Династическая история Вашактуна в раннеклассический период
Вашактун — один из важнейших центров древних майя, расположенный на севере департамента Петен (Гватемала). Он был открыт Сильванусом Морли в 1916 г. и получил свое имя по самой ранней известной на тот момент у майя стеле, относящейся к циклу 8 (waxak — «восемь», tun — «камень»). В 1926-1937 гг. на городище работала экспедиция Института Карнеги [1]. С 1983 г. здесь в рамках Национального проекта Тикаль возобновили работы гватемальские археологи [2].
Знаковость Вашактуна для истории и археологии майя подчеркивается тем фактом, что вся типология керамики области майя — основа археологической периодизации — базируется на материалах Вашактуна. Не вызывает сомнений, что в раннеклассический период (III-VI вв.) Вашактун был «образцовым» городом майя, одним из важнейших культурных центров. Тем не менее, его династическая история остается практически неизученной.
Впервые идея о том, что в раннеклассическое время Вашактун был столицей независимого государства была обоснована Джойс Маркус [3]. Однако первое детальное исследование вашактунских надписей IV-VI вв. провел лишь Питер Мэтьюз в 1984 г. [4] Он первым обратил внимание на то, что дата 8.17.1.4.12 11 Эб 15 Мак (12 января 378 г.) часто упоминается как в Вашактуне, так и в Тикале — его могущественном южном соседе, крупнейшем раннеклассическом городе майя. По его мнению, в 378 г. в Вашактуне утвердилась (военным или династическим путем) боковая ветвь тикальской династии. Идеи Мэтьюза были поддержаны Линдой Шиле, которая пришла к заключению, что в 378 г. Тикаль, опираясь на союзников из Центральной Мексики, объединил Петен, применив в войне новое оружие — копьеметалки. Это была первая завоевательная война в истории классического периода, которая изменила традиционный облик майяского милитаризма [5].
Единственное специальное исследование династической истории Вашактуна было предпринято гватемальскими учеными Федерико Фасеном, Хуаном Вальдесом и Эктором Эскобедо [6]. Опираясь на археологические и эпиграфические данные, они предположительно восстановили последовательность правителей города в IV-IХ вв., сопоставив ее с этапами архитектурного развития. Также они попытались соотнести известные царские погребения с лицами, упомянутыми на стелах. Однако в эпиграфической части исследования Фасен и Эскобедо допустили очень существенный просчет: они практически не привлекали надписи на керамике и на предметах мелкой пластики. Таким образом, из их поля зрения выпал целый пласт ценнейшей информации по династической истории. Серьезную критику вызывает и их работа с монументальными надписями.
Основным источником по истории раннеклассических государств майя (III-VII вв.), как правило, служат иероглифические надписи на стелах. Их ценность обусловлена самой природой этого вида источников. Царские монументальные надписи — это свидетельства деяний элиты майя, представляющие собой «материализованное могущество» правящих династий. Также надписи служили гарантией благополучного существования общества, поскольку в Мезоамерике с ее циклической концепцией времени существовало представление о том, что исторические события повторяются. Таким образом, фиксация благоприятных событий вызовет их повторение в будущем, а замалчивание неудач может уменьшить их опасность.
В случае с Вашактуном роль монументальных надписей не так велика из-за плохой сохранности, поскольку стелы изготавливались из мягкого известняка, и с течением времени их поверхность разрушилась. Нам известно 18 монументов раннеклассического периода. 13 из них имеют четкие даты: стела 9 — 328 г., стелы 18 и 19 — 357 г., стела 5 — 378 г., стела 4 — 396 г., стела 17 — 416 г., стела 26 — 445 г., стела 23 — 475 г., стела 20 — 495 г., стела 22 — 504 г., стела 3 — 508 г., стела 25 — 534 г., стела 6 — 554 г. Пять стел (10, 15, 16, 21, 24) датируют IV-VI вв. по стилю изображения [7]. Публикация надписей на стелах была начата в пятом томе «Корпуса иероглифических надписей майя» [8]. Кроме того, в Вашактуне сохранились настенные росписи V в. во дворце В-13, изображающие придворную жизнь.
Другой вид источников — владельческие надписи (указывающие на принадлежность предмета) — представлен полихромными и резными сосудами и мелкой пластикой. Часть их была найдена в царских погребениях при раскопках в 1926-1937 гг. и опубликована Ледьярдом Смитом в 1950 г. [9] Однако существует значительный объем текстов, происходящих из грабительских раскопок и хранящихся ныне в частных и музейных коллекциях. Большая их часть была зафиксирована Джастином Керром и либо опубликована в «Корпусе фотографий ваз майя» [10], либо выставлена в базе данных в Интернете [11]. Владельческие надписи являются незаменимыми в изучении династической истории, хотя их значение для реконструкции более широкого политического контекста меньше.
«Эмблемный иероглиф» Вашактуна (официальный титул его царей) был определен Питером Мэтьюзом [12]. Он читается Siyajchan 'ajaw («Сийахчана царь»), и, судя по нему, Вашактун в древности был столицей царства Сийахчан. Это же название носило царство в среднем течении реки Усумасинты на западе области майя со столицей на месте городища Йашчилан, что создает определенные трудности при анализе надписей. Древнее название самого Вашактуна мы пока не знаем.
Вашактун был основан еще в VIII-VII вв. до н. э. и начиная со среднеформативной фазы (600-300 гг. до н. э.) стал столицей важного вождества, в III-II вв. до н. э., вероятно, охватившего весь Центральный Петен. В это время ему подчинялся расположенный к югу Тикаль. Активное строительство указывает на могущество местных вождей. На рубеже нашей эры в Вашактуне были построены самые ранние известные нам каменные сводчатые дворцы [13].
Наступление классического периода в Вашактуне сопровождается масштабными переменами. Прежний центр города — группа «Н» — теряет лидирующее положение и ритуально-политическое ядро города возвращается в группу «Е». Более того, практически все постройки группы «Н», а также гигантские маски божеств и рельефы тщательно засыпаются, а вскоре комплекс вообще забрасывается и жизнь здесь не возобновляется, как будто жители хотели навсегда забыть это место [14].
Эти радикальные идеологические и политические изменения, по-видимому, отражают борьбу внутри элиты, закончившуюся сменой правящего рода. В древнейшем центре Вашактуна — группе «Е» — после замедленного развития наблюдается взрыв строительной активности. В Храме Е-Х сооружается первое в городе погребение классической эпохи. Оно принадлежало знатной женщине, которую сопровождал богатый инвентарь: гравированная раковина Spondilus с зооморфным орнаментом, подвеска и два шипа морского ската. Над захоронением было заложено приношение, состоявшее из 429 обсидиановых изделий и 17 кремневых осколков. Череп покойницы демонстрирует следы искусственной деформации [15]. Это самое богатое погребение фазы Цаколь 1 (250-300 гг. н. э.), поэтому можно без сомнения считать умершую женщину царицей. Может быть, она была ответственна за поражение в борьбе за власть рода, жившего в группе «Н». Анализ скелета показал, что она, очевидно, в достаточно раннем возрасте имела детей. По всей видимости, перед нами основательница новой династии.
Самое раннее упоминание вашактунского «эмблемного иероглифа» сохранилось в надписи на жадовой подвеске, хранящейся в частной коллекции. Подвеска принадлежала царю Сийахчана Йих-Ба'ацу. Палеографически эту надпись можно отнести ко II-III вв. [16]
Внутриполитические сложности в Сийахчане, видимо, способствовали освобождению из-под его власти Муталя[17]. Два города разделяет всего 18 км, и столь близкое сосуществование двух независимых государств неизбежно должно было вызвать военные столкновения. Раннеклассическая иконография Петена изобилует изображениями поверженных пленников, но их имен мы, к сожалению, не знаем.
На рубеже III — IV вв. центр Вашактуна претерпел масштабную перестройку: здесь появились первые сводчатые дворцы (Е-IV, Е-V и Е-VI), а также новая версия храма Е-Х. Древнейшая надпись в городе на стеле 9 датируется 327 г. (8.14.10.13.15 8 Мен 8 К'анасий по летоисчислению майя) [18]. На стеле в профиль изображен правитель, левой рукой прижимающий к себе царские инсигнии. Перед ним находится коленопреклоненный пленник. Некруглая дата (она не приходится на завершение какого-либо календарного цикла) дает основания полагать, что она относится к воцарению или военной победе.
Две стелы (18 и 19) были воздвигнуты в честь окончания 20-летия в 358 г. (8.16.0.0.0 3 Ахав 8 Унив) Стела 19 изображает царя в шлеме-короне в виде бога-ягуара, перед которым на коленях стоит пленник со связанными руками[19]. Фасен, Вальдес и Эскобедо уверяют, что имя правителя на обоих стелах не совпадает, следовательно в это время в Вашактуне существовало дуальное правление [20]. Однако иероглифы на стеле настолько повреждены, что невозможно распознать даже структуру фразы.
В 378 г. Мутальское царство было завоевано армией кало'мте Теотиуакана Хац'о'м-Куха во главе с Сийах-К'ак'ом [21]. Царя Чак-Ток-Ич'аака II (359-378) на троне сменил малолетний сын Хац'о'м-Куха и мутальской царевны Йаш-Ну'н-Айиин I. Таким образом, новая династия по женской линии была связана со старой. Сийах-К'ак' остался в землях майя и управлял Петеном с титулом кало'мте или «западный кало'мте». Этот загадочный титул в ранне- и среднеклассическое время обозначал наивысший ранг в политической иерархии. Одновременно мог существовать только один кало'мте, за исключением случая, когда его параллельно носили Хац'о'м-Кух и Сийах-К'ак'. Это объясняется тем, что, скорее всего, последний был родственником повелителя Хонохвица и управлял завоеванными землями на правах соправителя. Второй уровень властной иерархии занимали местные цари. Все они, включая мутальского Йаш-Ну'н-Айиина I, считались вассалами (y-ahaw) и воцарялись по «повелению» Сийах-К'ак'а. В противоположность широко распространенному в литературе мнению [22], Не вызывает сомнений, что Сийах-К'ак' никогда не был царем Вашактуна. Место расположения его столицы неизвестно.
По археологическим данным, в начале фазы Цаколь 3 (378-550 гг.) центр Вашактуна переместился из группы «Е» в группу «А». Очевидно, к власти пришел знатный род, резиденцией которого была группа «А». Совпадение этих перемен и установления теотиуаканской династии в Мутале примечательно. Очевидно, в Сийахчане как и в Тикале, к власти пришла новая элита, связанная с Теотиуаканом. На стеле 5 из Вашактуна изображен воин в характерном теотиуаканском головном уборе, с палицей в руке и копьеметалкой [23]. Возможно, это сам Сийах-К'ак'.
Самым известным представителем новой династии Сийахчана был Чак-Кабкох. О нем известно из пяти владельческих надписей, хранящихся в частных коллекциях и музеях. Судя по надписи на полихромной вазе 679 [24], его полное имя — Чак-Кабкох-Ак. Запись CHAK-ka-KABKOH 'a-ku встречается в надписи на зеркале из частной коллекции [25]. На вазе К3861 он назван «вайавом правой руки»: yu-ch'i-bi 'IX-te-ka-wa CHAK-KABKOH NOH-K'AB-WAYAW, y-uch'ib 'ix-te'el kakaw Chak Kabkoh noh k'ab wayaw.
Принадлежность Чак-Кабкоха к правителям Сийахчана сомнений не вызывает. Об этом свидетельствует надпись на триподе из Канберрского музея: yu-ch'i-bi ta-ka-ka-wa ta-'AJAW ta-tsi-ka-ka-wa yu-ch'i-bi 'u-CHAN-… CHAK-ka-KABKOH SIYAJCHAN-'AJAW, y-uch'ib ta kakaw ta 'ajaw ta tsih kakaw y-uch'ib 'u-chan-… Chak Kabkoh Siyajchan 'ajaw, «Сосуд для какао для царя, для какао с растением цих. Сосуд четвертого … Чак-Кабкоха, царя Сийахчана» [26]. Его сын Сийах-Чан-Ак в надписи на зеркале также назван царем Сиахчана. Однако надпись на вазе 679 позволяет оценить эти сведения по-другому — из Сийахчана происходила мать Чак-Кабкоха: yu-ch'i-bi ta-tsi ka-wa CHAK ka-KABKOH ya-la K'UH-'IXIK 'IX SIYAJCHAN-na, y-uch'ib ta tsih kakaw Chak Kabkoh y-al k'uhul 'ixik 'ix Siyajchan, «сосуд для какао с растением цих Чак-Кабкоха, сына божественной женщины, женщины из Сийахчана». «Эмблемные иероглифы», как правило, передаются по мужской линии, а наследование титула от матери обычно происходит в случае прерывания династической линии. Именно так обстояло дело с «теотиуаканской» династией в Мутале. Кало'мте Хац'о'м-Кух никогда не носил титул Mutal 'ajaw, и его сын Йаш-Ну'н-Айиин I получил его от своей матери Иш-Уне-Балам.
Датировать правление Чак-Кабкоха сложно, так как его имя невозможно опознать на стелах из Вашактуна, но по косвенным данным его можно считать современником Йаш-Ну'н-Айиина I. Во-первых, в надписи на кельте из голубого жада из частной коллекции [27] Масей-Чан-Йо'аат, царь Хунта' (неизвестного царства в Петене) называет себя придворным Чак-Кабкоха. Масей-Чан-Йо'аат умер в 453 г., следовательно Чак-Кабкох правил не позднее 1-й пол. V в. Во-вторых, сын Чак-Кабкоха Сийах-Чан-Ак получил пиритовое зеркало в дар от царя Вака'[28] К'инич-Балама, правившего в 1-й пол. V в. [29] В-третьих, в 445 г. в Сийахчане правил Баахте-К'инич, установивший стелу 26 в честь окончания 10-летия. Все это позволяет отнести Чак-Кабкоха к концу IV — 1-й пол. V в.
Возможно Чак-Кабкох, как и Йаш-Ну'н-Айиин I, был чужеземцем. В пользу этого предположения говорит и имя, не встречающееся в майском царском именослове, равно как имена типа Хац'о'м-Кух, Сийах-К'ак', Йаш-Ну'н-Айиин.
Общая площадь Вашактуна в V в. составляла около 4 км», а население — около 4000 человек. Это был второй после Йашмуталя город Петена. Дороги-сакбе, соединяющие группу «А» с соседними группами, указывают на централизацию власти в руках новой династии.
Ритуально-политическое ядро в V в. располагалось в группе «А». В ней строится несколько дворцовых зданий, среди которых выделяется масштабный дворцовый комплекс А-ХVIII на восточной площади, а также комплекс храмовой «триады» (А-V) на центральной площади. В последнем были размещены богатые царские погребения (А-29, А-31, А-22, А-20), здесь же располагались стелы 26, 22 и 25. От группы «А» к соседним группам «B», «D» и «E» ведут сакбе. В группе «В» были построены первые версии дворца В-II и храма В-VIII, а также дворец В-ХIII. На центральной площади были воздвигнуты две стелы, одна из которых (5) была посвящена прибытию Сийах-К'ак'а в Петен в 378 г., а вторая (4) была юбилейной. Строительство в группе «Е» продолжалось, но это были прежде всего перестройки уже существовавших зданий [30].
Все четыре царских погребения V — нач. VI вв. были сооружены по единой модели: погребальная камера со ступенчатым сводом располагалась в платформе комплекса А-V, поверх строилось заупокойное святилище. Гробница А-29 была самой ранней и находилась в центральной точке всего ансамбля, а А-31, А-22 и А-20 стояли в его фронтальной части.
А-29 было, несомненно, самым важным из захоронений. Поверх погребальной камеры была выстроена невысокая платформа, поддерживавшая заупокойное святилище. Костяк умершего был засыпан охрой, инвентарь включал в себя 25 глиняных сосудов, изделия из жада, в том числе фрагменты мозаичной маски, 15 морских раковин, иглы ската, жемчуг, предметы из сланца, окислы железа и остатки иероглифической рукописи [31]. Керамика относится к переходному этапу Цаколь 2-3, что позволяет датировать памятник рубежом IV-V вв. Х. Вальдес и Ф. Фасен отождествляют умершего с Сийах-К'ак'ом, но более вероятно, что это был Чак-Кабкох. Принимая во внимание богатство инвентаря и то, что это захоронение дало начало последующей традиции, покойный должен был быть основателем династии.
Следующее погребение А-31 было сооружено в передней части комплекса, над ним был воздвигнут каменный храм. Покойник был мужчиной между 29 и 35 годами, лежал в сводчатой гробнице на спине головой на восток в сопровождении 19 сосудов, изделий из жада и обсидиана, раковин Spondilus, шипов ската и костей ягуара. Хронологически погребение относится к 1-й половине V в., и Фасен и Вальдес связывают его со стелами 17 (415 г.) и 26 (445 г.). По их мнению, в нем покоился Баахте-К'инич [32]. В захоронении были найдены три сосуда с надписями, но, к сожалению, ни один из них не содержал царских титулов.
Согласно надписи на зеркале, наследником Чак-Кабкоха стал его сын Сийах-Чан-Ак. Об этом царе ничего не известно, за исключением того, что он находился в дружеских отношениях с царем Вака' К'инич-Баламом, который преподнес ему в дар пиритовое зеркало, о чем сообщает надпись на его обороте:… 'u-BAH WUK-'IK'-K'AN-NAL SIY-CHAN['AK] SIYAJCHAN-'AJAW 'u-BAH 'u-CH'AB-li tu-K'UH-li 'u-NICHAN CHAK-ka-KABKOH 'a-ku 'u-si K'INICH BALAM wa-ka-'AJAW,… 'u-baah Wuk 'Ik'-K'anal Siyaj Chan 'Ahk Siyajchan 'ajaw 'u-baah 'u-ch'abil tu-k'uhil 'u-nichan Chak Kabkoh 'Ahk 'u-sih K'ihnich Balam Waka' 'ajaw, «… это лик Вук-Ик'-К'аналя Сийах-Чан-Ака, царя Сийахчана; это его жертва для бога сына Чак-Кабкох-Ака. Это дар К'инич-Балама, царя Вака'».
Подтверждение связей нового царя с Северным Петеном можно найти в тексте на деревянной притолоке из Эль-Соца (небольшом городище в 20 км на запад от Тикаля). Притолока изображает правителя, который в сопровождающей надписи назван сыном «главной жены … женщины из Сак-Вайисов» и Чак-Кабкоха [33]. Сак-Вайис [34] — титул, широко распространенный среди владык Чатана (Северного Петена). Его носила знать Каналя, Вака', Сакникте, Ма'асаля и др. [35] Возможно, на притолоке упоминается Сийах-Чан-Ак, а его мать была из царства Вака'.
Упоминание Сийах-Чан-Ака в Эль-Соце неудивительно: существуют свидетельства тесной связи двух городов. В Эль-Соце была в значительных количествах найдена керамика так называемого «вашактунского стиля» [36]. Однако в самом Вашактуне найти упоминаний о Сийах-Чан-Аке не удается. Вероятнее всего, именно он скрывается под титулом Баахте-К'инич на стеле 26.
Два более поздних погребения — А-20 и А-22 — располагались под храмами по бокам от А-31. А-22 — самое богатое захоронение в Вашактуне. Оно содержало 35 сосудов, ожерелье из жадовых бусин, ожерелье из 154 раковин, 9 шипов ската, изделия из сланца, копал, клыки ягуара, куски киновари и остатки ткани. На крыше гробницы был насыпан слой осколков кремня. В погребении была найдена ваза с именем царевны из Ика, жены мутальского царя Йаш-Ну'н-Айиина I (378-402 гг.) и матери его преемника Сийах-Чан-К'авииля II (411-456 гг.), видимо, попавшая в Вашактун в качестве дара. Фасен и Вальдес приписывают похороненному в ней царю стелы 23 (475 г.), 20 (495 г.) и 22 (504 г.) [37]. Стела 20 была посвящена какой-то важной победе царя. Он изображен на лицевой стороне в фас со «змеиной полосой» в руках. По бокам от него на стоят коленях пленники со связанными руками. Пленники изображены и на боковых сторонах монумента [38]. Надпись на стеле 22 ретроспективно упоминает события 378 г. [39]
В погребении А-20, видимо, покоился царь, воздвигший стелу 3 в 507 г. и стелу 25 в 534 г. Это захоронение скромнее, чем предыдущие: 6 полихромных сосудов, мозаичная маска из пиритовых и жадовых пластинок, фрагменты гематита и остатки копала. Крыша камеры была покрыта слоем кремневых осколков. У черепа отсутствует лицевая часть, которую заменяла мозаичная маска [40].
Судя по расположению захоронений, погребенные в А-29, А-31, А-22 и А-20 правители непосредственно сменяли друг друга на престоле на протяжении V в. Очевидно, это династия, основанная Чак-Кабкохом: Чак-Кабкох (1-я пол. V в.), Сийах-Чан-Ак (сер. V в.), правитель А-22 (до 475 — ок. 505 гг.), правитель А-20 (ок. 505 — после 507 гг.). После А-20 традиция хоронить царей в комплексе А-V прекращается. Погребение А-23 (сер. VI в.) находилось под специальной постройкой на востоке Центральной площади [41].
Из надписей на керамике нам известно два царских имени из Сийахчана VI в. На вазе Ко 39 из коллекции Марианн Февр, которую Майкл Ко относит к VI в., упомянут Пуксик'алис-Чан-Акан-Йо'аат: 'a-'AL-ya 'u-yi-chi 'u-ts'i-ba-li SIYAJCHAN-na ja-yi yu-ch'i-bi ta pa 'u-lu PUKSIK'AL? -si CHAN-na 'AKAN? yo-'AT CHAK-nu-tsu, 'alay 'u-yich 'u-tsibaal siyajchan jaay y-uch'ib ta pah 'ul Puksik'alis (?) Chan 'Ahkan (?) Yo'aat chak nuts, «Говорится: это поверхность украшения сийахчанской вазы — сосуда для кислого атоле Пуксик'алис [42]-Чан-Акан-Йо'аата …» [43]. Ваза принадлежит к так называемым «сийахчанским вазам» (иер. майя si-yajchan jaay) — группе полихромных ваз «вашактунского стиля», относящихся к эпохе Цаколь 3 — Тепеу 1 и изготавливавшихся в Вашактуне и Эль-Соце.
Похожая ваза (Ко 38), также из коллекции Марианн Февр, принадлежала другому царю — К'анхаль-Мукуую: 'a-'AL-ya 'u-yi-chi 'u-ts'i-ba-li SIYAJCHAN-na ja-yi yu-ch'i-bi ta tsi-hi 2ka-wa k'e-K'ELEM YAL-la K'AN-ja-la mu-ku-yi JUN-WINAK-HAB 'AJAW, 'alay 'u-yich 'u-tsibaal siyajchan jaay y-uch'ib ta tsih kakaw k'ele'm Yal K'anjal Mukuuy ju'n winaakhab 'ajaw, «Говорится: это поверхность украшения сийахчанской вазы — сосуда для какао с травой цих ярого Йаль-К'анхаль-Мукууя, владыки на первом 20-летии» [44]. В надписи на крышке сосуда его хозяин называется «божественный царь Сийахчана». Единственное имя в монументальных текстах VI в., которое похоже на К'анхаль-Мукууй встречается на стеле 6. На ней изображен царь с ритуальным жезлом. Надпись на боковых сторонах выглядит очень странно: tsi-ka-HAB[?] BOLON-PIH WAK-WINAKHAB || YIHK'IN-ni BOLON-'AJAW?DAY ?-'a-mu-ku-yu, tsiikhab … bolon pih wak winaakhab Yihk'in bolon 'Ajaw … 'aj mukuy, «Счет лет [под знаком месяца Ахав] — девять 400-летий, шесть 20-летий, бог Йихк'ин [хранитель короны], день 9 Ахав … Ах-Мукуй» [45]. Стела, видимо, была воздвигнута в 554 г. (9.6.0.0.0) в честь окончания шестого 20-летнего календарного периода. Проблема в отождествлении хозяина вазы Ко 39 и царя, воздвигшего стелу 6, состоит в том, что имя первого — K'anjal Mukuuy («Желтеющий Голубь»), а на стеле 6 имя записано mu-ku-yu, то есть mukuy. Для середины VI в. утеря долготы гласного в корне представляется маловероятной, так как этот процесс начинается не раньше второй трети VIII в. [46]
Династия Сийахчана играла важную роль в политической жизни Южных низменностей в раннеклассическое время. У него были собственные царства-вассалы, правители которых носили придворные титулы, как это было с Хунта'. Чак-Кабкох и Сийах-Чан-'Ак поддерживали отношения с царствами Северного и Западного Петена; возможно, Чак-Кабкох женился на царевне из Вака'.
Неясен характер отношений между Сийахчаном и Муталем — гегемоном Южных низменностей в V-VI вв. В конце IV в. оба царства были вассалами кало'мте Сийах-К'ак'а, а позднее никаких упоминаний о вассалитете или других формах зависимости Сийахчана от Муталя нет. С другой стороны расстояние между двумя городами (от эпицентра Тикаля до Главной площади Вашактуна всего 18 км) слишком незначительно, чтобы поверить в полную независимость Сийахчана. Сийахчан должен был входить в число вассалов Муталя, но пользовался определенными привилегиями. Возможно, их правители были родственниками. О хороших отношениях говорит находка сосуда с именем мутальской царицы в погребении А-22
После 554 г. надписи в Вашактуне исчезают до начала VIII в. Скорее всего, это было связано с крахом Мутальской державы в 562 г. после поражения в войне с Каналем [47]. Вашактун, располагавшийся на пути канальских войск из Северного Петена, должен был пострадать сильнее всего. Действительно, в начале VIII в. здесь правил «сын человека из Муталя» (даже не царя), происходивший из одной из младших ветвей царского рода [48]. Стелы в городе воздвигаются с большими промежутками. Т.П. Калберт отмечал, что группы «А» и «В» были полностью перестроены, и все новые сооружения были дворцового, а не храмово-пирамидального типа. Хотя в Вашактуне известно много захоронений этапа Тепеу 2, ни одно из них нельзя в полной мере считать царским [49]. Очевидно, Вашактун был лишен важнейших элитных прерогатив и превратился в административный центр в составе Мутальского царства.
РАННЕКЛАССИЧЕСКИЕ ЦАРИ СИЙАХЧАНА
Йих-Ба'ац
—
Чак-Кабкох-Ак
Сийах-Чан-Ак
правитель А-22
правитель А-20
Пуксик'алис-Чан-Акан-Йо'аат
К'анхаль-Мукууй
II — III вв.
—
1-я пол. V в.
сер. V в.
до 475 — ок. 505 гг.
ок. 505 — после 507 гг.
1-я пол. VI.
сер. VI в.
— ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: Ricketson O. G., Ricketson E. B. Uaxactun, Guatemala, Group E: 1926-1931. Washington, 1937; Smith R. E. A Study of Structure A-I Complex at Uaxactun, Guatemala. Washington, 1937; Smith L. Uaxactun, Guatemala: Excavation of 1931-1937. Washington, 1950; Black S. L. The Carnegie Uaxactun Project and the development of Maya Archaeology // Ancient Mesoamerica. 1990. Vol. 1, № 1. P.257-276.
[2] См.: Valdés J. A. Breve historia de la arquitec-tura de Uaxactún a la luz de nuevas investigaciones // Journal de la Société des Américanistes. Paris, 1988. T.74. P.7-23; Laporte J. P., Valdés J. A. Tikal y Uaxactún en el Preclásico. México, 1993 и др.
[3] Marcus J. Emblem and State in the Classic Maya Lowlands. Washing-ton, 1976. P.33-43.
[4] Mathews P. L. Maya Early Classic Monuments and Inscriptions // A Consideration of the Early Classic Period in the Maya Lowlands. Albany, 1984. P.5-54.
[5] Schele L., Freidel D. A Forest of Kings: Untold Story of the Ancient Maya. New York, 1991. P.130-164.
[6] Valdés J. A., Fahsen F. Gobernantes y gobernados: la secuencia dinastica de Uaxactún para el Clásico Temprano // VI Simposio de investigaciones arqueológicas en Guatemala, 1992. Guatemala, 1993. P.25-55; Valdés J. A., Fahsen F., Escobedo H. Reyes, tumbas y palacios: la historia dinástica de Uaxactún. México, 1999.
[7] Mathews P. L. Op. cit. P. 11-12.
[8] Corpus of Maya Hieroglyphic Inscriptions. Cambridge, 1986. Vol. 5, Part 3: Uaxactun. (Далее — CMHI 5).
[9] Smith R. E. Ceramic Sequence at Uaxactun, Guate-mala. New Orleans, 1955. Vol.1-2.
[10] Kerr J. The Maya Vase Book: A Corpus of Roll-out Photos of Maya Vases. New York, 1989-2000. Vol. 1-6. (Далее — MVB 1-6).
[11] См. Интернет-адрес www.famsi.org/kerr.html.
[12] Mathews P. L. Op. cit. P. 45.
[13] См.: Беляев Д. Д. Формирование и развитие государственной организации у майя Петена в классический период (I тыс. н. э.): Дис. … канд. ист. наук. М., 2001. С.68-127; Laporte J. P., Valdés J. A. Op. cit. Р.70-91, 96-121; Valdés J. A. Breve historia de la arquitectura de Uaxactún… Р.7-13.
[14] Laporte J.P., Valdés J. A. Op. cit. P.115-121.
[15] Schele L., Grube N. Tlaloc-Venus warfare. The Peten Wars // Schele L., Grube N. Notebook for the XVIIIth Maya Hieroglyphic Workshop at Texas. Austin, 1994. P.85-89; Valdés J. A., Fahsen F. Gobernantes y gobernados… P. 26-27; Valdés J. A., Fahsen F., Escobedo H. Reyes, tumbas y palacios… Р.35-46.
[16] Особенно примечательна специфическая форма знака 'u, исчезнувшая уже в IV в.
[17] Муталь — самое могущественное царство Петена со столицей в Йашмутале на месте городища Тикаль.
[18] UAX: St. 9 (CMHI 5: 155-157). Стела 9 была найдена на Главной площади группы «А», но, скорее всего, была перенесена туда позднее из группы &lquo;Е».
[19] UAX: St. 19 (CMHI 5: 178-180).
[20] Valdés J. A., Fahsen F. Gobernantes y gobernados… P. 28.
[21] О теотиуаканском вторжении в область майя см.: Stuart D. The «arrival of strangers»: Teotihuacan and Tollan in Classic Maya history // Mesoamerica's Classic Heritage: From Teotihuacan to the Great Aztec Temple / Ed. by D. Carrasco, L. Jones and S. Sessions. Niwot, 2000. P.465-513; Martin S., Grube N. Chronicle of Maya Kings and Queens. London, 2000. P.29-35.
[22] Valdés J. A., Fahsen F. Gobernantes y gobernados… P. 28-30;.
[23] UAX: St. 5 (CMHI 5: 143-145).
[24] К679 (MVB 1: 33).
[25] Wingfield C. F. La Estela 1 de La Mojarra. México, 1990. Lam. 57.
[26] Сосуд К8458.
[27] Номер 199 по каталогу Дж. Керра (Wingfield C.F. La Estela 1 de La Mojarra… Lam. 154).
[28] Могущественное царство майя в Западном Петене со столицей на месте городища Эль-Перу.
[29] К'инич-Баламу принадлежала стела 15 из Эль-Перу, датирующаяся 416 г.
[30] См.: Гуляев В. И. Города-государства майя. Структура и функции города в раннеклассовом обществе. М., 1979. С. 161-167; The Ancient Maya… P. 180-185; Valdés J. A. Breve historia de la arquitectura de Uaxactún… Р. 19.
[31] Данные раскопок А. Смита приведены по: Гуляев В. И. Города-государства майя… С. 166. Табл. 4; Valdés J. A., Fahsen F. Gobernantes y gobernados… P. 30; Valdés J. A., Fahsen F., Escobedo H. Reyes, tumbas y palacios… Р.43-45.
[32] Valdés J. A., Fahsen F. Gobernantes y gobernados… P. 31; Valdés J. A., Fahsen F., Escobedo H. Reyes, tumbas y palacios… Р.48-52.
[33] Stuart D. A Variant of the chak Sign // Research Reports on Ancient Maya Writing, 8-10. Washington, 1987. P. 20.
[34] См.: Schele L., Grube N. Op. cit. P. 127, 129, 146. Чтение wayis («нагуаль», с абсолютивным суффиксом частей тела -is) было предложено М. Зендером. По мнению С. Гюнтера, Сак-Вайис, возможно, было родовым именем у правителей Северного Петена.
[35] Каналь — одно из древнейших и самых могущественное царств майя, располагавшееся в Северном Петене и Южном Кинтана-Роо со столицей в Цибанче (V-VII в.) и Калакмуле (VII-IX в.). В 562-695 гг. правители Каналя были верховными царями земель майя. Ма'саль — царство в Северном Петене, видимо, со столицей на месте городища Наачтун. Сакникте — важная область в составе Канальского царства с центром на месте городища ла Корона (близ современной мексикано-гватемальской границы).
[36] MacLeod B., Reents-Budet D. The art of calligra-phy: image and meaning // Painting the Maya Universe: Royal Ceramics of the Classic Period. Durham; London, 1994. P. 155.
[37] Valdés J. A., Fahsen F., Escobedo H. Reyes, tumbas y palacios… Р. 56-65.
[38] UAX: St. 20 (CMHI 5: 181-185).
[39] Надпись на обороте UAX: St. 22 (CMHI 5: 191).
[40] Гуляев В. И. Города-государства майя… С. 166. Табл. 4; Valdés J. A., Fahsen F., Escobedo H. Reyes, tumbas y palacios… Р.66.
[41] Valdés J. A., Fahsen F. Gobernantes y gobernados… P. 34.
[42] Использованная в тексте логограмма образована двумя различными логограммами — TI' «РОТ» и CH'ICH' «КРОВЬ». Судя по использованию абсолютивного суффикса частей тела -is, записанное слово обозначает какую-то часть человеческого тела. А.И. Давлетшин полагает, что соединение логограмм «РОТ» и «КРОВЬ» передает идею питья крови. По его мнению, новообразованная логограмма может читаться PUKSIK'AL «СЕРДЦЕ».
[43] Фото и прорисовку надписи см.: Coe M. D. The Maya Scribe and his World. New York, 1973. P. 87.
[44] Фото и прорисовку надписи см.: Coe M. D. The Maya Scribe and his World. New York, 1973. P. 84-85.
[45] CMHI 5: 147-149.
[46] Подробнее см.: Houston S. D., Stuart D., Robertson J. Disharmony in Maya Hieroglyphic Writing: Linguistic Change and Continuity in Classic Society // Anatomia de una civilización. Aproximaciones interdisciplinarias a la cultura maya / A. Ciudad Ruiz et al. (red.). Madrid, 1998. P. 275-296.
[47] См.: Houston S. D. Appendix: Caracol Altar 21 // Sixth Palenque Round Table, 1986. Norman, 1991. P. 40; Grube N. Epigraphic research at Caracol, Be-lize // Studies in the Archaeology of Caracol, Belize. San Francisco, 1994. P. 105-106; Martin S., Grube N. Op. cit. P. 40.
[48] См.: Valdés J. A., Fahsen F., Escobedo H. Reyes, tumbas y palacios… Р. 95-96; Beliaev D. Nuevas evidencias sobre relaciones entre Tikal y Uaxactun en el Clasico Tardio. Ponencia presentada en 50 Congreso Internacional de Americanistas, Universidad de Varsovia, Julio 2000.
[49] Culbert T. P. Polities in the northeast Peten, Guatemala // Classic Maya political history: hieroglyphic and archaeological evidence. Cambridge, 1991. P.137.
Беляев Д.Д.
Династическая история Вашактуна в раннеклассический период (по данным археологических и эпиграфических источников) // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып. 5. М., 2002. С. 192-203.
0 комментариев