МОЖЕТ, ВАМ ОТДОХНУТЬ ПОРА… ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ РФ ПУТИНУ В.В.
Не знаю даже, как уместно было бы к Вам обратиться, «господин Путин» звучит как-то вымороченно, а сказать «товарищ Путин» язык не поворачивается.
Так что скажу просто, как вся страна на «прямой линии» — Владимир Владимирович. Тем более что мы знакомы лично.
Я, Дубнов Аркадий Юрьевич, не раз в составе кремлевского пула журналистов сопровождал Вас в зарубежных поездках, в ходе которых нам удавалось общаться напрямую. Последний раз это было 6 мая 2008 года, когда в своей резиденции Ново-Огарево, как бы отмечая свой президентский «дембель» накануне инаугурации Дмитрия Анатольевича Медведева, Вы пригласили к себе ряд журналистов пула и наградили каждого из них грамотой «за вклад в развитие гражданского общества в России».
Забегая вперед, выражаю Вам ответную благодарность за это, поскольку год спустя, когда я оформлял себе пенсию, мне за эту «президентскую» грамоту выписали надбавку и наградили привилегиями «ветерана труда». Должен заметить, что поскольку я на несколько лет старше Вас, то Вам процедуру оформления пенсии еще только предстоит пройти и порадоваться бесплатному проезду в московском общественном транспорте, так как уверен, что Ваших заслуг будет достаточно для получения ветеранских привилегий. Впрочем, допускаю, что ваш «заграничный» стаж работы в тяжелых условиях службы в Дрездене уже сделал Вас пенсионером спецслужб.
Добавлю еще, что к моему удивлению в собесе оценили полученную от Вас грамоту гораздо выше тех наград, что я получил за все 44 года моего трудового стажа, среди которых 25 лет «советской» жизни, включившие в себя работу на Ново-Липецком металлургическом заводе и нескольких АЭС, строившихся в СССР. Возможно, сотрудники собеса решили, что я совершил какой-то подвиг, о котором нельзя говорить вслух, ведь всерьез представить, что Вы, Владимир Владимирович, высоко цените развитие гражданского общества в нашей с Вами стране, может только человек, Вас плохо знающий… Страна же Вас за 11 лет узнала хорошо. Не хуже, чем Вы ее.
Наше последнее общение с Вами в Ново-Огарево мне последнее время приходится часто вспоминать. Видимо, я имел тогда «честь» оказаться одним из первых, кому Вы практически публично, в присутствии десятка коллег-журналистов, объяснили, почему Михаил Ходорковский сидит в тюрьме, и теперь эту формулу, как хорошо заученную мантру, повторяете постоянно.
Не сомневаюсь: Вы хорошо помните, что ответили, когда я спросил, не жалко ли Вам Ходорковского.
– Ходорковского? – переспросили Вы, – да у него же руки по локоть в крови, там же везде трупы!
Я, честно сказать, опешил.
–А что ж доказать-то до сих пор не могут?
–Так они же мешками деньги заносят в суды, прокуратуру, они же там все купили!
Видно было, что Вы начали горячиться, обручальное кольцо на руке Вы стали крутить еще сильнее. Я тоже начал горячиться и уже открыл рот, начав говорить, что, мол, это и есть итоги восьми лет Вашего правления. Но в этот момент один из коллег дернул меня сзади за полу пиджака: «Хватит, остановись».
Едва я успел к нему обернуться, как другая коллега спросила Вас, а не жалко ли Вам Бахмину.
–А кто это такая? – реакция Ваша была такой же молниеносной, как и пару лет спустя, когда Вы спросили у Юрия Шевчука, кто он такой.
Коллега даже немного растерялась: президент России не знал имени женщины, за освобождение которой выступали тысячи российских граждан.
–Ну, она в ЮКОСе юристом работала, бухгалтер, двое маленьких детей, – промямлила отважная журналистка.
–Бухга-а-алтер? – протянули Вы, – бухгалтер всегда сидит. И небрежно махнули рукой.
Помню, что удивлялся тогда Вашей непосредственности, с которой Вы, дипломированный юрист, откровенно объясняли нам, что Ходорковский сидит много лет в тюрьме вовсе не за то, в чем его признал виновным суд. Другими словами, вы признали, что все обвинения по первому делу гроша ломаного не стоят.
Владимир Владимирович, теперь я еще раз хочу Вас спросить, уже публично: за что Вы так ненавидите Ходорковского? Ведь Вы ставите на кон свою репутацию – как утверждают, хорошо образованного юриста – когда вновь повторяете эту формулу. Вы произнесли ее 16 декабря на «прямой линии» и, более того, Вы позволили себе взять на себя функции судьи по его делу, заявив, что «мы должны исходить из того, что преступления г-на Ходорковского в суде доказаны».
Кто это «мы» и почему «должны», Владимир Владимирович? Вы же второй десяток лет объясняете нам, что в России все должны соблюдать закон, объясните, пожалуйста, по какому закону Вы, глава государства, подменяете собой суд еще до его окончания, игнорируя зафиксированный в российской Конституции принцип разделения властей? Какой же Вы пример подаете согражданам?
Хочу Вам напомнить наш разговор, состоявшийся в июне 2004 года в Ташкенте во время саммита ШОС, когда после ареста Ходорковского не прошло еще и года. Вот запись этого короткого интервью, опубликованного в газете «Время новостей» от 18 июня того года:
«– С точки зрения будущего инвестиционного климата в России выгодно или невыгодно для государства возможное банкротство ЮКОСа?
– Говорить о вещах достаточно щепетильных для компании я бы сейчас не стал. Потому что любое слово может быть истолковано как конкурентами ЮКОСа на рынке, так и теми, кто хочет поддержать компанию. Во всяком случае, хочу сказать одно. Власти Российской Федерации, правительство России, экономические власти России не заинтересованы в банкротстве такой компании, как ЮКОС. А что касается того, как будет проходить процесс в судебных инстанциях, то это отдельная песня. Здесь могут говорить только сами судебные инстанции в ходе разбирательства дела по существу.
– А вопрос выплаты долгов, которые предъявляют ЮКОСу налоговики, тоже будет решаться в суде?
– Это вопрос судебных инстанций, когда они считают эти долги. Что касается самих долгов, если закон будет позволять, то, я думаю, правительство постарается сделать так, чтобы не обрушить компанию».
Тогда Ваши ответы показались весьма неожиданными и даже вселили надежду на справедливый суд. Акции еще не уничтоженного тогда ЮКОСа, как Вы помните, взлетели в одночасье на 30 процентов и капитализация компании выросла на 7 с лишним миллиардов долларов. Некоторые чиновники из Вашего ближайшего окружения на полном серьезе в тот же день потребовали от меня отчета, кто попросил задать такой вопрос президенту, мол, я ведь никогда не занимался экономикой, а только политикой? Когда я отвечал, что «дело ЮКОСа» и есть чистая политика, на меня смотрели с подозрением.
Прошло шесть лет. И, судя по тому, что Вы сами теперь решили исполнять судейские функции, «отдельная песня», исполняемая по делу Ходорковского «в судебных инстанциях», перестала Вам нравиться. И Вы решили на всякий случай упредить неправильное исполнение ее финального «куплета» судьей Данилкиным. Может быть, в этом причина неожиданного переноса начала чтения приговора с 15 на 27 декабря?..
Впрочем, думаю, всем сказанным в очередной раз про ЮКОС Вы мало кого удивили. Точнее говоря, вы не удивили таких, как я, еще не сбривших «бороденки», как вы нежно выделили из всей массы соотечественников интеллигенцию. Не могу знать, кого Вы имели в виду, Эдичку Лимонова или Виктора Шендеровича и, надеюсь, не Патриарха Кирилла, но не могу понять, откуда у Вас столько ненависти к этому сословию? И почему Вы думаете, что, только сбрив бороду, можно эффективно бороться с правонарушителями. Вот ведь Рамзану Кадырову это удается хорошо, и Вы им довольны и не смеете брить ему бороду, как Петр Первый – боярам…
Но вот чем Вы меня действительно поразили по ходу «прямой линии», так это заявлением о том, что «мы все равно бы победили (в Великой Отечественной войне – А.Д.), потому что мы страна победителей», потому что, «если мы посмотрим статистику времен Второй мировой войны, то выяснится, что наибольшие потери в Великой Отечественной войне понесла именно РСФСР – более 70% потерь. Это значит, что война выиграна, не хочу никого обижать, но в основном за счет ресурсов человеческих и индустриальных ресурсов Российской Федерации».
Очень странное заявление Вы себе позволили, Владимир Владимирович, я даже не возьмусь судить, не рискну предположить, какие комплексы, историко-государственные или личные, скрываются за ним. Что за удивительная арифметика потерь заставила Вас сделать именно Россию в ее нынешних границах главной победительницей фашизма? Не это ли Ваше пренебрежение теми остальными, «30-процентниками», переродившееся уже в ненависть, питает внуков и правнуков победителей фашизма, выбрасывающих сегодня руки в нацистском приветствии у самых стен Кремля?
Что вы скажете внукам и правнукам белорусских партизан, читателям великого Василя Быкова или трагического Александра Фадеева, чью «Молодую гвардию» по-прежнему изучают сегодня в российских школах? Что землянки в белорусских лесах рыть не было нужды и взрывать немецкие эшелоны было делом лишним, а Олег Кошевой со товарищи зря так героически сопротивлялись в тылу врага в украинском Донбассе? Уже побаиваюсь, как бы не начали служивые историки наши переписывать учебники, приспосабливая новое видение Победы под изреченную Вами 70-процентную норму достаточных для ее достижения ресурсов.
На кого Вы сегодня так обижены, Владимир Владимирович, может быть, на узбеков, которые приютили целые города эвакуированных из России? Я не знаю, кому Вы лично, кроме папы с мамой, благодарны, что появились на свет, но о себе я точно знаю: Ташкенту и ташкентцам, что спасли жизнь в эвакуации моей маме со старшим братом и сестрой, ныне покойным, пока мой отец был на фронте и вернулся, к счастью, в 1944-м. Вы им отказываете в праве считать себя такими же победителями в войне, как и тем, кто родом из «человеческих ресурсов Российской Федерации»? Или грузинам, среди которых, как считается, в процентном отношении полегло больше всех в Отечественную?
Ну что ж, спасибо Вам скажут те в Ташкенте и Тбилиси, кто переносит или взрывает монументы советским солдатам, павшим в ту войну: а что, скажут они, Путин все равно считает, что мы были там лишними, пусть он и хранит у себя их память…
Владимир Владимирович, Ваша последняя «Прямая линия» была рекордной, вы говорили без передыха четыре с половиной часа. Вы уже опередили в этом Хрущева, но еще не догнали Уго Чавеса и Фиделя Кастро. Может, не стоит за ними гнаться, там другое солнце, иная кровь и все смотрится повеселее как-то. А Вы выглядели усталым, а, главное, уж больно каким-то злым. Отчего это, у Вас перестало что-то получаться? Да нет, вроде, сами подтверждаете, что фартовый. Говорите даже, что везет тем, кто везет. Но если столько злости и ненависти на Вашем лице, когда с народом общаетесь, так, может, просто устали столько везти, может, отдохнуть пора?
Источник: ej ej Автор: Аркадий Дубнов
0 комментариев