«Это стыдно, но в России иначе нельзя»
Коррупционный скандал в Японии: более 260 промысловых судов подлежат проверке, рыбаки утверждают, что на счета в третьих странах российским чиновникам переведены сотни тысяч долларов
Паникой сейчас охвачены рыбацкие порты на севере Японии, которую в этом году замело редкими по силе снегопадами. К непогоде, правда, всеобщее смятение отношения не имеет: просто накануне долгожданного выхода на лов в российскую зону промысловые фирмы получили пугающее уведомление от властей — вы должны дать ответы на вопросы по поводу взяток, которые, возможно, давали или собираетесь давать должностным лицам сопредельной страны. За то, чтобы нелегально выловить намного больше рыбы, чем вам положено по лицензии. События приняли обвальный характер вскоре после публикации «Суши бы делать из этих людей» (см. «Новую газету» № 3 от 17.01.2011).
Управление рыболовства Японии уже сообщило, что так называемой добровольной проверке подлежат свыше 260 судов, которые имеют разрешения на промысел минтая, сайры и лососевых в эксклюзивной экономической зоне России, выданные центральными властями в Токио или администрацией самого северного острова страны Хоккайдо. Эти лицензии основаны на двусторонних соглашениях между двумя странами об условиях лова, которые были заключены еще четверть века назад. Однако сами размеры промысла согласовываются ежегодно и постепенно сокращаются — рыбные ресурсы Дальнего Востока, увы, скудеют, в том числе и из-за хищнической добычи.
Сейчас японцы могут выловить в российской экономической зоне лишь четверть того, что они получали двадцать лет назад. Хуже всего для них ситуация с минтаем — квота соседей на его промысел составляет лишь одну двенадцатую от объемов начала 90-х годов. За право ловить японцы платят деньги — в 2011 году, например, они выложат наличными более 2,5 млн долларов. Плюс примерно 4 млн долларов внесут натурой — различным снаряжением для морского промысла.
— Поймите, нам не выжить на квотах, которые определяют чиновники двух стран, — рассказывает на условиях анонимности представитель одной из японских промысловых компаний. — При нынешних нормах вылова не выйти даже на простую окупаемость. У нас все считают, что русские нарочно занижают квоты добычи для создания особой коррупционной обстановки вокруг промысла. Короче, сложилась такая система, что без нарушений и взяток не обойтись. Это противно и стыдно, но в России иначе нельзя.
Нынешние повальные проверки связаны с тем, что в конце прошлого года японские власти впервые документально зафиксировали факты подкупа российских должностных лиц. Поначалу их выявило Налоговое управление страны — его инспекторы поймали четыре небольшие рыболовецкие фирмы на сокрытии доходов на 500 млн иен (более 6 млн долларов). Их прикрывали фиктивными контрактами и другими липовыми документами, а промысловики в ответ на расспросы признались, что в 2007—2009 годах выплатили эти средства в виде взяток наблюдателям от Пограничной службы РФ.
Взятки дают по-разному: например, рядовым пограничным наблюдателям их вручают прямо в море. Если верить печати, то за один раз это где-то до десяти тысяч долларов. Раньше, рассказывают японцы, русские просили мебель или электронику, однако сейчас берут только «зеленые». В результате рыбаки всякий раз перед выходом в море, чертыхаясь, меняют свои иены на американские доллары, что можно сделать далеко не в каждом провинциальном порту. Наблюдателям делают и другие подношения — например, в виде десятков ящиков пива.
Более крупные суммы, по сотне тысяч долларов за раз, японские промысловики переводили на счета в третьих странах, в том числе на Кипре. На опросах в Налоговом управлении рыбаки выразили твердую уверенность, что эти деньги шли российскому начальству рангом повыше.
За сокрытие доходов промысловиков уже наказали — они заплатили штрафов на 2,5 млн долларов. Затем за дело взялось Управление рыболовства: по итогам быстрого расследования принято решение с самого начала сезона в феврале на 70 дней лишить уличенные в нарушениях компании права выходить в море. Это болезненный удар по их доходам — к тому же промысловикам придется в любом случае внести российской стороне положенную легальную плату за операции в экономической зоне РФ.
Однако к самим взяткам такое наказание отношения не имеет — рыбаков пока покарали за то, что они злостно не соблюдали соглашение между Москвой и Токио о квотах, которое основывается в том числе и на японском законодательстве. Зато коррупцией может заняться прокуратура — сейчас решается вопрос о передаче туда всех материалов. Дело в том, что пойманные за руку промысловики нарушали еще и закон о предотвращении нечестной конкуренции, а он запрещает взятки иностранным должностным лицам, поскольку это дает нелегальные односторонние преимущества в бизнесе.
Конечно, есть все основания полагать, что ничтожные 6 млн долларов — лишь капля в море российско-японской рыболовной коррупции. На взятках пока поймали лишь мелкие фирмы, у которых в нашей зоне оперировали только четыре судна. А их там, как сказано выше, — более 260. Проведенные токийской печатью анонимные опросы владельцев других промысловых компаний показали однозначно: к взяткам причастны очень многие или просто все. Эти же анонимы признались — за приемлемые по размерам подношения они превышают квоты вылова в 4—5 раз.
Нелегальный бизнес японцев при попустительстве наших властей начался еще в строгие советские времена. Осведомленные люди уверяют, что КГБ активно вербовал пойманных на браконьерстве японцев: им разрешали и впредь потихоньку добывать незаконную рыбку в наших водах в обмен на шпионскую информацию. Можно представить, какую чушь несли в своих донесениях малограмотные провинциальные рыбаки, однако, говорят, именно эта агентура уже после краха СССР пошла в авангарде создания системы криминального лова, принявшего сейчас колоссальные размеры.
Кстати, японское браконьерство за взятки — лишь часть картины, и возможно, меньшая. Куда более крупные массивы контрабандных морепродуктов, по свидетельству знающих людей, идут в Японию от наших собственных рыбаков. Масштабы этого бизнеса сейчас неизвестны, однако в 90-х годах его оценивали минимум в миллиард долларов в год.
О коррупции, браконьерстве и контрабанде годами знали все — и японские власти, и пресса. Однако в стране предпочитали закрывать глаза на ситуацию, чтобы не ставить под удар интересы собственных промысловиков. «Непонятно, почему нынешние разоблачения стали делаться именно сейчас, — говорит токийский журналист, занимающийся этой проблемой. — Не исключено, что утечку информации в налоговое ведомство сделала японская оппозиция, которая хочет нанести удар по правительству — мол, его структуры покрывают коррупцию. Есть и конспирологическая версия о том, что кое-какие сведения подкинули из Москвы и их не смогли игнорировать в Токио. Есть основания полагать, что коррупционные деньги от японских рыбаков не доходят до вашего Центра и оседают на Дальнем Востоке. Не исключено, что Москва хочет положить этой вольнице конец».
В любом случае в Токио в минувшую пятницу было объявлено о создании консультативной группы, призванной принять решительные меры по пресечению коррупции в рыболовных отношениях с Россией. Однако закручивание гаек только со стороны Японии особого эффекта не даст — ее промысловики лишь столкнутся с резким ухудшением условий своей деятельности в наших водах, если вдруг прекратят подношения нужным людям. Поэтому Токио хочет сотрудничества с Москвой.
Уже решено, например, что доклад по итогам начинающихся проверок будет официально направлен в Россию. Японское Управление рыболовства намерено также по рабочим каналам обсуждать ситуацию с коллегами в Москве и на Дальнем Востоке РФ. В любом случае Токио уже сейчас может знать хотя бы какие-то имена российских взяточников, номера счетов и т.д. Эту информацию нужно официально запросить — журналисту ее не дадут.
Источник: novayagazeta Автор: Василий Головнин
0 комментариев