Карабахский Гордиев узел
Не исключено, что нынешней осенью вспыхнет новая армяно-азербайджанская война
На фоне новых попыток международного сообщества разрешить карабахскую проблему поступающая из Закавказья информация свидетельствует о том, что отношения между Баку и Ереваном все более обостряются. Практически весь июнь и начало июля этого года из зоны конфликта шли сообщения о боестолкновениях и перестрелках. Так, 3 июля, утверждает Министерство обороны Азербайджана, подразделения вооруженных сил Армении неоднократно открывали огонь из автоматов и пулеметов по позициям азербайджанской армии.
Казалось бы, недавняя поездка госсекретаря США Хиллари Клинтон по государствам Южного Кавказа, ее беседы с руководителями Азербайджана и Армении должны были разрядить напряженную ситуацию. Однако визит главы американского внешнеполитического ведомства в Баку и Ереван способствовал лишь предъявлению новых взаимных обвинений и обмену резкими заявлениями. Правда, основания для этого имелись. Скажем, турецкая газета Hürriyyet, ссылаясь на некоторые источники, утверждает, что Клинтон и азербайджанский президент Ильхам Алиев за закрытыми дверями обсуждали очень острый и актуальный для ведущихся сейчас под эгидой Минской группы ОБСЕ переговоров вопрос, связанный с возвращением Азербайджану пяти из семи оккупированных Арменией районов. Причем особо отмечается, что эмиссар Вашингтона поддержала предложение вернуть Азербайджану без всяких предварительных условий все занятые сейчас армянами территории (за исключением Кельбаджара и Лачина). Против чего сейчас не возражает официальный Баку.
ТРЕВОЖНОЕ ОЖИДАНИЕ
Подобное единодушие не очень-то понравилось армянской стороне. И в Степанакерте, и в Ереване нарочито громко прозвучали голоса несогласных с заявлениями о том, что нагорнокарабахский конфликт должен быть урегулирован на основе основных положений Хельсинкского заключительного акта ОБСЕ: неприменение силы, неприкосновенность границ и право народов на самоопределение.
Между тем формально данные положения признают и Ильхам Алиев, и армянский президент Серж Саргсян. Это они обоюдно подтвердили еще раз 17 июня нынешнего года на встрече с российским президентом Дмитрием Медведевым во время проведения экономического форума в Санкт-Петербурге. По версии СМИ, в Северной столице России лидеры Азербайджана и Армении выразили готовность к продолжению диалога по согласованию Мадридских принципов. В них, напомню, говорится об определении статуса Нагорного Карабаха посредством референдума среди населения, итоги которого должны иметь юридически обязывающую для сторон силу.
Но вот как организовать народное волеизъявление и что должно последовать после него — на сей счет у Баку, Еревана и Степанакерта совершенно разные точки зрения. Ильхам Алиев, например, видит будущее непризнанной Нагорно-Карабахской Республики только в составе Азербайджана. Ереван и Степанакерт категорически против этого. Впрочем, руководство и население НКР вообще не согласны с тем, как намечается реализовать Мадридские принципы. Вдобавок и в Нагорном Карабахе, и в Армении с заметной тревогой воспринимают перманентные заявления Баку о возможном решении застарелого конфликта военным путем.
Кстати, всего день спустя после свидания Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в Санкт-Петербурге на границе Азербайджана и Нагорного Карабаха произошел бой, в результате которого погибли пять военнослужащих — четверо армянских и один азербайджанский. Как утверждает армянская сторона, здесь действовала азербайджанская разведывательно-диверсионная группа, что свидетельствует о подготовке Баку наступательной операции.
Согласно данным армянской стороны в последние годы сохраняется тенденция роста количества нарушений перемирия. Так, в 2006-м было зарегистрировано около 600 таких случаев, в 2007-м — 1400, в 2008-м — 3500, в 2009-м — 4300. Личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик в марте 2010 года сообщил, что на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск в 2009-м погибли 19 человек. По всей видимости, этот год там будет не менее жестоким и кровавым. Тем более что в Азербайджане и Армении усилились разговоры о грядущей войне между ними.
Так, 24 июня Форум армянских союзов Европы со ссылкой на сведения, полученные от секретных служб, распространил заявление, согласно которому между президентами США и России имеется договоренность о том, что в летние месяцы будет организовано несколько инцидентов на границе Нагорного Карабаха и Азербайджана. Результатом этого станут десятки жертв, после чего разразится кратковременная, но масштабная война, число погибших в которой достигнет нескольких тысяч человек. Боевые действия остановят Москва и Вашингтон, затем американские миротворческие войска будут введены в Физули, а российские — в Кельбаджар. В свою очередь Анкара сразу же вслед за этим ратифицирует армяно-турецкие протоколы и разблокирует границу с Арменией. Данный сценарий развития событий якобы получил одобрение президентов Алиева и Саргсяна.
Опровержения, отвергающие наличие подобного плана да еще и фактически разработанного Россией и США, последовали незамедлительно. Конечно же, президент США Барак Обама, которому сравнительно недавно была вручена Нобелевская премия за укрепление мира, не станет вынашивать закулисные планы развязывания войны на Кавказе. Не в интересах это и нынешнего российского руководства, ратующего за мирное урегулирование карабахской проблемы.
Между тем ряд объективных данных показывает, что боевые действия между Арменией и Азербайджаном все же возможны. И скорее всего, по мнению ряда экспертов, в роли их явного или неявного инициатора выступит Азербайджан.
ИЛЬХАМ АЛИЕВ УСТАЛ ЖДАТЬ
Что конкретно свидетельствует о подготовке Азербайджана к большой войне?
Во-первых, в стране принята новая военная доктрина. Этот документ состоит из 75 пунктов, содержащих концептуальные ответы на такие вопросы, как пути обеспечения национальной безопасности республики, устранение военных и иных угроз, налаживание военного сотрудничества с другими государствами и т. п. Армения в азербайджанской военной доктрине определяется как агрессор, а международная помощь Еревану и непризнанной Нагорно-Карабахской Республике, направленная на «официальное признание результатов оккупации», трактуется как действия против Азербайджана. Доктрина предусматривает военное возвращение Нагорного Карабаха под контроль Баку.
Во-вторых, Азербайджанская Рес-публика активно вооружается. Это подтверждает сам президент страны Ильхам Алиев. Выступая 24 июня перед войсками по завершении крупномасштабных учений, он сказал, что Азербайджан продолжит наращивать военную мощь, будут продолжены шаги, направленные на производство продукции оборонного назначения. При этом Алиев особо отметил, что за последние несколько лет страна добилась увеличения расходов на оборону в 13 раз и в настоящее время оборонный бюджет республики равен 2 млрд 150 млн долларов. Таким образом, по словам президента, выполнена задача, которая ставилась несколько лет назад. Глава государства недвусмысленно заявил, что в настоящее время основной вопрос — это освобождение оккупированных азербайджанских территорий. Алиев еще раз повторил, что Нагорный Карабах является исторической территорией Азербайджана.
Не случайно, думается, в июньских маневрах участвовали не только части вооруженных сил государства, но и подразделения его внутренних и пограничных войск. Как говорится в сообщении пресс-службы Минобороны страны, «на учениях отрабатывались координация и взаимодействие различных силовых структур в подавлении военной агрессии против Азербайджана, нанесение ущерба противнику современными системами вооружений и авиации, крупномасштабные наступательные операции по разгрому вторгшихся вражеских группировок, введение в бой оперативных ресурсов и развитие атаки вглубь вражеских позиций».
В маневрах было задействовано довольно значительное количество военной техники: 100 танков, 77 бронемашин, 125 артиллерийских систем, 17 боевых самолетов, 12 боевых вертолетов и четыре транспортно-боевых вертолета. Это говорит о том, что и в самом деле проводилась репетиция крупной наступательной операции. Вероятно, по версии Баку, возможная кампания за освобождение территорий должна носить характер военно-полицейской акции, подобно той, что проводила Россия, очищая территорию Чечни и Дагестана от террористов и сепаратистов в 1999-2001 годах.
В-третьих, для любого военного специалиста совершенно очевидно, что в Азербайджане активно наращиваются темпы мобилизационной работы: создано Министерство оборонной промышленности, а азербайджанский посол в России уже не раз призывал проживающих в РФ соотечественников вернуться на историческую родину и принять участие в освобождении захваченной территории страны.
В связи с этим возникают следующие вопросы: решится ли Ильхам Алиев в ближайшее время на шаги по силовому освобождению удерживаемых армянской стороной территорий? Если да, то когда вероятнее всего это произойдет? Как эти действия могут быть восприняты мировым сообществом? Каков может быть их исход? Роль и позиция России в данном возможном конфликте?
ВЕРОЯТНЫЕ СЦЕНАРИИ
Предсказание, как известно, вещь неблагодарная. Вместе с тем здравый смысл и непредвзятый анализ ситуации подсказывают несколько вариантов развития событий в зоне карабахского конфликта.
Сценарий первый — умеренный. Он связан с тем, что Баку отложит силовые действия против Армении и НКР на более позднюю перспективу и будет прерывать переговорный процесс, одновременно продолжая активно совершенствовать свои вооруженные силы и закупая в значительных количествах военную технику. В данном случае поводом для начала боевых действий могут послужить крупные провокации на линии соприкосновения сторон, а также возможные превентивные операции армянской стороны, которая, предвидя неизбежность войны, нанесет упреждающие удары по энергетическим объектам Азербайджана и предпримет попытки расширения захваченных азербайджанских территорий. Такие планы озвучивают сейчас некоторые армянские специалисты. Не исключает подобные акции и министр обороны самопровозглашенной НКР Мовсес Акопян. А армянский военный эксперт Аркадий Тер-Тадевосян прямо заявил, что в случае возобновления военных действий вокруг Нагорного Карабаха задача Армении — вывести из строя все газопроводы и нефтепроводы Азербайджана, что навредит не только Баку, но и другим странам.
Сценарий второй — жесткий. Судя по обстановке, не исключено, что боевые действия возможны уже в этом году. Скорее всего осенью, сразу же после проведения в Азербайджане парламентских выборов. Готовность к войне демонстрирует не только руководство страны, но и общественные и политические организации Азербайджана, в том числе оппозиция, которая открыто обвиняет Ильхама Алиева в затягивании процесса по разрешению карабахского конфликта и освобождению оккупированных территорий страны. Новый парламент, видимо, будет избран и путем использования милитаристских лозунгов.
Азербайджанское руководство может начать войну осенью текущего года еще и потому, что ухудшаются отношения мирового сообщества, США и России с Ираном. Баку не раз уверял Тегеран о своем нейтралитете и желании развивать дружеские связи с ним. Между тем живущие в Иране азербайджанцы тяготеют к своей исторической родине. Стремление Америки приструнить Иран и лишить его возможности разрабатывать ядерные программы в конце концов может вылиться в большую войну, подобную той, что Вашингтон развязал в Ираке. Быстрый уход американских войск из Багдада можно рассматривать не только как желание Пентагона укрепить свои войска в Афганистане, но и как перегруппировку сил с тем, чтобы ликвидировать один из главных раздражителей Ближнего и Среднего Востока — нынешний иранский режим. Ни НАТО, ни международному сообществу это, конечно, не понравится, поэтому, возможно, подобную войну может развязать Израиль, не раз заявлявший о таких намерениях. Попытка расчленения Ирана и выделения из его состава в качестве отдельного государства Южного Азербайджана и исторически, и политически выгодна Баку. По сути с одобрения Москвы он негласно может поддержать (или соблюдать жесткий нейтралитет) боевые действия США или Израиля против Ирана. В обмен на это Вашингтон и Москва могут закрыть глаза на то, что Азербайджан предпринимает наступательную операцию в Карабахе.
Косвенно подтверждают реальность такого сценария сообщения некоторых СМИ о том, что Иран недавно объявил военное положение на своих северо-западных границах, а части и соединения Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) вроде бы в массовом порядке сосредоточились в регионе Каспийского моря и на границе с Азербайджаном. Появляются также сведения о том, что подразделения вооруженных сил США и Израиля якобы сконцентрированы на воздушных базах Азербайджана в готовности нанести удар по иранским ядерным объектам.
Казалось бы, зная позиции Ильхама Алиева, такую информацию можно назвать бредом. Но Израильский аналитический центр DEBKA привел недавно слова иранского генерала, командира КСИР Мехди Моини, который заявил: «Мобилизация связана с присутствием американских и израильских сил на западной границе». Кроме того, по словам Моини, определенные западные страны пытаются разжечь этнический конфликт в иранской провинции Западный Азербайджан и дестабилизировать ситуацию в регионе. Другой иранский источник сообщает, что в последние несколько дней Израиль успешно перебросил большое число бомбардировщиков на базы в Азербайджане через Грузию и американские специальные силы также сконцентрированы в Азербайджане и готовы нанести удар по Ирану. Конечно, здесь есть перебор. И таким сообщениям трудно поверить. Даже израильский политолог, заместитель главного редактора русскоязычного информационного агентства IzRus Александр Гольденштейн считает, что данную информацию о размещении ВВС Израиля и США на территории Азербайджана и Грузии для последующего удара по Ирану написали безответственные СМИ. Однако первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития, политолог, главный редактор журнала «Федерал» Григорий Трофимчук убежден, что Азербайджану просто не позволят остаться в стороне от антииранской военной кампании.
С точки зрения геополитических интересов нынешнего Баку, любая нейтрализация Ирана ему выгодна. Конечно, открыто Азербайджан не будет поддерживать военные акции США и тем более Израиля против Ирана. Но на фоне подобной операции ему никто не помешает развязать боевые действия за освобождение своих законных территорий, удерживаемых Арменией. Хотя понятно, что вооруженный конфликт в Закавказье обострит нефтяную проблему. Но что здесь важнее, скажем, для американцев: каспийские углеводороды и стабильность на Южном Кавказе или непредсказуемый Иран? Выбирая между двумя этими проблемами, Вашингтон скорее всего сосредоточится на том, чтобы раз и навсегда нейтрализовать Иран, как это он сделал с Ираком. И если ситуация будет развиваться именно так, США, конечно же, закроют глаза на возможные военные операции Азербайджана против Армении и НКР.
КАКОВА РОЛЬ МОСКВЫ?
В этой большой игре России отводится, казалось бы, незавидное положение — оказаться нейтральной или поддержать действия американцев. В том числе дать негласное согласие на силовые действия Баку против Еревана.
Учитывая «перезагрузку» отношений РФ и США, такой сценарий может иметь место. В этой обстановке фактор ОДКБ и роль Армении как союзника сойдут на нет. Хотя Москва будет афишировать свой нейтралитет и призывы к мирному диалогу между Ереваном и Баку. Под угрозой, конечно, окажется дислоцированная в Армении российская военная база, чей потенциал армянские войска попытаются использовать, если Азербайджан развяжет боевые действия. Возможно, что данный сценарий будет происходить на фоне боевых действий Америки и Израиля против Ирана. Тогда Тегеран окажется союзником Армении.
Во всех этих вариантах Россия выигрывает в том плане, что вероятные боевые действия в зоне Каспия и в Иране взвинтят цены на нефть. Возможен дефицит ее. В этом случае Москва становится одним из главных, почти монопольных мировых поставщиков углеводородов на евразийском континенте. Хотя такое положение может продлиться недолго. Потенциальное закрепление позиций США на Каспии в долгосрочной перспективе будет угрожать интересам России. А возможное участие американцев и сил НАТО в качестве миротворцев в карабахском конфликте может еще сильнее подкосить и принизить геополитическое положение РФ в регионе.
Хотя, как считает профессор Американского университета Бентли Асбед Котчикян, в случае развязывания войны между Азербайджаном и Арменией НАТО определенно не станет вмешиваться, так как любое его присутствие в регионе будет беспокоить Россию и может усугубить конфликт вместо того, чтобы разрешить его. При этом он поддерживает версию о том, что начало каких-либо крупномасштабных военных действий в зоне карабахского конфликта «без как минимум молчаливого согласия России или США кажется маловероятным».
Алексей МАТВЕЕВ
www.vpk-news.ru
0 комментариев