Общество и культура древних этрусков


Во второй четверти I тысячелетия до н. э., когда италики, иллирийцы и лигуры жили еще в условиях первобытнообщинного строя, у этрусков сложилось классовое общество и возникли примитивные формы государственной организации.
Наиболее ранние следы этрусской цивилизации выявлены в долине реки Арнуса и на правобережье Тибра, т. е. в области, которая получила в древности название Этрурии, а сейчас называется Тосканой.

Главной отраслью хозяйства в Этрурии было земледелие. Естественное плодородие почвы, использование железных орудий и строительство дренажных сооружений позволили этрускам собирать богатые урожаи зерновых, льна и винограда. Запасы меди, олова и железа на Ильве послужили основой для развития ремесленной металлургии и металлообработки. Этруски создали керамическое производство; они выделывали сосуды черного цвета (так называемые буккеро) и славились техникой обработки камня. Важное место в экономике этрусков занимала торговля. Развитию внутрииталийских связей способствовали ежегодные ярмарки, которые проводились в роще Феронии. Особое значение имела торговля металлическими изделиями. О разветвленности внешнеторговых связей этрусков свидетельствует богатый заупокойный инвентарь их погребений.


Этрусские погребения многочисленны и хорошо изучены. Сохранились вырубленные в скалах усыпальницы знати — камерные гробницы. Над некоторыми из них насыпаны круглые холмы. Стены гробниц украшены фресками, а погребальные комнаты наполнены богатыми приношениями. Археологи обнаружили в гробницах египетские сосуды, страусовые яйца с изображением сфинксов, изделия из слоновой кости, золотые и серебряные сосуды из Сирии и с Кипра, греческие, коринфские и аттические черно- и краснофигурные вазы и бусы из янтаря, привезенного с побережья Балтики.

Трудоемкие работы по осушению почвы и строительству городов, скальных гробниц в древности всегда предполагают применение подневольного труда. Этрусские некрополи хранят следы ритуальных убийств рабов. О наличии в этрусском обществе рабов свидетельствуют также сообщения античных историков об огромном количестве слуг в домах богатых этрусков и обычае погребальных обрядов, когда рабов заставляли драться насмерть во время похорон господина. Рабы, видимо, не были единственным эксплуатируемым слоем населения в Этрурии. Античные авторы упоминают зависимых людей из числа обедневших этрусков или покоренного ими населения. Правящим слоем в этрусском обществе были лукумоны, из среды которых выходили военные вожди и жрецы. Из знатных родов на юге Этрурии выделялся род Тарквиниев, давший название одному из городов. Позднее представители рода Таркви-ниев жили в городах Цэре и правили в Риме. Род был 'отцовский, но женщина занимала почетное место в семье. В надписях наряду с именем отца этруски упоминали имя матери.

Имущественное расслоение и неравенство порождали попытки социального протеста. Одной из форм возмущения обедневшего люда, лучше всего освещенной в источниках, была эмиграция. Эмигранты группировались вокруг каких-нибудь вождей, потерпевших неудачу в политической борьбе, или смелых авантюристов, стремившихся найти счастье на чужбине. Об одном из таких — Авкне из города Перузия — рассказывают древние легенды. Авкн, сын или брат основателя Перузии, собрал дружину и отправился на север в долину реки По, где заложил город Фельзину (совр. Болонья).

Этрурия не представляла собой единого государства, а была совокупностью отдельных городов-государств. Некоторые из них объединялись в союзы. Античная традиция приписывает этрускам создание трех двенадцатиградий, т. е. союзов 12 городов. Но городов было больше. Наиболее известен союз 12 городов собственно Этрурии (совр. Тосканы). Союз носил религиозный характер и не был прочным, так как входящие в него города часто враждовали между собой. Центром союза был город Вольсинии со святилищем, посвященным этрусскому божеству Вертумну. Здесь происходили ежегодные празднества и выбирался глава союза. Другими значительными городами были Вейи (недалеко от Рима) и расположенные в плодородных долинах Клузий, Перузия, приморский город Популония, в котором перерабатывалась железная руда с близлежащего острова Ильва, Тарквинии и Цэре. Постепенно в большинстве этрусских городов цари были заменены выборными должностными лицами — зилахами, марунухами, пуртнами, которые выбирались из среды знати.

Этруски были смелыми мореходами, и их прибрежные города имели боевые корабли. Каждый город располагал сухопутным войском. Основной частью его были воины, вооруженные бронзовыми шлемами и щитами и оснащенные длинными копьями и мечом. Знать составляла отряды колесничих.

Потребность в новых землях и рынках, а также обострение социальных противоречий влекли этрусков на путь колонизации. Стремление освободиться от посредничества италийских греков в торговле с Востоком привело в VI' в. до н. э. к захвату восточных берегов островов Корсика и Сардиния, ряда прибрежных пунктов в Кампании, которая затем была колонизована этрусками. Здесь был образован союз этрусских городов во главе с Капуей. Наиболее значительными из них были Нола, Геркуланум и Помпеи. Если на севере этруски мирно делили с греками господство на Адриатическом побережье, то в Кампании их соперничество приводило к острым конфликтам. Естественным союзником этрусков против греков был Карфаген, претендовавший на господство в Западном Средиземноморье. В 535 г. до н. э. карфагеняне и этруски, объединившись, нанесли грекам поражение в морском бою при Алалии (Корсика). В результате этой победы этруски распространили свою власть на всю Корсику.

Первая половина VI в. до н. э. — время максимального расцвета этрусских городов и их экспансии в Италии. В это время этруски правили и в Риме. Однако в 524 г. до н. э. они были разбиты греками сначала в Кампании, затем в Нации, а в 474 г. до н. э. — в морском бою близ Кум. В конце VI в. до н. падает влияние этрусков в Лации, а затем и на севере, где на этрусские города обрушились кельты.

С чем же связано падение этрусской гегемонии в Италии? Прежде всего с внутренней слабостью этрусских городов-государств: социальные противоречия подтачивали их изнутри. Не было крепкой связи и между отдельными городами. Взаимное соперничество разобщало и ослабляло их, не позволяло создать единый фронт против италиков, греков и позднее кельтов. Неблагоприятно сказывалось изменение ситуации в Восточном Средиземноморье: греко-персидские войны подрывали экономику этрусских городов, благосостояние которых зависело от торговли с Востоком. Однако несмотря на падение политического могущества этрусков, их культурное влияние оставалось доминирующим в северной и средней частях полуострова до конца IV в. до н. э.

Большим признанием пользовались в древнем мире этрусские прорицатели — гаруспи-ки, носители этрусского учения, изложенного в «Священных этрусских книгах», известных нам по упоминаниям античных авторов. «Священные книги» содержали предписания относительно гаданий по внутренностям животных, по сверканию молний, по освящению городов и храмов и т. и.

Этруски считались искусными градостроителями. Они создавали города по определенному плану, совершая при этом особые церемонии, которые впоследствии были восприняты римлянами. Границы будущего города намечались бороздой, вспаханной плугом, запряженным коровой и быком. На местах, отведенных для городских ворот, плуг поднимался и борозда прерывалась. Города обносились мощными каменными стенами и лепились на кварталы.

Боги этрусков гневны и загадочны. Поэтому люди вынуждены постоянно угадывать их волю и приносить им жертвы (вплоть до человеческих жертвоприношений). Самым могущественным божеством этруски считали Вертумна. Возможно, это был эпитет Тиния, затем шли Уни и Менрва, которые потом были введены в римский пантеон в качестве капитолийской триады. На почве культа мертвых у них возникла вера в загробный мир, наполненный, как и земной, духами, большинство которых были злыми и коварными.

Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм. Саркофаги знати обычно украшались скульптурами усопших. Изображения передают индивидуальные особенности без всяких прикрас — грубость черт, излишнюю полноту и т. п.

В этрусской культуре легко обнаруживаются элементы, характерные для стран Средиземноморья. Камерные гробницы и в архитектурном и в техническом отношениях напоминают могильные склепы Малой Азии, Балкан, Сардинии: мотивы и техника изображений борющихся между собой диких зверей, львов и тигров, нападающих на коз и ланей, воспроизведение сфинксов, химер и крылатых быков на саркофагах и утвари имеют свои прототипы в Передней Азии. Но с течением времени этрусская культура все больше впитывала греческие элементы. Этруски подражали грекам в формах и орнаментах керамики. Заметной эллинизации подверглась духовная культура Этрурии. Этрусские божества приобретали черты и функции греческих; образы греческой мифологии, например Геракл, и мотивы гомеровского эпоса были усвоены этрусками. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские племена и народности, и властности на римлян, в культуре которых прослеживается влияние этрусков: типы храмов, почитание этрусских божеств, парадная мебель царей и жрецов, фасции у спутников магистратов и т. д. 2. Возникновение римской гражданской общины. Рим находится в Лации, в нижнем течении Тибра. Он вырос на холмах Палати-не, Эсквилике, Цэлии, Капитолии и других, возвышавшихся над сыроватыми низинами. Само место способствовало его росту благодаря здоровому климату, реке, в устье которой добывалась соль, удобству положения невдалеке от моря, что облегчало связи с италийскими и заморскими народами.

Древнейшая история Лапия дошла до нас в виде легенд, переданных античными авторами. Они рассказывали, что место, где позднее возник Рим, исстари привлекало к себе разных пришельцев, первыми из которых были арка-дянин Эвандр и знаменитый греческий герой Геракл, или Геркулес. Вскоре после падения Трои пристали к побережью Ладия невдалеке от устья Тибра корабли троянских беглецов. По наиболее распространенной версии, их предводителем был троянский герой Эней. Он был дружелюбно принят местным царем Латином, женился на его дочери Лавинии и построил город, названный им Лавилием. После смерти Латина Эней стал царствовать вместо него, а народ, которым тот правил, объединился с троянцами и стал называться латинским народом- Когда сын Энея, Асканий-Юл, вырос, он основал в лесистой местности Лация новый город, Альба-Лонгу, где стал царем. Все его потомки получили прозвание Лесистых, Сильвиев. Четырнадцатым царем Альба-Лонги был Нумитор. Но его сверг коварный брат Амулий. Чтобы обезопасить себя от претендентов на власть, Амулий под видом почести посвятил дочь Нумитора, Рею Сильвию, в жрицы богини Весты, которые были безбрачны. Но юную весталку посетил бог Марс, от которого у нее родились близнецы, — Ромул и Рем. Злой Амулий, чтобы избавиться от законных наследников престола, повелел выбросить в корзине детей в разлившийся Тибр. Но божественные близнецы не погибли. Когда вода спала, они оказались на берегу. Их сначала вскармливала волчица, а потом подобрал и воспитал царский пастух, Фаустул. Когда чудесные мальчики стали сильными и прекрасными юношами и узнали тайну о своем происхождении, они восстановили на царстве своего деда Нумитора, собрали дружину и приступили к основанию собственного города на притибрском холме Палатине. Но во время случившейся ссоры Ромул убил Рема и стал первым царем строящегося города, который в честь него получил название Рима. Все население Рима состояло тогда из' спутников Ромула, молодых мужчин. Жители соседних городов относились к ним презрительно и не выдавали за них своих дочерей. Тогда Ромул пошел на хитрость. Он устроил празднество в честь бога Нептуна и пригласил на него соседей сабинян с семьями. В разгар праздника по условленному сигналу дружинники Ромула бросились похищать сабинских девушек. Оскорбленные сабиняне сговорились и начали войну против римлян. Однако дело решили сами похищенные — они встали с мотп-бами между своими отцами и мужьями и помирили их. Римляне и сабиняне объединились в единую общину, во главе которой встали два царя — римлянин Ромул и сабинянин Тит Таций.

Вторым царем легенда называет сабинянина Нуму Помпилия, который упорядочил религиозную жизнь Рима и учредил ремесленные коллегии. Его сменил воинственный Тулл Гостилий. Он завоевал Альба-Лонгу, город разрушил, а жителей переселил в Рим. Четвертым царем был Анк Марций, приходившийся внуком Нуме. Анк вел удачные войны с латинянами, включил большое число их в римское гражданство, построил мост через Тибр.и основал в устье Тибра колонию Остию. Потом царем стал чужеземец родом из Этрурии Тарквиний, прозванный Древним. При нем Рим начал отстраиваться: центральную площадь — форум — замостили; создали систему подземных сточных каналов, впадавших в центральную артерию, великую клоаку; построили цирк; воздвигли храм на Капитолии. Тарквиний был убит, а его жена возвела на царство воспитанного в их доме сына рабыни Сервия Туллия. Сервий Туллий обнес город мощной оборонительной стеной, организовал новое войско и -провел реформы. Этот царь тоже пал от руки убийцы, своего зятя, который воцарился в Риме под именем Тарквиния, по прозванию Гордого. Седьмой царь правил тиранически, за что был изгнан. Тогда в Риме была установлена Республика.

Долгое время ученые считали историю древнейшего Рима вымыслом античных писателей. Но новые археологические раскопки, особенно после второй мировой войны, находки надписей и достижения лингвистической науки показали, что в сообщениях древних авторов, несмотря на ряд фантастических деталей, содержится много достоверных сведений. Так, оказалось, что место будущего города было заселено уже в середине II тысячелетия до н. э. По обнаруженным в Риме и в Этрурии осколкам керамики микенского типа и по наличию в латинском языке слов, известных по табличкам линейного письма «В», выяснили, что в рассказах об Эвандре и Геркулесе содержатся воспоминания о попытках ахейских греков закрепиться в притибрском районе в конце II тысячелетия до н. э. Путем сопоставления разных видов источников стало известно, что легенда о похищении сабинянок отражает реальный факт синойквдма латинской и сабинской общин; была установлена историчность не только царей этрусского происхождения, но и Нумы. Была подтверждена в общем и дата основания Рима, т. е. начала правления Ромула. Римский ученый Варрон (I в. до н. э.) относил его к 754/753 гг. до н. э. Археологи обнаружили на Палаткне следы хижин, относящихся к VIII в. до н. э.

Вместе с тем материалы источников показали, что Рим начала царского времени изображен в античной традиции приукрашенным, более мощным и культурным, чем он был на самом деле. Древнейшие римляне были примитивными пастухами.

В начале I тысячелетия до н. э. (X—VIII вв.), т. е. в эпоху раннего железного века, на территории будущего Рима находились родовые поселки. Жители холма Пала-тина сжигали своих умерших подобно другим жителям Лация. На Эсквилине, Виминале и Квиринале умерших погребали в деревянных колодах, как в сабинской области. Поэтому считается, что Палатин и близлежащая Ве-лия принадлежали латинам, а северные холмы — сабинам. Латиняне и сабиняне частично вытеснили, а частично ассимилировали лигуро-сикульские и другие жившие здесь племена. Селились люди преимущественно на холмах, но понемногу осваивали в хозяйственных целях и низины между ними. Жили люди в скромных хижинах, круглых или прямоугольных в плане, на деревянном каркасе с глиняной обмазкой. Рядом с ними, равно как и в окружающих рощах, находились святилища божеств, покровителей рода и местности. Тут же несколько поодаль от жилья располагались могилы, в лесах по холмам и в низменных бблотистых луговинах люди пасли свой скот. Поселения защищались рвами, земляными насыпями, строились сторожевые башни.

Постепенно разрозненные поселки разрастались и объединялись между собой. Первыми объединились деревни Палатинского холма и возвышенности Велии. Затем в единую с ними общину слились поселки на холмах Эсквилине и Цэлии, потом — Вими-нала и Квиринала. На холме Капитолии была построена общая для всех крепость. Этот синойкизм связывается в традиции с легендарным Ромулом. Таким образом,.начало царской эпохи знаменует собой начало истории объединенной римской общины.

В начале царской эпохи народ Рима (populus) состоял из трех родовых триб, или племен, соответствующих афинским доклис-феновским филам. Мы не знаем, как они назывались тогда, но известны их поздние этрусские названия — Тиции, Рамны и Луце-ры. Считалось, что Тиции — сабины, Рамны — латины, а Луцеры — этруски, что соответствовало этнической структуре Рима в конце царской эпохи. Но и с самого начала римское население в этническом отношении было неоднородным, хотя преобладали в нем латины и сабины, а этрусков еще не было.

Вторым элементом общества было 30 курий. Раньше в куриях видели адекват греческих фратрий. Теперь же признано, что курия — это союз мужчин-воинов. Курия выставляла 100 пеших и 10 конных воинов.

Основой социальной структуры были роды (gentes). Сначала их было 100, а потом стало 300.

Римский род (gens) царского времени был отцовским, экзогамным. Подобно греческому он характеризовался правом взаимного наследования, общим местом погребения, правом принимать в род чужаков, избирать и смещать старейшин, а также обязанностью сородичей оказывать друг другу защиту и помощь. Родичи носили одно родовое имя, произведенное от реального или мифического предка. Так, Юлии, например, вели свое происхождение от Аскания-Юла, -приходившегося внуком самой Венере. Род имел свои религиозные культы. Юлии особо почитали Венеру и Аполлона, Потиции и Пинарии отправляли культ Геркулеса, Навции — Минервы. О числе членов рода может дать представление такой факт: 306 родичей Фаби-ев погибли в начале V в. до н. э. в битве при реке Кремере — они составляли все мужское боеспособное население этого рода.

Социально-экономической основой рода была коллективная родовая собственность на землю. Однако члены рода пользовались сообща лишь частью земли, основной же земельный фонд распределялся между входившими в род семьями. Это были большие патриархальные семьи (familia), включавшие 3—4 поколения потомков главы семьи (pater farailias). Римская фамилия обладала общностью имущества и представляла собой основную хозяйственную единицу. Постепенно в ней возрастало значение pater familias, который превращался в единственного собственника, распоряжавшегося всем достоянием и членами семьи.

Управление Римом состояло из сената, комиций и царя. Сенат был советом из 100, а позднее из 300 родовых старейшин. Его название (senatus) происходит от латинского слова senex — старец. Комиций в переводе с латинского означают сходку. Это народное собрание, точнее — собрание мужчин-воинов, созывавшееся по куриям, откуда его название — куриатные комиций- На комициях выбирался царь (rex), обладавший функциями военного вождя, верховного жреца и судьи. Родичи были равны между собой. Каждый старший в роде входил в сенат, в совет отцов (patres), так что римский populus, или все римляне, входящие в родовую организацию, представляли собой патрициев, т. е. людей, имеющих своих patres.

Таким образом, в Риме были все элементы военной демократии. Однако римское общество с началом царской эпохи уже стало выходить за пределы союза племен и родо-племенного строя. Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост народонаселения способствовали подвижности населения и разрыву родственных связей. Наряду с общинами родового характера складывались соседские общины с присущими им коллективными формами землевладения. Появились патриархальное рабство и частное владение землей внутри родовых коллективов. Это ускоряло расслоение между родами и внутри родов. В них выделялись более знатные и богатые семьи. Свойственный первобытности принцип авторитета по старшинству, мудрости и опытности заменялся принципом знатности, родовитости. Только члены этих знатных семей с течением времени стали называться патрициями, противопоставляя себя незнатным родственникам, основной массе народа (popuius). Известны древнейшие патрицианские роды Юлиев, Квинтилиев, Горациев, Куриациев, Эмилиев и др. Незнатные обедневшие родичи оказывались в зависимости от них, искали у них помощи, защиты. Они становились клиентами (cliens — послушный) патрициев, а те — их патронами, покровителями. Узы патроната — клиентелы — считались священными, и нарушение их каралось смертью. Патрон должен был выделить землю своим клиентам, защищать их в суде; клиенты же составляли боевую дружину патрона.

Картина социальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а также добровольных пришельцев, иногда целых родов, привлеченных удобством места, близостью судоходной реки, моря, солеварен. Сначала пришельцы включались в родовую организацию трех триб. Но потом доступ в нее был прекращен, и новые поселенцы оказались на положении неполноправных, поскольку лишены были участия в куриатных комициях и в сенате. Число их быстро увеличивалось, пополнялось, почему их стали называть плебсом (piere — наполнять).

Плебеи, как и патриции, жили большими патриархальными семьями, составлявшими часть рода. Но в силу того что эти роды не входили в три римские трибы, они и не подлежали наделению землей, кроме небольшого участка при доме; не могли они пользоваться и общей землей. Поэтому плебс занимался не пастушеством, требовавшим больших площадей, а земледелием, но главным образом ремеслом, и вел торговлю. В его среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной собственности и, как следствие этого, имущественная дифференциация. Но и богатые и бедные плебеи были одинаково бесправны и искали для себя патронов. Становясь клиентами, плебей включались в состав рода и получали землю и имя патрона.

В рамках царской эпохи развивалось социальное неравенство. Сначала выявились сословные различия внутри populus между патрициями и клиентами, а затем началось формирование классов-сословий патрициев и плебеев. Этот процесс особенно усилился при трех последних царях этрусской династии.

Для усиления своей власти царям необходимо было подавлять родовую верхушку, влияние которой строилось на фундаменте родовой организации, и найти социальную опору помимо родовой аристократии. С этой целью цари упрочивали свое имущественное положение, расширяя земельный надел, которым они пользовались со времен Ромула. Все свободнее они распоряжались завоеванными землями, составлявшими всенародную собственность, зародыш государственной земли — Ager Pubiicus. Сервий Туллий ввел деление всей римской территории на 21 округ. Эти округа были названы трибами: 4 городские и 17 сельских, в которых находились как родовые, так и соседские общины, объединявшие и патрициев, и плебеев. Ему приписывается даже перераспределение земель между бедными и богатыми.. Цари принижали значение патрицианской знати также путем установления общеримских культов и жреческих коллегий. Так, вероятно, уже при Нуме наряду с почитанием богини огня Весты в каждом родовом подразделении и в каждом доме были организованы ее общеримский культ и святилище. К Нуме же восходит учреждение общеримской верховной коллегии жрецов-понтификов.

Важной заботой царей было создание независимого от родовых ополчений войска. Уже Ромул, по традиции, создал отряд из 300 телохранителей — целеров, сражавшихся и в пешем, и в конном строю. Этрусские цари пошли еще дальше. Тарквиний Древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, а Сервий Туллий совершенно изменил самый принцип комплектования войска. Античные авторы передают, что Сервий поделил все мужское население Рима, т. е. и патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием имущественного состояния служил земельный надел. Но в рассказе поздних авторов дана его стоимость в денежном выражении. К 1-му разряду относились люди, обладавшие имуществом, которое оценивалось не менее чем в 100 000 медных ассов; ко 2-му— те, чье имущество оценивалось как минимум в 15 000 ассов; к 3-му — в 50 000; к 4-му — в 25 000; к 5-му — в 11 500 ассов. Все бедняки входили в 6-Й разряд — пролетариев, богатством которых было лишь их потомство (proles). Каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых единиц — центурий (сотен): 1-й разряд — 80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий всадников, всего 98 центурий; 2-й — 22; 3-й — 20; 4-й — 22; 5-й — 30 центурий легковооруженных и б-й разряд — 1 центурию, в целом 193 центурии.

Значение этой реформы Сервия Туллия выходит далеко за пределы только военной, потому что на основе центуриатного порядка создавался новый вид народных собраний — центуриатные комиции. Каждая центурия была не' только войсковой, но и голосующей единицей. Фактическое количество людей в центуриях было неодинаковым: пролетарская насчитывала несколько сотен человек, а перворазрядная — несколько десятков. Поскольку из 193 центурий 98 приходилось на долю 1-го разряда, дела в центуриатных народных собраниях практически решались голосами самых богатых римлян, в числе которых были не только патриции, но и плебеи. Этим было положено начало включению плебеев в состав oopulus. В центури-атные комицйи были перенесены все важные дела, а в куриатных разбирался лишь ограниченный круг дел, преимущественно связанных с родовыми культами. Все это усиливало царя и ослабляло патрициев.

В современной науке высказывались мнения о том, что в древности Сервию Туллию были приписаны установления более позднего времени. Но безусловно признается создание им 1) территориального деления Рима, 2) цензового принципа деления общества и 3) общего войска иэ патрициев и плебеев.

Под этрусским влиянием в Риме были введены атрибуты царей: золотая корона, имитирующая венок из дубовых листьев; сидение из слоновой кости; скипетр с орлом; пурпурная туника, расшитая золотом; расписной плащ. Особое значение имели фасции — пучки розог с воткнутым в них боевым топором, которые несли в руках шедшие перед царем служители — ликторы. Это было символом власти карающей, аппарата насилия, создававшегося для подавления появившихся эксплуатируемых и недовольных. Традиция донесла до наших дней эхо волнений, вызванных существовавшими социальными противоречиями. Недовольны были разные люди — и немногочисленные еще рабы, и бедняки, терявшие землю, а с ней и связи с родом, и родовая знать, утрачивавшая из-за централизующей деятельности царей свои привилегии, и бесправные плебеи, богатые и бедные. Интересы обедневших членов родов, а также плебеев, особенно богатых, учел Сервий Туллий. Тарквиний Гордый осуществлял репрессии сенаторов, представителей родовой знати, единолично вершил суд и расправу, отстранив от управления сенат. В результате Тарквиний и был в 510 г. до н. э. изгнан из Рима. Во главе анпшарского движения стояла родовая знать, но в античной традиции, отражавшей чаяния и оценки этой знати, отмена царской власти и установление Республики были изображены как демократическое всенародное дело.

Итак, история Рима царского времени являет собой процесс роста города из разрозненных поселков и эволюции общества от начавшейся социальной дифференциации в пределах родовой организации с появлением патриархального рабства до формирования классов — сословий патрициев и плебеев и образования государства. Ф. Энгельс писал: «Так… в Риме, еще до упразднения так называемой царской власти, был разрушен древний общественный строй, покоившийся на личных кровных узах, а вместо него создано было новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях»

На протяжении царской эпохи в VIII—VI вв. до н. э. вырабатывались элементы государства в специфически античной форме полиса (civitas), т. е. гражданской общины, социально-экономической основой которой была античная форма собственности.

www.bibliotekar.ru/polk-18/5.htm

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.