Управление в Шумере и Ассирии


Актуальность данного исследования состоит в том, что современное управление строится на основе научных теорий, которые берут свои практические источники еще в древних государствах. Можно смело предположить, что ничего принципиально нового за этот огромный период современные управленцы не смогли изобрести. Так история Ассирии, как территориального государства начинается с XIV века до Р.Х., когда правители Ашшура становятся «великими царями», признанными на мировой арене а Шумеры установили контроль над районом Персидского залива около 4 тыс. лет до н. э. И уже тогда система управления была достаточно развита и хорошо просчитана. Была выстроена четкая иерархическая цепочка, которая строго регламентировала права и обязанности различных сегментов политического управления. Так же определялось значение элиты и ее место в системе управления. А бюрократический аппарат именно в то время стал набирать основные обороты своего развития. Для изучения современных систем управления стоит рассмотреть систему управления в таких древнейших государствах, как Шумер и Ассирия, которые признаны одними из самых развитых протогосударств во всем мире.
Цель исследовательского эссе заключается в том, чтобы сопоставить систему управления в Шумере и Ассирии. Для достижения цели следует решить ряд задач.

Задачи исследовательского эссе:
1) Выявить сходные черты в системе управления двух государств
2) Выявить различные черты в системе управления двух государств
Предмет исследовательского эссе –управление в Шумере и Ассирии
Объект исследовательского эссе- критерии, по которым автор будет сопоставлять типы управления.
Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохранение пережитков родоплеменной организации.
Существование территориальных общин в Древнем Шумере обусловлено тем обстоятельством, что сельское хозяйство основывалось на принципе организованного орошения. Соответственно управление в основном строилось на основе сельскохозяйственных взаимосвязей.
Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли — каждая деревня выделяла своему храму участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму.
Постепенно храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, присвоив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли-продажи, которая рано была разрешена в Шумере.
Часть земель сдавалась в аренду.
Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера.
Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.
Правители Ассирии опирались на:
не столько на жречество в отличии от Шумера, сколько на войска и чиновничий аппарат как главную и решающую силу в управлении страной.
окружал себя многочисленной свитой придворных и вельмож — преданных ему людей.
первые места занимали: туртан — главнокомандующий армией, который в походах часто заменял царя; дворцовый глашатай; главный кормчий; абаракку — главный сановник двора; наместник страны.
Этот порядок свидетельствует о том значении, которое занимали высокие сановники Ассирии. Все они были непосредственно связаны с царем. Занимая ответственные посты в управлении государством, сановники осуществляли царские приказы и выполняли распоряжения.
Ассирийские чиновники с большим вниманием следили за всеми событиями, которые происходили не только внутри государства, но и в соседних областях, пограничных с Ассирией.
Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на территории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей, не составлявших единого государства. Наиболее известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш.
Обширная ассирийская держава делилась на полсотни с лишним провинций, не считая зависимых государств (Египта, Вавилона, Табала, Иудеи и т.д.). Ее территория, превосходившая по своим размерам все предыдущие государственные объединения, требовала очень сложного управления и большого аппарата.
Это управление было поручено высшим военачальникам; они имели в своем распоряжении военные гарнизоны для поддерживания внутреннего порядка, охраны дорог в провинции и сбора дани. Провинциями непосредственно руководили уполномоченные царя, а зависимыми областями, занимающими большую часть завоеванных стран, — местные правители.
Причем в зависимых государствах сохранялись их традиционные организации и законодательство. Однако вся деятельность этих правителей проходила под контролем царских чиновников из Ниневии. Некоторые из завоеванных стран царь считал необходимым держать более строго, в постоянном подчинении ассирийской администрации.
В Шумере главой города и области был верховный жрец главного городского храма, носивший титул «энси» («патеси»).
Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул «лугаля». Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.
Органами, ограничивавшими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом.
Обязанности должностных лиц в ассирийском государстве не были строго разграничены из-за неразрывности бюрократического аппарата.
Наместники, сановники и военачальники всегда назначались царем и ему непосредственно подчинялись.
В покоренных областях, включенных в состав Ассирии, действовали те же законы, соблюдение которых было обязательно для всех; их нарушение жестоко каралось.
По мере развития ассирийского государства возникла потребность в более оперативном и гибком управлении как собственно ассирийскими областями, так и завоеванными странами. В этих целях была создана центральная администрация для ведения дипломатических отношений между Ассирией и вассальными странами.
В государственных канцеляриях Ассирии делопроизводство велось на двух языках: ассирийском диалекте аккадского и арамейском, который постепенно становился международным языком Передней Азии.
Представители покоренных народов по воле царя могли занимать ответственные посты, главные придворные должности, которые давали им право наряду с ассирийцами участвовать в управлении обширной ассирийской монархией.
Ассирийское общество прошло в своем развитии ряд этапов и испытало на протяжении полутора тысяч с лишним лет целый ряд существенных перемен.
Воинское и жреческое начало в Шумере отступают на второй план: царь (даже обожествлённый) никогда не получает абсолютную власть, а жречество выполняет работу по обслуживанию статуи бога или проведению ритуалов.Кроме того вначале жречество не отделено от земледельческой общины и не имеет политической самостоятельности. И всё таки они были первые и все методы управления осознано и неосознанно впервые реализовывались там.
Энси его люди по традиции должны были спрашивать разрешения на свои действия у народного собрания, состоявшего из «юношей города» и «старцев города». Даже не получив одобрения собрания или получив его у одной из палат, правитель мог все же решиться на свое рискованное предприятие. Впоследствии, по мере концентрации власти в руках одной политической группировки, роль народного собрания совершенно сошла на нет.
Кроме должности градоправителя, известен из шумерских текстов и титул lugal — «большой человек», в разных случаях переводимый или как «царь», или как «хозяин». И.М.Дьяконов в своей книге «Пути истории» предлагает переводить его русским словом «князь». Первоначально это был титул военного вождя, который выбирался из числа энов верховными богами Шумера в священном Ниппуре (или в своем городе при участии ниппурских богов) и временно занимал положение хозяина страны с полномочиями диктатора.
Но впоследствии царями становились не по выбору, а по наследству, хотя при интронизации все еще соблюдали старый ниппурский обряд. Таким образом, один и тот же человек одновременно был и эном какого-то города, и лугалем страны, поэтому борьба за титул лугаля шла во все времена истории Шумера. Правда, довольно скоро стала очевидной разница между лугальским и энским титулом. Во время захвата Шумера кутиями ни один энси не имел права носить титул лугаля, поскольку лугалями себя называли оккупанты. А ко времени III династии Ура энси были чиновниками городских администраций, всецело подчинявшимися воле лугаля.
В городе Шуруппака (XXVI в.) люди правили по очереди, причем правитель менялся ежегодно. Каждая очередь, по-видимому, падала по жребию не только на то или иное лицо, но и на определенный территориальный участок или храм. Это указывает на существование некоего коллегиального органа управления, члены которого по очереди занимали должность старейшины-эпонима. Наконец, и сам термин для срока правления лугаля бала — буквально означает «очередь». Не значит ли это, что самой ранней формой правления в шумерских городах-государствах было именно поочередное правление представителей соседних храмов и территорий? Вполне возможно, но доказать это довольно трудно. Вот так «Вся государственная махина держалась на скрупулёзно точной работе писца –учётчика жестокости надзирателя и покорности жреца»
В Ассирии царь не считался, как в Египте, богом ни при жизни, ни после смерти. В первую очередь он был военачальником, а затем уже жрецом и судьей.
Власть ассирийских царей росла постепенно. Сначала они не пользовались еще титулом «царь», а называли себя «правителями» (ишшаку). Исполняя свои полномочия, ишшаку опирался на верхушечные слои населения отдельных городов. Как правило, они были самыми богатыми людьми из числа торговцев.
Ассирийские цари-завоеватели пригоняли в большом количестве пленников, которых большей частью обращали в рабство. Рабский труд использовался в земледелии и ремесленном производстве, а также на оросительных и строительных работах. Руками рабов воздвигались дворцы, храмы и крепости. Раб в Ассирии (как и в других странах древнего мира) становился по существу вещью своего хозяина. Его можно было продать, одолжить или отдать в залог. Обычно раб имел табличку, которую носил на шее, или рабское клеймо — татуировку.
Раб мог стать свободным лишь по воле господина, решившего его отпустить. Освобождение раба сопровождалось определенным ритуалом: омовением головы и обращением лица на восток. С раба снимали оковы или отличительные знаки.
Исходя из всего выше сказанного, можно заключить, Управление в Шумере строилось на жреческом основании, в то время, как в Ассирии государство представляло из себя светский институт, лишь опираясь на жречество, как на управленческий элемент. В Шумере духовные лица устанавливали порядки, распределяли блага и влияли на принятие управленческих решений. Являлись основным арбитром и могли вступать в дискуссию с главой городов. Так же являлись по сути главным управленческим звеном, распределяя земельные ресурсы. В то время, как в Ассирии управление в основном опиралось на чиновничий аппарат, так называемых сановников, там существовала четкая иерархия бюрократического аппарата со строгим распределение прав и привилегий. Так же Ассирия опиралась в своем управлении на военно-начальников, которые занимались управлением на местах.
Собственные рекомендации для будущих исследователей вопроса.
Сопоставление управления в Шумере и Ассирии потребовали привлечения исторической литературы и учебников по теории государства и права зарубежных стран. Рекомендуется изучить вопрос трансформации управленческих процессов в этих государствах и актуальность моделей этого управления применительно к современному этапу развития системы управления. Поверхностно были затронуты вопросы подготовки кадров, управленцев в системе образования Ассирии, этот вопрос нуждается в более подробном освящении.

1)Батыр К. 'История государства и права зарубежных стран.'
2)'История Востока', РАН, Москва, 1997.
3) opokar.peterlife.ru/history-pravo/Index7.htm
4) Струве В.В. Хрестоматия по истории Древнего Мира. М. 1950г.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.