Культ личности и жажда наличности
Извечные вопросы «Что делать?», «Кто виноват?» и «Что делать с тем, кто виноват?» зависли в России, как европейские овощи на таможне. Остались в прошлом «девяностые» и «нулевые», а света всеобщего довольства в суверенном туннеле демократии все не видно. Но поиск смыслов продолжается. Часть населения решила обратиться к стилю ретро: нынче в моде Сталин. Личность и без культа популярная, провокационная, вызывающая ожесточенные споры даже спустя полвека после смерти. Ведь если «десталинизацию» предлагают, значит это кому-нибудь нужно? Значит, кто-то считает сталинизм актуальным?
Современному российскому обществу «вождь трудящихся» явно близок. Как отмечается в недавнем опросе ВЦИОМ, «с каждым годом все больше россиян считают, что роль Сталина в России страны была скорее положительной (с 15% до 26%), а тех, кто уверен в обратном, напротив, становится все меньше (с 33% до 24% соответственно)». Эти цифры подтверждаются и пресловутым скандалом с выборами «Имени России». Кроме того, ВЦИОМ уверен: «Большинство россиян считают «десталинизацию» мифом, не имеющим ничего общего с реальными задачами, стоящими перед страной, и полагают, что в случае реализации десталинизация просто исковеркает историческое сознание, сделает его однобоким (45%)».
Позитивное отношение к Сталину ярко проявляется даже не столько у малообеспеченных пенсионеров и ветеранов, которые могут сопоставить свое благосостояние в сталинскую пору и нынешнюю, сколько у обеспеченной молодежи, реализующей себя в Интернете. Советскую власть она застала лишь краешком детсадовских колготок и не может опираться на собственные эмоции и воспоминания о сталинском времени, но заимствует их у своих же бабушек и дедушек, часто апеллируя ссылками: «А мне в семье говорили, что…». Реальный генсек растворился в этих мифах, став олицетворением жесткого стиля управления, квинтэссенцией советского строя, символом порядка и социальной справедливости. Как писал журналист Олег Кашин, у российской молодежи возникла «мода на протест». И Сталин ныне — некий символ нонконформизма, антагонист современного мироустройства. В свое время была популярна футболка с Че Геварой, обозначавшая схожую концепцию. Теперь же в моде «Сталинобусы».
Вот как объясняет нынешнюю популярность Сталина его биограф — писатель Эдвард Радзинский: «Он популярен не потому, что его любят, а потому, что не любят то, что происходит вокруг. И вот эта часть населения – она, к сожалению, растет. И глядя на игры, ну, вот, назовем условно, Куршавельские игры, они говорят одно и то же: «Сталина бы на вас!» Вы понимаете, что это такое? Поэтому у него очень большая база ныне».
Ну что же, познакомимся с базой.
Вождь мегабайтов
На сайте lurkmore.ru — самопровозглашенной энциклопедии интернет-мемов — статья о Сталине долгое время занимала почетное место на главной странице. Авторы (а сайт построен на wiki-принципе труда анонимных волонтеров) иронически пересказывают биографию бывшего семинариста на свой лад: «Сталин очень быстро превратил эту страну из унылой банановой республики в одну из ведущих мировых держав». Но не все воспринимают историю столь благодушно. На lurkmore.ru подчеркивают, что «Сталин и связанные с ним дискуссии являются обширным полем для холиваров, поцреотов и либерастов».
Вот типичный холивар-пример: недавно ведущая «Эха Москвы» Ксения Ларина резко удивилась тому, что в ТВ-голосовании на Пятом канале победили сталинисты. «Россия одурела в доску… почти 90% смотрящих в эти часы программу «Открытая студия» хотят Сталина. Хотят диктатора-параноика. Хотят его. Вожделеют», — недоумевала она. В итоге – 2700 комментариев на сайте «Эха Москвы», полных ненависти к Лариной (чаще) и к Сталину (реже).
А известного питерского кинопереводчика Дмитрия «Гоблина» Пучкова коробит официальное списывание всех проблем РФ на советское прошлое. Поэтому он часто выкладывает на своем сайте, очень популярном среди молодежи, новости о российских неудачах с саркастичными приписками «Вот до чего Сталин страну довел». Не так давно Гоблин издал толстую книгу «За державу обидно», где топчет кирзовым сапогом антисталинский пафос перестроечной публицистики: «Чего хочет пролетарий сегодня, когда говорит про Сталина? Ровно того же самого: порядка и справедливости». Покупают охотно, тиражи допечатывают.
Студенты часто читают и другие книги о бывшем поэте – в магазинах целые полки отведены под издания с портретом генералиссимуса. «Вообще же, в нулевые прокатился самый настоящий вал сталинистской литературы», — отмечает политолог Александр Есилеев. — Вот, например, только некоторые названия: «Сталинский порядок» (С. Миронин), «Красный монарх» (В. Бушков), «Генералиссимус» (В. Карпов), «Антисталинская подлость» (Г. Ферр), «Сталин и заговор Тухачевского» (В. Лесков), «Великая война Сталина» (К. Романенко). И этот «железный поток» отражает огромный спрос «на Сталина», личность и эпоха которого волнуют людей со страшной силой».
Новые песни о Главном
Часть молодежи свою приязнь к государству рабочих и крестьян и вовсе перекладывает на музыку. Однако прямое упоминание Сталина на эстраде услышишь редко, а вот у «неформалов» — частенько. Рэперы, панки и рокеры любят позиционировать себя как протестную музыку меньшинства, как оппозицию массовой культуре. Отсюда и обилие остросоциальной тематики в текстах. Ну а образ Сталина воплощает некую критику современности. Поэтому Сталин упоминается у ряда музыкантов – Babangida, Krec, Ligalize, Noize MC, Коба Чок, Краденое солнце, Рабфак. Так, в тексте песни «Ольга» от питерской группы «Krec» звучит явная ностальгия по советскому и, конкретно, сталинскому времени. Героиня песни – пенсионерка Ольга Петровна, которая вынуждена работать уборщицей и просить милостыню на улице:
«Ольга Петровна моет полы и мраморные стены,
Уверена, что её деньги съела система,
Вспоминает Сталина со слезами…»
Ключевое место Сталин занимает в творчестве калининградского рэпера Babangida. В текстах его песен СССР (олицетворяет Сталин) противопоставляется РФ (кто только не олицетворяет – от Познера до Путина). Советский строй у Babangida – утопия всеобщего блага и справедливости, люди учатся, трудятся, небо голубее, трава зеленее. Российская действительность же рисуется как нечто пошлое, непродуктивное, как контраст нищеты и богатства, как бесконечная дискотека:
«Уже не слышен космодром, но зато бомжи бодрятся в метро,
Где ты, мой трудовой народ? В стране некогда развитого социализма
На сценах колбасятся п***рки зализанные,
Товарищ Сталин, помолись за нас».
Образ Сталина в текстах Babangida имеет сложную символику, несет многослойный религиозный подтекст, бывший семинарист сравнивается то с Христом, то с Антихристом, наделяется мистическими, инфернальными чертами.
«И ловко зашагал по дороге в ад навстречу Кобе.
Он там встретит всех сирых и убогих. Он — наш бог…
Не забывай, помни свои корни. Наш бог — Коба,
Наш вождь добрый. Мы все топливо в пожаре революции».
По тексту песни «Коба», Сталин заточен в Аду и ждет освобождения, а его оживление сравнивается со вторым пришествием. Наверно, это и есть постмодерн.
Топ-менеджер во френче
Президент Медведев как-то в своем блоге попытался отделить мух репрессий от котлет достижений: «Правда и то, что преступления Сталина не могут умалить подвиги народа, который одержал победу в Великой Отечественной войне. Сделал нашу страну могучей индустриальной державой. Поднял на мировой уровень нашу промышленность, науку, культуру». Мол, людей убивал лично Сталин, а к народу у нас претензий нет, кесарю — кесарево.
Эту шаткую логику вдоволь испинали в блогах, определяя Сталина как «эффективного менеджера». Как сказал публицист Роман Носиков: «Придется признать, что тот менеджмент был эффективнее этого? Хотя нам все уши уже прожужжали про «неэффективность советского строя"…Ну а пока — имеем то, что имеем. А значит, Сталин — по-прежнему очень актуален».
А вот губернатор Кировской области Никита Белых год назад с блеском защитил диссертацию, в которой «оценивал менеджерскую эффективность Иосифа Сталина и доказывал ущербность его политических репрессий с точки зрения экономики». Любопытно, что месяц назад это исследование фонд «Историческая память» назвал плагиатом. А самому Белых (считающему себя «антисталинистом») стали пенять, что его сын живет в Англии, и привели в пример Сталина, бросившего сына Якова в немецком плену. Губернатор горячо оправдывал свое «тяжелое решение» отсутствием в России нужных условий в образовании, но сочувствия у интернет-пользователей не вызвал.
Пока государство не предложит принципиально новый путь развития, ностальгия по Сталину будет оставаться для части общества (и молодежи особенно – пассионарии все же) модным брендом, а сталинизм – вполне вероятной системой ценностей и моделью государства. Многословные разговоры об «управляемой/суверенной демократии», «инновациях» и нанотехнологиях трогают иных граждан гораздо меньше, чем незатейливая фраза «Жить стало лучше, жить стало веселее!».
Источник: rosbalt.ru автор Дмитрий Асташкин
0 комментариев