Мексика: идет настоящая война
Местная наркомафия оказывает ожесточенное сопротивление государственной власти
16 сентября 100-миллионная Мексика, одна из крупнейших по территории и численности населения, наиболее экономически развитых латиноамериканских стран, отметила 200-летие провозглашения независимости от испанских завоевателей — конкистадоров. Однако праздник поневоле омрачился невиданной доселе активизацией здешних наркобаронов, которые бросили наглый вызов государству и обществу, объявили им открытую войну, пытаясь доказать, кто в доме хозяин.
Сложившейся тревожной ситуацией обеспокоены не только мексиканские граждане, но и остальной цивилизованный мир. Кстати, к происходящему за океаном надо бы внимательно присмотреться и в Москве, ибо организованная преступность в России отнюдь не побеждена, наоборот — она богатеет и набирает силу за счет торговли смертоносным зельем.
Между тем президент Мексики Фелипе Кальдерон в телевизионном обращении к нации 15 июня 2010 года прямо заявил, что на карту поставлено будущее мексиканского народа. Необходимо, подчеркнул он, участие всех без исключения социальных слоев и групп, политических партий, профсоюзов, предпринимательских ассоциаций в борьбе с преступниками, сеющими вселенское зло.
СТАТИСТИКА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ…
По самым приблизительным неофициальным подсчетам, война, развязанная наркомафией, в течение четырех лет унесла жизни 28 тысяч человек. Практикуются расправы с руководителями городов и поселков, не подчиняющимися главарям бандитских группировок, зверские убийства полицейских и военнослужащих. Вот лишь несколько фактов из текущей хроники. 29 августа расстреляли Марко Антонио Леаля, мэра муниципалитета Идальго в штате Тамаулипас. Он ехал в автомобиле вместе с 10-летней дочерью, получившей легкое ранение. 10 днями раньше убрали его предшественника — Сесарео Роча Вильянуэва. В конце июня ликвидировали Родольфо Торре Канту, кандидата в губернаторы. Не будем перегружать российского читателя именами. Все это дело рук наемных головорезов, выполняющих установки наркобаронов.
Развязан откровенный террор, преследующий цель запугать и держать в страхе население, создать гнетущую атмосферу, «ловить рыбку в мутной воде». Улов немалый, баснословный. Согласно данным ООН доходы мексиканской наркомафии зашкаливают за 6 миллиардов долларов.
Приведем простой пример. Два фунта марихуаны (или каннабиса по-научному) на внутреннем рынке Мексики стоят около 15-20 долларов. По мере приближения к границе с США цена растет. Как только каннабис нелегально попадает в Техас или Аризону, она взлетает до 500 долларов за фунт оптом. Прежде контрабандисты упаковывали несколько тонн травки в волокуши, с которыми пересекали рубежи Соединенных Штатов. В ходу были и другие примитивные транспортные средства — велосипеды, детские коляски и т. п. Эти методы доставки были сопряжены с опасностями и риском. Теперь используются тоннели, сверхлегкие самолеты и иные способы, включая спины нелегальных иммигрантов.
Как образно выразился заместитель государственного секретаря США Давид Джонсон, побывавший в соседней стране, занятие трафиком наркотиков равносильно обладанию курицей, несущей золотые яйца.
ГЛУБИННЫЕ ПРИЧИНЫ
Заповедным полем деятельности наркомафии в Мексике являются приграничные местности с высоким уровнем нищеты. Бедняки не без удовольствия культивируют, к примеру, на своих крохотных участках марихуану, дающую возможность сводить концы с концами. Для этого достаточен определенный минимум — мешочек семян, немножечко удобрений, рукав для примитивной системы орошения. Несколько месяцев ожидания — и созреет травка. Запретный промысел включает также выращивание мака, из которого производится похожая на латекс белая и вязкая субстанция. Из нее позднее изготавливаются опиум и героин.
Долины и склоны гор на юге штата Чиуауа, находящегося между штатами Синалоа и Дуранго, порой по аналогии со всемирно и печально известным регионом в Юго-Восточной Азии именуют «золотым треугольником» Мексики. Это весьма опасный район. Здесь даже простые крестьяне владеют огнестрельным оружием. Примерно половина местного населения зарабатывает на жизнь, участвуя в той или иной степени в бизнесе, связанном с наркотиками. Любая услуга оплачивается мафией гораздо выше легальных расценок.
О специфическом моральном климате латиноамериканского «треугольника» поведала недавно посетившая его Патрисиа Равело — эксперт Национального автономного университета Мексики. Она отмечает, что фигура мафиози обросла мифами, а стиль жизни криминальных авторитетов воспроизводится на разных уровнях. Им, например, подражают школьники, отбирая деньги у одноклассников и держа их в страхе.
Мафия пустила в районе прочные корни, она устанавливает тесные контакты с малообеспеченными категориями населения, которым временами подбрасывает «крохи с барского стола», по местным меркам — немалые, пытаясь завоевывать расположение аборигенов. В этой связи вспоминается ситуация на Ямайке, где полиция, вознамерившаяся арестовать главаря преступной группировки, натолкнулась на отчаянное сопротивление жителей маргинальных кварталов, бросившихся защищать наркобарона. Операцию, в которой пришлось задействовать автоматы и пулеметы, удалось завершить лишь по прошествии нескольких дней. Такого еще не наблюдалось в Мексике. Но исключать подобное не стоит.
ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ ПУНКТ
Другое поле, где есть разгуляться мафии, — это нелегальная миграция. Сотни тысяч изгоев (а таких немало на Южноамериканском континенте), мечтающих перебраться на «север» в поисках средств к существованию, скапливаются на приграничной территории. И эти люди становятся легкой добычей мафиози, греющих руки на несчастье бедняков, обирающих их до нитки. По проторенным тропам за соответствующую плату их переправляют за рубеж, при этом не гарантируя безопасности, оставляя на произвол судьбы, отдавая на растерзание пограничникам. Но дело уже сделано. Барыш получен. Наступает пора подсчитывать доходы.
24 августа нынешнего года произошел вопиющий случай, имевший громкий международный резонанс. Были зверски убиты и захоронены скопом в общей могиле 72 человека из Сальвадора, Гондураса, Бразилии, Эквадора и ряда других стран Латинской Америки, съехавшихся в надежде традиционным способом пересечь границу и попавших в руки кровожадных палачей. Изуродованные и изувеченные трупы несчастных (58 мужчин и 14 женщин) на ранчо Сан Фернандо, расположенном на юге штата Тамаулипас, обнаружили моряки. Они прибыли на место преступления после того, как к ним за помощью обратился раненый беглец, чудом уцелевший в бойне. Выжили три человека. По свидетельству очевидца, вооруженная до зубов группа молодчиков сначала обобрала мигрантов до нитки, затем принуждала задарма работать. Натолкнувшись на отказ, зверски с ними расправилась.
Это массовое истребление ярко высветило тесное переплетение двух факторов — наркотрафика и миграции лиц без документов. Маршруты, используемые преступными картелями для транспортировки зелья и людей, практически совпадают. Не столь громкие расправы происходят регулярно. Но они редко становятся достоянием общественности. Концы, как правило, прячутся в воду.
Мексика превратилась в огромный пункт транзита потому, что это единственное государство Латинской Америки, имеющее общую границу с США, куда в поисках счастья стремятся многие бедняки из расположенных к югу от него стран.
ВНЕШНИЙ ФАКТОР
Соседство с самой могущественной державой на планете во многом определило специфику развития Мексики. Сама география обрекает ее и США на тесное сотрудничество и сосуществование. Но отношения между двумя государствами складывались далеко не безоблачно. В середине XIX века, воспользовавшись политической нестабильностью в Мексике, США отторгли у нее половину национальной территории, включая и нынешний Техас. Эти события оставили неизгладимый след в памяти мексиканского народа. Некогда авторитарный правитель страны Порфирио Диас в сердцах произнес фразу, ставшую крылатой: «Бедная Мексика, ты так далека от Бога и так близка к Соединенным Штатам».
Мексиканцы, помня о трагических страницах прошлого, отнюдь не настроены реваншистски. Парадокс в том, что они фактически вернули потерянное. Но сделали это без применения насилия, мирными способами. Идет процесс методичного заселения гражданами Мексики ее исконных земель, куда они денно и нощно, преодолевая трудности и препятствия, перемещаются в поисках куска хлеба и лучшей доли.
Согласно официальным данным свыше 2/3 латиноамериканской диаспоры в США — мексиканцы. Идет острая борьба за голоса испаноязычных избирателей. Большинство из них на прошедших выборах отдали предпочтение Бараку Обаме. Отнюдь не случайно свой первый зарубежный визит он нанес южному соседу.
Позднее многие высокопоставленные чиновники администрации, включая государственного секретаря Хиллари Клинтон и министра обороны Роберта Гейтса, регулярно наведывались в Мексику. Они крайне обеспокоены угрожающей ситуацией с наркотиками, переросшей в открытое противостояние с властью. Теперь о том, что непосредственно связано с темой комментария. Ларчик открывается просто. США — ведущий в мире потребитель различного зелья. Там согласно обнародованным недавно авторитетным данным только в прошлом году число лиц, куривших марихуану, достигло 26 миллионов. Вот где зарыта собака. В этом суть и загвоздка проблемы. Ее нельзя решить лишь усилиями стран — производителей наркотиков, будь то Колумбия или Мексика. Кстати, беспрецедентная активизация мексиканских картелей связана с тем, что в последнее время их колумбийским собратьям, тесно сотрудничающим с партизанами, слега прищемили хвост. А природа, как известно, не терпит пустоты.
И еще один примечательный факт. В послании нации Фелипе Кальдерон заметил, что ситуация в стране резко осложнилась после того, как в США в 2004 году сняли запрет на продажу мощного стрелкового оружия частным лицам и мексиканские мафиози стали завозить его оттуда, затем используя в преступной деятельности.
УСПЕХИ И ТРУДНОСТИ
Вначале две цифры, не нуждающиеся в комментариях. Они говорит сами за себя. По подсчетам Государственного департамента США, площади посевов марихуаны в Мексике в 2001-2009 годах увеличились в три раза. За этот же период площадь искоренения уменьшилась вдвое.
В стране для борьбы с организованной преступностью в конце минувшего года был создан оснащенный новейшими технологиями банк данных, в котором собрана обширная информация о деятельности криминальных группировок. Она хранится в специальном подземном бункере, где круглосуточно трудятся сотни высококвалифицированных специалистов. В нем помимо всего прочего сосредоточены сведения обо всех руководителях-мафиози, их «послужном» списке, сфере интересов, привычках, предпочтениях, родственных и корпоративных связях.
30 августа нынешнего года мексиканские власти добились впечатляющего успеха на этом фронте. Удалось арестовать и засадить за решетку одного из самых знаменитых и разыскиваемых главарей наркомафии — это Эдгар Вальдес Вильяреаль, по кличке Барбье. Руководимая им структура переправляла около тонны кокаина в месяц. После смерти Артуро Бельтрана Лейвы он был в числе основных кандидатов на лидерство в основанном им картеле, одном из самых могущественных в стране.
Эдгар родился в Лоредо (штат Техас) в 1973 году. 15 лет прожил в Мексике, считался благопристойным синьором, владельцем ночных увеселительных заведений на фешенебельном курорте Акапулько, любителем дорогой одежды. На самом деле его руки по локоть в крови. За ним тянется длинный шлейф тяжких преступлений. Бандитского атамана обложили и без единого выстрела схватили в штате Мехико, находящемся в центре страны, и препроводили в федеральную тюрьму. Много лет он разыскивался властями США, которые намерены ходатайствовать о его депортации.
Буквально на следующий день в Боготе, Медельине, Кали, Барранкилье и других колумбийских городах задержали 11 связников Барбье. Это явилось составной частью крупномасштабной операции, тщательно спланированной 18 месяцев назад. Таким образом, в сети попались крупные дельцы, переправлявшие в Центральную Америку три тонны кокаина в месяц на быстроходных катерах и грузовых судах. Помимо всего прочего происходил обмен кокаина на оружие.
Некоторые наблюдатели поспешили назвать последние события переломным моментом в противостоянии. Хотелось бы разделить их оптимизм. Но совершенно очевидно, что расслабляться не стоит. Впереди непочатый край работы. Мощные группировки без боя не сдадутся. Цена вопроса, как отмечалось выше, — миллиарды долларов. Непреложный закон рыночной экономики: пока есть спрос, найдутся предложения.
Борьбу с этим злом в некоторых латиноамериканских государствах ведут полиция, армия и флот. Но в Колумбии, например, для распыления гербицидов на поля коки (дабы уничтожить в зародыше ингредиенты, из которых изготавливается кокаин) используются самолеты-штурмовики. Машины управляются опытными пилотами, прошедшими подготовку у американских инструкторов. В Мексике же применяется самый примитивный способ: перед солдатами ставится задача вырвать растения с корнем. Если это не удается, их рубят мачете. Затем обильно поливают бензином и сжигают. Внимательно наблюдавший за работой мексиканских военных корреспондент издающейся в Майами газеты El Nuevo Herald пришел к выводу, что она малоэффективна. Дюжина солдат, писал журналист, трудившихся интенсивно в поте лица на протяжении нескольких часов, сумели расчистить лишь акр земли (0,405 га). Такими черепашьими темпами проблему не решить, резюмировал автор. Порой эффективно действуют военные моряки. В их послужном списке есть немало удачных и эффективных операций.
Федеральная полиция, призванная идти в авангарде этих бескомпромис-сных сражений, к сожалению, действует вяло, нечасто может похвастаться приличными результатами. К тому же очевидно, что мафия имеет своих людей в правоохранительных органах, поставляющих главарям конфиденциальную информацию о предстоящих операциях, подкармливает высших чинов. Далеко не случайно недавно были уволены 1200 полицейских. Но справедливости ради следует сказать, что несомненные успехи случаются. Сильный удар по верхушке мафии нанесли 16 декабря минувшего года, когда уничтожили Артуро Бельтрана. Вслед за этим, 29 июля 2010 года угодил за решетку Игнасио Коронель, один из трех лидеров картеля Синалоа. 27 августа надели наручники на Хуана Франсиско Сапата Гальегоса, предполагаемого главаря группировки Zeta. Список этот нетрудно продолжить…
… Нынешнюю ситуацию в Мексике бывший вице-президент Коста-Рики, эксперт по проблеме наркотрафика Кевин Касас-Самора определяет так: «Это битва между государством и картелями, которые пытаются убедить общественность в том, что государство неспособно взять верх в борьбе с ними». Действительно, вопрос, кто кого, пока остается открытым. Он, безусловно, встанет во весь рост в ходе предстоящей в 2012 году электоральной кампании, где развернется острейшая битва между тремя ведущими мексиканскими партиями: Национального действия, которая находится у власти с 2000 года, Институционно-революционой партией, правившей безраздельно на протяжении более 70 лет, и Партией демократической революции, чей кандидат в 2006 году на равных боролся с Фелипе Кальдероном за кресло президента, уступив ему лишь малую толику.
Но по большому счету время не ждет. И неудивительно, что в правых, ультраконсервативных кругах США серьезно поговаривают о желательности отправки войск к соседям для борьбы с мафией. По убеждению экспертов, это никуда не годный прожект, поскольку в генетической памяти мексиканцев не изгладились воспоминания о печальном прошлом, когда их родина лишилась значительной территории. В свою очередь известный американский обозреватель Андрес Оппенгеймер назвал абсурдным намерение реализовать подобные намерения. По его мнению, реальный эффект могут принести следующие меры. Во-первых, увеличить воинские контингенты по обе стороны границы с целью перекрыть путь наркотикам с юга, а деньгам и оружию — с севера. Во-вторых, направить в Мексику значительное количество вертолетов и иной техники, содействовать коренной реорганизации правоохранительных органов во имя превращения их в мобильные и подвижные структуры.
Эмиль ДАБАГЯН
ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, кандидат исторических наук
www.vpk-news.ru
0 комментариев