Античный Крит


Заселение Крита относится к VII тыс. до н.э., когда в период раннего неолита здесь появились пришельцы из Анатолии. На протяжении нескольких тысячелетий на остров также проникали этнические группы из Северной Африки, Сиро-Палестинского региона и островов Эгейского моря. Самое раннее неолитическое поселение возникло на территории, занятой позднее Кносским дворцом. В течение 4-х тысячелетий здесь непрерывно, сменяя друг друга, существовали поселения, которые в конце концов доросли до застройки, типичной для минойских поселений более позднего времени. «Неолитическая революция» способствовала развитию на острове скотоводства и земледелия.
Читать дальше →

Войны царств Бакаль и Йокиб в VII-VIII вв.: реконструкция основных этапов конфликта

майя
История древних майя в V-VIII вв. определялась борьбой между двумя государствами — Каналем (Калакмуль) и Муталем (Тикаль), стоявшими во главе могущественных держав, охватывавших практически всю область низменностей. Их цари претендовали на титул каломте («император», «царь царей»), обозначавший верховного повелителя всех земель майя, а все остальные политии им подчинялись.
Система политических отношений между зависимыми царями лучше всего исследована в Западном регионе области майя (бассейн реки Усумасинты). Здесь существовала иерархия, образованная непосредственными вассалами каломте, и их вассалами.
Читать дальше →

Зулусы


Около двух тысяч лет назад где-то на востоке Центральной Африки жили прародители большинства современных чернокожих южноафриканцев — нгуни. Никто точно не знает, что заставило их покинуть насиженные места. Но они оставили мистическое государство Эмбо и двинулись на юг. Новой родиной для некоторых нгуни стала плодородная долина в районе реки Тугела на побережье Индийского океана. Они вытеснили оттуда коренных бушменов и занялись обустройством собственной жизни. В семье одного из кочевников родился мальчик, которому дали имя Зулу, что значит небо. Когда мальчик вырос, родители подобрали ему подходящую невесту. Со временем Зулу стал главой нового семейного клана, в котором по традиции все потомки носили имя или, вернее, теперь уже фамилию своего прародителя.
Читать дальше →

Обитатели Мадагаскара


Обитатели Мадагаскара разделяются на многия племена, которыя отличаются и языком и обычаями. Bсе они происходят вероятно от малаев и негров, а самый язык их малайскаго происхождения, как это особенно заметно у овов, самаго могущественнаго племени на Мадагаскаре. Овы или амболамбо обитали первоначально внутреннюю часть острова, но распространили свои завоевания до восточнаго и западнаго берегов и предпринимают походы на северъ и юг против других племен, у которых отнимают все дорогое и уводят пленников в рабство. Они далеко опередили в просвещении другия темнокожия племена этой области, потому что умеют выделывать порох, а в новейшее время даже завели несколько типографий, где печатают книги на туземном языке.
Читать дальше →

Кирибати


Большинство жителей Кирибати все еще живет в домах, построенных по тому же принципу, что строили 600-700 лет назад, все еще говорит на своем древнем языке, использует многовековые навыки лова рыбы, постройки каноэ, приготовления пищи, поет древние песни и танцует те же танцы, что танцевали их пращуры. Деревенская жизнь на любом из атоллов, несмотря на туристов, парусный спорт, христианство и долгое британское владычество, сохранили присущие этому гордому народу традиции и обычаи. И тем не менее, в последнее время страна все более и более поворачивается к западной цивилизации, принимая не только внешние атрибуты и организации, но и активно встраивается в мировую экономику. Кирибати стоит на распутье и кто знает — сохраниться ли её аутентичность и своеобразие в ближайшее время, или исчезнет под напором безжалостных культур как Старого, так и Нового Света.
Читать дальше →

Самоа


Во второй половине 2-го тыс. до н. э. в Западной Океании получает распространение культура лапита. Её экспансия началась с северного побережья Новой Гвинеи в районе 1500 года до н. э. (оценка радиоуглеродным методом), к 1300 году до н. э. её создатели заселили архипелаг Тонга, а к 1000 году до н. э. — Самоа. Древнейшие предметы этой культуры на архипелаге Самоа найдены в лагуне Мулифануа (1000 год до н. э.) на острове Уполу и в Тоага (1000—500 гг. до н. э.) на острове Офу (Американское Самоа). Другие авторы указывают для заселения Самоа 800 год до н. э. или 500 год до н. э. Данные сравнительной лингвистики коррелируют с археологическими.
Читать дальше →

Тонга


Тонганцы — одна из самых древних и самобытных наций Тихого океана. Именно эта земля считается центром формирования полинезийских культур, именно здесь зародились основы государственности народов моря и именно здесь сохраняются многие старые традиции и обычаи. Это самобытный народ, гордящийся своей историей и традициями, совершено спокойно совмещающий свою древнюю веру и христианские атрибуты, традиционное жилище и современную бытовую технику, вековые традиции общественной организации и современные демократические институты.
Читать дальше →

Обычаи и традиции Тувалу


Полинезийцы заселили острова Тувалу, ориентировочно, в XIV столетии нашей эры. Хотя большинство жителей Тувалу в наши дни считают себя христианами, их тяга к традициям и заветам предков все еще занимает важное место в повседневной жизни местного общества. Традиционное полинезийское уважение к семье, сообществу и окружающей среде, а также многовековая изоляции островов от современного мира, способствовали сохранению здесь древнейших традиций и навыков. В отличие от соседних архипелагов, вроде Самоа или Тонга, здесь совершенно отсутствует поклонение перед западным образом жизни и современной поп-культурой, нет тяги к переселению в города и очень невысок процент молодых людей, покидающих родной дом в погоне за «благами цивилизации». Лишь кухня все больше уступает место давлению «большого мира», да древние орудия лова заменяются современными снастями и материалами.
Читать дальше →

Науру


Науру был заселён микронезийцами и полинезийцами около 3000 лет назад. Согласно одной из версий, первые переселенцы прибыли на Науру с островов Бисмарка и представляли праокеанийский этнос, ещё до его распада на меланезийцев, микронезийцев и полинезийцев. Традиционно островитяне учитывали своё происхождение по материнской линии. До прихода европейцев население острова Науру состояло из 12 племён, что нашло своё отражение в двенадцатиконечной звезде на современных флаге и гербе Республики Науру.
Читать дальше →

Вануату

Остров Эфате на Вануату
Современная культура Вануату представляет собой калейдоскоп традиций и огромное количество племен и языковых групп. Изолированные друг от друга морем или непроходимыми горами, этнические группы островитян тысячи лет жили в почти полной изоляции, что позволило им сохранить свои культурные традиции и языки даже после прихода европейцев.

Около 80% населения живут в сельских районах, и их главное занятие — сельское хозяйство. Они обычно стараются держаться подальше от благ цивилизации, употребляют в пищу только местные блюда, носят традиционную одежду из листьев и пальмовых волокон или не носят её вовсе, исповедуют свои древние культы и ничего хорошего от цивилизации не ожидают. Жители Порт-Вила и других крупных населенных пунктов отличаются от сельчан довольно сильно — обычно это образцовые христиане, работающие «от и до», одевающиеся в европейскую одежду и обожающие японскую кухню. При этом и тех и других роднит хорошо заметное чувство собственного достоинства. Здесь не увидишь попрошайку или «профессиональных нищих», нет проституции, воровство также крайне редкое явление.

Вануату иногда называют «страной улыбок». Действительно, большинство местных народов удивительно общительны, открыты и доброжелательны по отношению к иностранцам. При этом, что удивительно, в прошлом местные племена считались одними из лучших воинов в Меланезии, а сомнительная слава каннибалов до сих пор идет за некоторыми горскими народами.
Читать дальше →