Ваххабизм



Ваххабизм (от араб. الوهابية‎‎) — религиозно-политическое движение в исламе, оформившееся в XVIII веке. Ярлык «ваххабизм» употребляется оппонентами этого течения (как правило его сторонники называют себя салафитами). Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймийа (1263—1328).

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Аль-Саляф Ас-Салих»), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью. В 1932 году последователи идей Абд Аль-Ваххаба в результате борьбы создали независимое арабское государство — Саудовскую Аравию.


Основные догматы

Ваххабиты утверждали о якобы запретности паломничества к могилам святых, которое они рассматривали как поклонение мертвым, совершения неверного, с их точки зрения, тавассуля, считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммада. Они пропагандировали необходимость вооружённой борьбы (газавата) против неверных (кафиров) и лицемеров-вероотступников (мунафиков).

Любое политическое разделение уммы (исламской нации) или гражданская война рассматриваются ваххабитами как фитна (раскольничество, нарушение исламского единства). По словам Ибн Абд Аль-Ваххаба, самая первая фитна произошла во время Халифата Али, когда его покинули хариджиты. Всякая фитна, согласно салафизму, должна жестко и решительно подавляться.

— строгое соблюдение принципа таухида
— отрицание новшеств в религии (бид’а)
— критика всеобщего таклида (слепое следование какому-либо одному мазхабу (школе Исламской правовой мысли)).

Очищение ислама

Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Ваххабиты отвергают различные, с их точки зрения, нововведения (бид’а), не дозволенные исламом. Салафиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком. Отрицают суфизм, который в Российской Федерации получил распространение на Северном Кавказе, где закрепились несколько суфийских тарикатов.

Раскол в исламе

Борьба за очищение ислама и догмат отрицания почитания любых авторитетов, кроме Аллаха, вызывали в Центральной Аравии в XIX веке ваххабитские восстания, в ходе которых ваххабиты разгромили ряд аравийских городов. Самые крупные ваххабитские восстания были в Медине и Мекке. Ваххабиты запрещали совершать паломничество мужчинам, не имевшим бороды. Крупные сражения были между ваххабитами и мусульманами из Каира, которые пришли на помощь жителям Медины и Мекки. Вскоре ваххабитские восстания в крупных городах были подавлены, лишь в маленьких поселках они продолжали своё существование.

Существенный конфликт ваххабитов с другими движениями в исламе заключается в обращении к сокровенному моменту истории ислама — к хиджре (отъезду) пророка Мухаммада из Мекки в Медину.

Ваххабизм в России

В Дагестане

В начале 1990-х в Дагестане обострились отношения между традиционными «тарикатистами» и «ваххабитами». Лидером дагестанских ваххабитов долгое время считался Багаутдин Кебедов. На 16 сентября 1999 года ваххабитской территорией считалась Кадарская зона. Народным Собранием Республики Дагестан был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», а в 1999 многие ваххабиты приняли участие во вторжении боевиков ваххабитов из Чечни в Дагестан.

В Чечне

В межвоенной Чечне центром ваххабизма считался Урус-Мартан, в котором находился джамаат Рамзана Ахмадова. В 1998 в Гудермесе произошло вооруженное столкновение между бойцами Арби Бараева и членами «Национальной гвардии» Сулима Ямадаева. 25 июля 1998 года по инициативе муфтия Ахмада Кадырова в Грозном прошел съезд членов ДУМДов из разных регионов Кавказа, на котором прозвучало осуждение ваххабизма.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.