Губернаторы с привычками оккупантов


Как генералы, назначенные руководить регионами, доводят территории до полного коллапса

В Подмосковье продолжаются «плановые» отключения электричества. 17 января произведены «плановые» отключения электроэнергии в 10 районах Московской области. Скорее всего, этот перерыв в снабжении потребителей не станет последним.

«Ледяному дождю», вызвавшему под конец года коллапс системы энергоснабжения, скоро исполнится месяц, однако, регион по-прежнему не может разобраться с последствиями этого стихийного бедствия.

Люди справедливо возлагают основную ответственность за провал ремонтных работ на энергетиков — в других регионах, где тоже выпадал «ледяной дождь», с восстановлением подачи электричества справились оперативно. В Подмосковье — несмотря на то, что Путин заставил губернатора региона Бориса Громова встречать Новый год в обесточенных населённых пунктах — работы продолжаются, и о выходе из этого кризиса говорить не приходится.


Как говорят сами энергетики, после раздела РАО ЕЭС нормально работает, а не «оптимизирует издержки» только ФСК ЕЭС, эксплуатирующая высоковольтные линии. Всё, что «ниже», функционирует так, как позволяет совесть — а позволяет она энергетикам, судя по всему, очень многое. «Отродясь у этой **** не было никаких ремонтных бригад», — пишет человек, имеющий отношение к ФСК ЕЭС, в своём блоге.

«В энергетике правит Его Величество Регламент. т.е. при наработке провода на износ он подлежит замене (до того, как оборвется). То же самое с любыми другими объектами — изоляторами, столбами, трансформаторами. Плюс в регламент (а это весьма дорогостоящая его часть) входят работы по организации просек/спиливанию деревьев, которые могут порвать ЛЭП. В МОЭСК регламентные работы последние три года проводятся только на бумаге», — пишет очевидец.

Напомним, что последние 10 лет Подмосковье переживает самый настоящий бум строительства жилья. При этом практически у каждого объекта возникают проблемы с подключением к сетям, в том числе и электрическим. А МОЭСК лишь исправно берёт деньги за присоединение там, где может его обеспечить — и о надёжности, как мы видим, речи не идёт.

Подмосковье стало «золотым» регионом не только для энергетиков — здесь делают состояния строители, транспортные и логистические компании. Весь бизнес региона объединяет общая черта — при гигантских прибылях никто не спешит вкладываться в развитие окружающего пространства. Строители многоэтажек «забывают» про детские сады, школы и поликлиники, транспортники — про новые дороги, а энергетики — о своих прямых обязанностях расчищать просеки под ЛЭП.

В определённом смысле это стандарт управления, принятый на уровне губернии. Потому что те же методы реализует и региональная власть — которая, ко всему прочему, часто становится совладельцем и соучастником многих предприятий.

Правда, прибыли от совладения почему-то проходят мимо бюджета региона. Напомним, Московская область с 2008 года находится на грани банкротства, а её бывший министр финансов Алексей Кузнецов находится в розыске по уголовному делу — он вовремя скрылся от следствия, убежав в США (его жена — гражданка этой страны и бывшая вледелица крупной строительной фирмы региона; предположительно, сам Кузнецов, будучи чиновником, тоже имел паспорт США). Потери региона, причинённые его деятельностью, до сих пор подсчитываются, по самой общей оценке они составляют от 400 млн. до 1,5 млрд. долларов.

В течение прошлого года в СМИ неоднократно попадали слухи о скорой отставке губернатора Московской области Бориса Громова — что он уйдёт досрочно, вслед за Юрием Лужковым. Впрочем, в итоге эксперты сошлись во мнении, что Громову «дадут» досидеть нынешний срок. После энергоколлапса разговоры о скорой отставке главы Подмосковья вновь активизировались: якобы «решение уже принято» и «Громов уйдёт добровольно по причине внезапно наступившей старости».

Если Борис Громов и уйдёт со своего поста, то вряд ли причиной станет нынешнее бедствие: ранее власть ему прощала и не такое. Громов, безусловно, один из самых одиозных губернаторов нынешнего корпуса.

Борис Громов — по легенде — последним покинул Афганистан. (По другой, заявленной им же версии — улетел, не дожидаясь окончательного вывода войск; существует ещё 4 версии о его последних днях в Афганистане). После распада СССР активно занялся политикой — участвовал в кампании по выборам президента РФ в качестве кандидата на пост вице-президента РФ.

В 1995 году Громов вновь принимает участие в выборах, на этот раз парламентских — он выступил во главе блока «Моё Отечество». Блок не смог преодолеть 5-процентный барьер, но Борис Всеволодович стал депутатом Госдумы. В 1998 году он становится одним из соорганизаторов создания лужковско-примаковского «Отечества».

Чуть ранее он становится президентом структуры, объединяющей ветеранов Афгана «Боевое Братство». Когда Громов в 2000-м избирается губернатором, «Боевое братство» становится источником кадров для структур главы региона — по данным «Русского Ньюсвика», «Борис Громов сформировал из «Боевого братства» политическую силу: 7 депутатов Госдумы, 75 депутатов региональных парламентов, 168 постов в органах местного самоуправления. В Подмосковье почти все мэры городов входят в «Боевое братство», даже женщина — мэр Ивантеевки Елена Суханова».

Как раз с выходцами из «Боевого братства» и связана большая часть скандалов вокруг Громова: своих боевых товарищей он «не сдаёт» и «не бросает», те же, в свою очередь, пользуются моментом: в последние годы Московскую область в прессе нередко называют «чемпионом по долгам и коррупции».

Впрочем, в бригаду Громова входили не только силовики, но и гражданские лица — как уже упоминавшийся выше Кузнецов. Косвенно вину Кузнецова некоторые СМИ перекладывали и на Громова, предполагая, что губернатор не мог не знать о финансовых махинациях своего подчинённого.

Некоторые журналисты полагали, что махинации Кузнецова привели к финансовым проблемам в области, и проводили параллели между делом Кузнецова и понижением кредитного рейтнинга Московской области агентством Standard & Poor's с BB до B-. Позже «финансовые трудности Московской области» стали причиной отмены транспортных льгот для пенсионеров и повышения тарифов, в частности, на проезд в электричках, что в январе 2010 г. вызвало широкий общественный протест, и решение было отменено. Было установлено, что к перекладыванию финансового бремени на пенсионеров причастен министр транспорта области Пётр Кацыв, чей сын Денис Кацыв ранее обвинялся в отмывании 60 млн. долларов в израильском банке «Апоалим» (что было признано «крупнейшей в истории Израиля банковской аферой с отмыванием денег») и пошёл на сделку со следствием, заплатив израильским властям 35 млн. шекелей в качестве отступных (примерно 10 млн. долларов).

Также в крупномасштабных махинациях с землёй и недвижимостью за время правления Громова были уличены несколько глав администраций городов Московской области и их подчинённые.

Кроме того, с Борисом Громовым связывают ещё один скандал — по планируемому строительству дороги Москва — Санкт-Петербург. По версии экологов, резерв под эту трассу был застроен структурами, близкими к губернатору — земля фактически была расхищена. В результате оказалось, что «альтернативных маршрутов строительства нет», а для дороги надо освобождать от леса полосу шириной 6 километров. Ставленником Громова и членом «Боевого братства» является мэр Химок Владимир Стрельченко — напомним, этот город известен как место, где регулярно до состояния инвалидности избивают журналистов, пишуших статьи об экологии.

Обязанность власти по строительству новых дорог в других, менее денежных местах Борис Громов воспринимает весьма своеобразно. В одном из выступлений он посоветовал москвичам, недовольным постоянными пробками на подмосковных трассах, покупать вертолеты: «Я летаю на вертолете. Надо покупать вертолеты вместо машин — дороги не нужны!».

«Не бывает безгрешных десантных генералов»

«Это же десантники, их задача — зацепиться и держаться до подхода основных сил», — говорили о другом генерал-губернаторе, Александре Лебеде. Отставной военный стал главой Красноярского края в 1998 году. Фактически, это была почётная ссылка: после третьего места на выборах президента 1996 года и поста секретаря Совета безопасности «с особыми полномочиями» даже самый крупный регион — это понижение.

В крае Александр Лебедь сразу же нашёл себе очередную войну — начал бороться с крупным бизнесом, КрАЗом, «Норильским никелем» и «Русским алюминием». Один из его тогдашних врагов, Александр Хлопонин (тогда — губернатор Таймырского автономного округа и ставленник Норникеля) сейчас занимает пост полномочного представителя президента в свежесозданном Северо-Кавказском федеральном округе.

Вот как он в 2002 году, незадолго до гибели Лебедя, характеризовал деятельность генерал-губернатора на его посту в интервью «Известиям»

«Для меня Лебедь не генерал. Я оцениваю в категориях — хороший губернатор или плохой. До последнего момента я относился к Лебедю как к сильному, волевому человеку, способному принимать решения и отвечать за них. Сейчас отношение начало меняться. Лебедь не смог выстроить определенные отношения и придерживаться их».

«Есть поручение президента разобраться с экономической ситуацией в крае. Дело в том, что экономика в Красноярском крае перестала работать. По всей России 10 тысяч предприятий-банкротов, из них 1,5 тысячи в Красноярском крае. Минфину поставлена задача разобраться и подсказать, как из ситуации выходить».

(О шансах Лебедя пойти на второй срок) «На сегодняшний день как очень слабые. И связано это не с Хлопониным, «Норильским никелем» или «Русским алюминием». Это связано прежде всего с отношением к нему населения. В крае очень напряженная социально-экономическая ситуация».

Отметим, что через 25 дней после публикации этого интервью Александр Лебедь разбился при катастрофе вертолёта Ми-8 в районе озера Ойское Буйбинского перевала Красноярского края, куда он вместе с сотрудниками своей администрации летел на открытие новой горнолыжной трассы (обстоятельства этой трагедии до сих пор вызывают вопросы). После выборов Александр Хлопонин занял кресло губернатора края.

Сам генерал о своей деятельности выражался чётче и ярче, чем его враг-преемник:

«Генерал-демократ — все равно что еврей-оленевод».

«Идите хоть куда, звоните тоже хоть куда, но чтобы завтра этой херовины в крае не было! Я хорошо уяснил?»

«Когда я целенаправленно иду к цели, я похож на летящий лом».

«Я — за стабильность. Но не только сохранить кресло под задом сегодня, а хотя бы и завтра тоже».

Ну, и конечно, «Не бывает безгрешных десантных генералов».

«У которого мама — еврейка»

Ещё один типичный генерал-губернатор — Александр Руцкой. В 1996 году опальный политик становится губернатором Курской области. Вокруг него складывается та же ситуация: с бизнесменами он конфликтует, а коллеги-сослуживцы воруют, подставляют и обманывают.

Уже после отставки против Александра Руцкого возбудили несколько уголовных дел, связанных с «превышением должностных полномочий». По материалам обвинения генерал, будучи главой Курской области, незаконно получил в «Парекс-банке» кредит на 35 млрд. неденоминированных рублей. В 1997–98 годах эти средства активно использовались должностными лицами бывшей обладминистрации для приобретения ростовских комбайнов «Дон» и чешских мельничных комплексов, покупка которых нанесла бюджету области многомиллионный ущерб.

Двое замов из команды Руцкого были арестованы. Тогда первого заместителя губернатора Юрия Конончука от сурового уголовного наказания спасла амнистия по инвалидности. Другой его зам – Владимир Бунчук был осужден. Следствие посчитало, что при покупке ста комбайнов люди Руцкого переплатили 12 млрд. старых рублей и примерно 1,8 млрд. неденоминированных рублей за мельницы, оказавшиеся не совсем исправными. Сам Александр Владимирович называл действия прокурорских работников провокацией, связанной с конфликтом с тогдашним прокурором области Николаем Ткачевым.

Вообще региону губернатор запомнился как человек, склонный к финансовым аферам. Так, в сентябре 1997 года принимается решение о создании облигационного займа Курской области, благодаря которому можно было привлечь средства на сельское хозяйство и промышленность. Речь шла о том, чтобы выпустить ценные бумаги на 250 млн. рублей, при помощи «Курского губернского банка» (созданного за кредит в 25,5 млн. рублей, взятых областью у банка «Русский кредит») привлечь через аукцион фирмы, готовые вложить деньги в область. Затем получить прибыль от вложения инвестиций и выкупить облигации у инвесторов. Это, как объясняли в команде Руцкого, было гораздо выгоднее, нежели напрямую брать кредиты в банках. На самом же деле вышло с точностью до наоборот. При помощи хитро продуманной схемы только разница от номинальной стоимости ценных бумаг при их продаже принесла областному бюджету потери на сумму 85,3 млн. рублей. Облигации стоимостью 250 млн. рублей продали за 164,7 миллиона. Так была провернута первая сделка через кипрские офшоры «Lindsell Enterprises Limited» и «Xedos Company Limited», а также через московский банк «Восток–Запад», которые к тому же умудрились грубо нарушить правила аукциона.

В 2000-м году Александру Руцкому не дали выступить на очередных выборах — суд обнаружил, что генерал недостоверно «указал сведения об имуществе». Его кресло занял Александр Михайлов.

В поствыборном интервью «Коммерсанту» новый губернатор Михайлов рассказал, что его победа — это совместная победа коммунистов и Кремля (и «Владимира Владимировича» лично) над заговором Всероссийского еврейского конгресса (и Березовского в частности), а также бывшего губернатора Руцкого, у которого, «если кто не знает, мама еврейка — Зинаида Иосифовна». В победе над евреями и начале «освобождения от всей этой скверны мы с президентом союзники, а не противники».

Как рассказал Михайлов, лично от Путина перед выборами к нему дважды приезжала «женщина, личный психолог Путина», фамилию которой Михайлов, правда, не назвал: «Она в его (президента) команде играла ключевую роль, и мы с ней определяли вехи нашей совместной работы». Михайлов первый из красных губернаторов чисто и конкретно определил, чем же, кроме расплывчатого «сильного государства», им симпатичен (или ожидаемо симпатичен) новый президент.

Генеральские десанты

На этом список генерал-губернаторов, в разное время руководивших российскими регионами далеко не исчерпывается. Можно вспомнить Владимира Шаманова, накормившего Ульяновской областью семью Никиты Михалкова, и боровшегося с повышением цен на яйца с помощью перекрытия границ региона.

Или человека с пробелом в официальной биографии Владимира Артякова: тот сначала «поруководил» ВАЗом до его полной остановки, завод пришлось спасать крупным бюджетным кредитом, а позже — опустил экономику Самарской области на одно из последних мест по России.

Или руководителей Ингушетии — сначала регионом правил генерал Руслан Аушев, потом — силовик-эксКГБшник Мурат Зязиков, сейчас — бывший десантник Юнус-Бек Евкуров. Этот регион был и остаётся «горячей точкой».

Повсеместно — где бы к власти не приходили генералы, история повторяется. Наверное, не зря обычно разделяют военную и гражданскую администрации.

Источник: svpressa Автор: Дмитрий Трещанин

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.