«Я был обескуражен объемами воровства»


Министр обороны Анатолий Сердюков рассказал, зачем России тратить триллионы на вооружения, почему Минобороны не хочет покупать российские корабли и самолеты и как воруют в армии.

Министр обороны Анатолий Сердюков – в предварительном списке кандидатов на пост мэра Москвы, составленном в «Единой России», пишет сегодняшняя «Независимая газета». Конечно, не «Единая Россия» определяет, кому быть мэром Москвы, но та же газета сообщает, что на прошлой неделе Сердюков встречался с Владимиром Путиным, а затем – с главой Генштаба Николаем Макаровым. А затем, после этого разговора, Макаров собрал высокопоставленных военных и сообщил им, что «возможны кадровые назначения», тем самым подтверждая версию, что Сердюкова могут поставить на Москву.

В этом есть логика. Поставят его или нет, но Сердюков – возможно, единственный, кто отвечает нужным критериям. Выходец из Санкт-Петербурга, лоялен, очень давно знаком с Владимиром Путиным, не политик, а, скорее, менеджер-финансист, и, что очень важно, уже дважды доказал свою эффективность – во главе Налоговой службы и, собственно, в армии. Реформа армии – Сердюков говорит: «Мы стараемся не употреблять слово реформа. Мы создаем новый облик армии», – возможно, единственная реформа, которая действительно сдвинулась с мертвой точки за последние два года и уже дала результат.


Обозреватель Newsweek Юлия Таратута взяла у Сердюкова интервью. В этом интервью глава Минобороны подтверждает, что война с Грузией в августе 2008 года стала катализатором реформы: «Конфликт действительно стал ускорителем этого процесса. Помог убедиться в необходимости реорганизаций». «Конфликт показал, что армия остро нуждалась в современной системе управления войсками и технике. Что нужно менять всю систему подготовки офицеров, солдат и сержантов».

Об изменениях в кадровом составе Сердюков говорит: «Началось все с элементарных вещей. Провели оценку соотношения офицеров и солдат. Оказалось – 50 на 50. То есть на каждого офицера приходится по солдату. …. Проведенные расчеты показали, что численность офицеров должна быть в пределах 15 % от состава вооруженных сил. Примерно такое же соотношение в ведущих армиях мира». Про дедовщину Сердюков говорит, что в абсолютных цифрах неуставных случаев стало больше, но его это не пугает: «Ведь стало больше призывников. Со временем ситуация должна выровняться. И статистика совершенно точно станет падать. Особенно с учетом наших методов: мы за это жестко спрашиваем с командиров, вплоть до увольнения за случаи со смертельным исходом. Вот меня тут правозащитники стали упрекать уже, что я зря многих за это увольняю».

Что касается службы по контракту – а некоторое время назад Минобороны фактически открыто признало, что этот проект провалился, – то Сердюков подтверждает, что сегодня позволить себе полностью контрактную армию Россия просто не может: «Вооружение, не поверите, стоит дешевле, чем хороший контрактник. Если посчитать – это колоссальные расходы. Прошлая программа [перехода на контракт] не заработала именно потому, что была сделана формально. Военным сказали – надо сделать. Они взяли под козырек. Но было совершенно ясно, что контрактник не пойдет в армию за семь тысяч, если на гражданке онсможет заработать не меньше 15. … Мы не отказываемся от службы по контракту, а всего лишь ужимаем количество таких военнослужащих. До 90-100 тысяч. Дальше будем смотреть. Если мы сэкономим деньги на других направлениях – обязательно вернемся к данной идее. Но уже хорошо подготовившись». Зато на вооружениях Сердюков старается не экономить: бюджет новой программы втрое больше, чем действующей, — 19 трлн. рублей.

Последние дав года кремлевские чиновники рассказывали, что Сердюков, когда его поставили во главе военного ведомства, пришел в ужас, увидев, как там воруют. Министр подтвердил это в интервью: «Когда я пришел в Минобороны, то, откровенно говоря, был обескуражен объемами воровства. Это ощущение не прошло до сих пор. Финансовая распущенность, безнаказанность людей, которых никто никогда не проверял. Причем эта система так укоренилась, что стала уже образом мысли. Мы выстраиваем эффективную систему контроля. Не скажу, что сегодня проблему искоренили полностью. Но результаты есть – и весьма ощутимые».

Именно это – хотя бы относительные успехи в борьбе с коррупцией, хватка и, вообще, способность сдвинуть ситуацию с мертвой точки в такой огромной, безбрежной структуре, как армия, — и делают Сердюкова вполне возможным кандидатом на пост мэра Москвы. Тем более что он сам подтверждает в интервью: Владимир Путин и Дмитрий Медведев ему доверяют.
Источник: runewsweek Интервью: Юлия Таратута

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.