенные территориальные споры с Канадой.

В последние годы НАТО активизировала свою кампанию по вовлечению Финляндии и Швеции в ряды альянса. Обе страны выделили свои воинские контингенты в состав Международных сил по содействию безопасности в Афганистане, где Финляндия понесла первые боевые потери со времен Второй мировой войны, а Швеция впервые за два столетия.

Два года назад НАТО провела десятидневные учения в Швеции под кодовым названием «Loyal Arrow 2009» (Верная стрела 2009), к которым были привлечены 10 стран, 2000 военнослужащих, авианосец и 50 истребителей.

В прошлом году в Эстонии и Латвии состоялись учения «Балтийская операция» (Baltic Operations) с участием США, НАТО и стран, сотрудничающих в партнерских программах альянса. На учениях было задействовано более 3000 военнослужащих, а также многочисленная военная техника, включая 36 кораблей и две подводные лодки из 10 стран, в том числе, из Финляндии и Швеции.

Финляндия и Швеция это единственные не входящие в состав НАТО государства (они присоединились к программе «Партнерство во имя мира»), которые вместе с членами альянса Болгарией, Эстонией, Венгрией, Литвой, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Румынией, Словенией и США участвуют в первых многонациональных стратегических воздушных перевозках. Эти перевозки осуществляются в Афганистан и Ирак тяжелым транспортным авиакрылом с венгерской авиабазы Папа.

В сентябре прошлого года 50 боевых кораблей и 4000 военнослужащих из состава ВМС США, Дании, Финляндии, Норвегии, Швеции, Британии, Франции и Германии приняли участие в двухнедельных военных учениях «Северные берега» (Northern Coasts) на и вблизи побережья Финляндии. Это были самые крупные военные маневры, когда-либо проводившиеся в финских территориальных водах.

Тремя месяцами ранее финское правительство представило в парламент предложение об участии страны в Силах реагирования НАТО численностью 25000 человек, которые могут осуществлять развертывание в любой точке мира.

В том же июне финский министр иностранных дел Александр Стубб (Alexander Stubb) выступил за отправку многонациональных сил в бывшую советскую республику Центральной Азии Киргизию.

Финская вещательная компания Finnish Broadcasting Company тогда сообщила: «Скандинавские и балтийские страны предлагают направить гражданские силы быстрого реагирования на юг Киргизии, где в результате межэтнических столкновений погибло более ста человек. Финский министр иностранных дел Александр Стубб предложил создать такую миссию на встрече министров иностранных дел в Люксембурге [14 июня]». Стубб «сравнил ситуацию в Киргизии с обстановкой в Грузии в августе 2008 года, когда туда была направлена международная полицейская миссия».

Первой целью для военной интервенции НАТО, ЕС, скандинавских и балтийских стран (включая Польшу) может стать Белоруссия.

В ноябре президент Финляндии Тарья Халонен (Tarja Halonen), министр обороны Юри Хякямиес (Jyri Häkämies) и министр иностранных дел Стубб приняли участие в работе саммита НАТО в Лиссабоне, проведя там переговоры о стратегии в афганской войне.

Похожая ситуация складывается и в Швеции. Парламент этой страны в декабре месяце продлил срок пребывания своего воинского контингента в Афганистане и увеличил численность находящихся там войск с 500 до 855 человек.

Фактически то, за что на протяжении многих лет упорно боролся Эл Берк (Al Burke) со своей инициативой Stop the Furtive Accession to NATO (Остановить тайное вступление в НАТО), изложенной на его сайте, а именно, осуществляемое украдкой вовлечение Швеции в Североатлантический альянс – проходит упорно и настойчиво. Последние опросы показали, что количество людей, выступающих за членство в НАТО, увеличилось с 17% в 2005 году до 35% в 2009-м, то есть, более чем вдвое.

В декабре шведский министр обороны Стен Тольгфорс (Sten Tolgfors) заявил, что «в капиталовложениях в оборону приоритетом станут закупки вооружений и совершенствование инфраструктуры с целью усиления военно-воздушного и военно-морского потенциала страны на Крайнем Севере».

Дополнительно он сообщил: «Швеция намерена иметь в составе своих ВС 100 многофункциональных боевых и разведывательных самолетов Gripen, что как минимум вдвое превышает численность авиации такого рода в соседних Финляндии, Норвегии и Дании….В 2011-2014 годах также планируется выделение ассигнований на усиление подводного флота Швеции для обеспечения безопасности на Крайнем Севере». Одна только программа модернизации подводного флота обойдется стране в 1,6 миллиарда долларов.

Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт (Carl Bildt) заявил во время заседания Северного совета в ноябре прошлого года, что «развитие скандинавско-балтийского сотрудничества усилит позиции региона в Европейском Союзе и во всем мире, а также будет способствовать совместному участию в миротворческих действиях».

Министр отметил: «Этот регион Европы многое выиграет от укрепления сотрудничества между скандинавскими странами и их балтийскими соседями в военной области. Существуют вполне реальные проблемы, такие как безопасность в Арктике, сотрудничество в решении которых будет полезно».

Участники заседания Северного совета одобрили вхождение в этом году всех его восьми членов (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Гренландия, Фарерские и Аландские острова) в Северную боевую группу (Nordic Battle Group). В настоящее время она включает в свой состав 1600 военнослужащих из Швеции, 250 из Финляндии, 150 из Ирландии (так в тексте – прим. перев.) и 100 из Эстонии и Норвегии. Последняя в состав ЕС не входит, однако является членом НАТО.

Северная боевая группа это одна из 18 боевых групп ЕС, которые 1 января 2007 года были доведены до уровня полной боевой готовности, и входят в НАТО на основании соглашения от 1999 года «Берлин плюс», представляющего собой «всесторонний пакет соглашений между НАТО и ЕС», и предусматривающего предоставление сил и средств НАТО для проведения миссий Евросоюза.

Северная боевая группа «на шесть месяцев приведена в режим готовности к развертыванию в течение пяти дней в любой неспокойной точке планеты». Штаб группы расположен в Швеции.

В прошлом месяце министры обороны Эстонии, Латвии и Литвы провели встречу, на которой обсудили «вопросы военного сотрудничества прибалтийских стран и соответствующие вопросы сотрудничества НАТО и региона со странами Скандинавии». Они провели обсуждение по вопросам создания совместных военно-воздушных сил, сил специального назначения и специальных проектов энергетической безопасности, а также «необходимости развития и укрепления сотрудничества со скандинавскими странами». Здесь речь идет о семилетней миссии НАТО по патрулированию неба стран Балтии Baltic Air Policing mission, проводимой в рамках программы немедленного реагирования Quick Reaction Alert, и ранее состоявшей из американских истребителей F-15C Eagle.

В этом месяцев в Литву прибыл ряд высокопоставленных натовских руководителей, чтобы открыть в столице этой страны Центр энергетической безопасности. Этот центр, который «будет вносить вклад в международные инициативы с упором на сотрудничество с НАТО», должен стать объектом по подготовке высококвалифицированных специалистов, подобно Центру коллективной кибернетической обороны, созданному в 2008 году в соседней Эстонии.

Регион Балтии и Скандинавии, и особенно его северная арктическая часть это далеко не то место на нашей планете, где беспрецедентную военную экспансию и интеграцию можно оправдать мнимыми угрозами со стороны Ирана, Северной Кореи, «Аль-Каиды» и пиратов. Тот факт, что данная экспансия и интеграция осуществляются с головокружительной скоростью, опровергают доводы НАТО и ЕС в пользу сотрудничества с единственной в мире военной сверхдержавой – как в регионе, так и во всем мире.

Источник:inosmi Автор Рик Розофф

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.