"С мусульманами вполне можно договориться"


Близится Курбан-байрам, и вместе с этим оживают опасения, которые этот мусульманский праздник вызывает у многих жителей Москвы, Петербурга и других русских городов.

Опасений этих два: что опять ритуальный забой и разделка баранов будут происходить на глазах горожан и их детей (и при полном попустительстве полиции), и что улицы в центре города опять перекроет толпа молящихся.

Как напоминает издание, в Москве еще в 2006 году законодательно запретили жертвоприношения в публичных местах (на улице, во дворах жилых домов и в гаражах), пообещав возбуждать против нарушителей дела по статье 245 Уголовного кодекса РФ «Жестокое обращение с животными», которая предусматривает штраф до 100 тысяч рублей или два года тюрьмы. Однако на практике никакого действия этот запрет не произвел.


Журналист Акрам Муртазаев пишет по этому поводу: «Мне совершенно непонятна позиция исламского духовенства. Кому как не им выступить с обращением к мусульманам накануне этого святого праздника, в котором разъяснить все требования Корана к ритуалу жертвоприношения? Нельзя же из года в год нести ужасные репутационные потери, выслушивать очередные обвинения в дикости и в вековой отсталости веры… Многим невдомек, что главный смысл — не убить животное, а накормить бедных». Он также напоминает, что в государствах, где законы действуют более исправно, чем в нынешней России, забой скота в неположенном месте может обернуться огромными штрафами.

Что же до скопления огромных толп возле мечетей, власти Москвы пытались решить эту проблему во время прошедшего праздника Ураза-байрам, предоставив мусульманам специальный павильон в Сокольниках. Тем не менее, из 90 тысяч мусульман, посетивших 30 августа утренний намаз, 50 тысяч пришли именно в соборную мечеть, полностью парализовав движение транспорта и метро в районе «Проспекта Мира». В мечеть на Большой Татарской улице явились всего 15 тысяч, а павильон в Сокольниках, где планировалось принять около 9 тысяч верующих, и вовсе остался полупустым.

Дмитрий Рогозин, постпред РФ при НАТО, считает это попыткой некоторых мусульманских деятелей оказать политическое давление на столичные и федеральные власти. «Когда автобусами свозятся мусульмане в центр Москвы не потому, что им негде молиться, а потому, что надо показать митинг, это демонстрация силы, а вовсе не религиозный праздник», — считает Д.Рогозин. «Мусульмане всегда жили вместе с нами, и у нас никогда не было проблем с ними. То, что сейчас происходит, это реальная опасность, идет война против мусульман внутри самого мусульманского мира России, когда радикалы пытаются подминать под себя приверженцев традиционного ислама», -отметил политик.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию издание попросило православных священнослужителей.

Главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев согласился, что скопления мусульман в центре столицы — фактор политический. «Политика правительства Москвы последних десятилетий привела к тому, что мусульманское население увеличилось, наверное, раз в сто. Существующие в Москве мечети, очевидно, не могут вместить всех мусульман, живущих в Москве. Неудивительно, что попытка современных московских властей как-то снять напряжение не увенчалась успехом», — сказал отец Владимир. «Рогозин прав — здесь не только религия, но и политика. Нужно было показать, насколько влиятельна мусульманская община. Это сознательная позиция мусульманских лидеров. Мы это видим и в других странах», — отметил священник. «То, что происходит в Москве — результат неправильной миграционной политики. И, похоже, эта политика не меняется. Естественно, гастарбайтеры-мусульмане будут заявлять, что они имеют право молиться. И как им можно отказать? Проблему решать нужно и решать в комплексе», — заключил он.

Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает опасения москвичей обоснованными. «В городе возникает очень напряженная ситуация. И, конечно, городские власти должны эту проблему как-то решать», — сказал он. «Я думаю, что для массовых праздников мусульманам вполне можно предоставить такие места, чтобы не создавать проблем горожанам», — добавил отец Владислав. «С заявлением Д.Рогозина трудно не согласиться. Здесь, по-моему, он совершенно прав. Совершенно очевидно, что религиозный, исламский фактор используется в политических целях», — уверен священник.

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что некоторые сложности в связи с мусульманскими праздниками закономерны и легко предсказуемы. «Здесь, по-моему, все очевидно. Мусульман много, а мечетей в Москве мало. Естественно, что в большие мусульманские праздники могут возникнуть проблемы с городским транспортом. Но я считаю, что для городских властей это не настолько серьезная проблема. Ведь могут же они, когда захотят, обеспечить надлежащий порядок и во время спортивных состязаний, и при проведении каких-то массовых мероприятий. Да и сами мусульманские руководители могли бы поспособствовать поддержанию порядка», — сказал он. «Имело ли стечение столь больших масс мусульман на Мещанской политический характер, судить не берусь, но что людей туда специально подвозили на автобусах, у меня информация есть», — добавил отец Димитрий.

«Мусульмане — нормальные люди, с которыми вполне можно обо всем договориться. Но приехавшие в Москву мусульмане все-таки не должны забывать, что они здесь в гостях, а не у себя дома, и проявлять уважение к москвичам, среди которых много представителей других религий и просто неверующих. Зачем им досаду творить, самим к себе разжигать недоброжелательное отношение? Кто так делает, поступает неправильно», — указал пастырь. «А городским властям нужно быть более расторопными и в распространении информации о местах, где могут проводиться мусульманские праздники, и в обеспечении общественного порядка», — заключил он.

Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, заявил, что превращать религиозный праздник, посвященный отмене человеческих жертвоприношений, в предмет споров и пересудов, взаимных обвинений, в том числе и политических, нехорошо. «9 (22) октября по православному церковному календарю — память святого праотца Авраама, который был готов принести в жертву своего сына Исаака, но Господь, видя веру Авраама, повелел принести в жертву барашка. Именно это событие и отмечают мусульмане. К сожалению, мы очень мало знаем друг о друге и не видим, что у нас есть и много общего в наших традициях», — отметил отец Олег. Он выразил уверенность, что при наличии доброй воли с обеих сторон все сложности с нехваткой места для молитвы разрешимы.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, согласен с тем, что необходимо выделять специальные места для праздничной мусульманской молитвы и тем более для жертвоприношений: «Даже у нас во дворе в прошлом году валялась голова убитого барана, оставшаяся после праздника». «Мусульманам следует воздержаться от того, чтобы демонстрировать убитых животных обычным жителям города. Ограничивать их в правах, конечно, никто не должен, но мы же живем в культурном обществе!» — напоминает священник. «В первую очередь, городские власти с мусульманскими общинами должны искать компромиссный вариант проведения праздника, чтобы он не мешал повседневной жизни города. Необходимо согласовывать места для верующих, для молитв, собраний. Конечно, мусульмане не должны чувствовать себя униженными. Но я думаю, что этот вопрос можно решить миром, и избежать инцидентов в будущем», — заключил отец Георгий.

Источник: ruskline.ru

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.