Путин влиятелен, но не мил
На днях французская исследовательская служба Harris Interactive опубликовала данные опроса в пяти европейских странах и США на тему восприятия мировых лидеров. Лавры признания и всемирной любви традиционно получил американский президент Барак Обама. Вторым по популярности оказался милашка Далай-Лама, а по влиятельности — опасный русский Владимир Путин. Дмитрий Медведев в тандеме «плохой — хороший полицейский» воспринимается как пока непонятный полицейский: около половины опрошенных не смогли определиться с мнением о нем. В целом, нынешний опрос общественного мнения в европейских странах и Соединенных Штатах демонстрирует устойчивую инерционность в восприятии России как неудобной, но при этом влиятельной страны на мировой арене.
Французская исследовательская служба Harris Interactive провела опрос в Великобритании, Германии, Испании, Италии, Франции и США на тему влиятельности, позитивной популярности и ценностной ассоциативности мировых лидеров. В итоге, наиболее влиятельным лидером оказался Барак Обама, которому жители шести стран щедро дали 82%. Также Барак Обама является лидером по привлекательности – 77%. Вторым по популярности респонденты назвали тибетского лидера Далай-Ламу, который получил 75% голосов за свой позитивный имидж. Помимо этого лидер тибетского мирного сопротивления против китайской культурно-политической экспансии получил наилучшие личностные характеристики – 9 из 10 жителей шести опрошенных стран назвали его примером честности и убедительности, а примером динамичности и харизмы, конечно же, стал Барак Обама. Второе место по важному критерию — «влияние» — занял премьер-министр России Владимир Путин – 63%. По уровню привлекательности российский политик традиционно набрал существенно меньше — 19%, и стал одним из наиболее негативно воспринимаемых – отрицательный рейтинг составил 55%. Такой же результат по отрицательному отношению у ливийского лидера Муамара Каддафи. Хуже относятся к иранскому президенту Махмуду Ахмадинежаду и премьеру Италии Сильвио Берлускони, видимо, за чрезвычайно непредсказуемый нрав «итальянского мачо». Что касается оценок Дмитрия Медведева, то его влиятельность оценивают в 42%, привлекательность в 15%, при этом 44% затруднились вообще как бы то ни было оценить российского президента. Это свидетельствует о том, что при наличии корреляции с имиджем Путина и России для европейцев и американцев Медведев в значительной мере все еще остается «темной лошадкой».
Что касается мировых рейтингов Путина и в данном случае Медведева, то они свидетельствуют об инерционно настороженном отношении к России. Согласно ежегодному опросу World Public Opinion, который проходит от Индонезии до Аргентины, в 2009 году Владимиру Путину доверяли 34% опрошенных, не доверяли 50%. Практически такие же оценки получил китайский лидер Ху Цзиньтао – 32% доверяют, 44% — не доверяют. В 2008 году Путину не доверяли 48%, доверяли 32%. Имидж президентов и премьеров неизменно оказывает влияние на восприятие самих стран, что логично. Однако коэффициент влияния образа лидера на восприятие страны также бывает разным и зависит от того, какие образные характеристики имеет государство независимо от его лидера.
В теории совокупность ценностей, связанных со страной, называется «мягкой силой», которая конструируется совершенно разным набором качеств. Так, например, помимо Диснейленда, шоу-бизнеса, Голливуда, США воспринимаются позитивно в контексте продвигаемых ими ценностей на мировой арене. В течение президентства Буша опрос World Value Survey фиксировал то, что, несмотря на общее неодобрение политики администрации президента США, фактически все западные и часть азиатских стран поддерживали продвигаемые американцами принципы демократии, прав человека и толерантности. В случае с Россией, наоборот, мнение о ней «комплектуется» в большей степени в контексте имиджа ее лидеров.
По сути, «мягкая сила» является ресурсом в мировом переговорном процессе, некоторой гарантией, что определенная политика одного государства против другого не сработает по причине того, что граждане первого позитивно в этом аспекте относятся к данной стране. «Мягкая сила» оказывает влияние на условия ведения бизнеса в разных странах. Так, ее фактическое отсутствие у России и негативный имидж страны зачастую формирует стереотипное отношение к российскому бизнесу, что усложняет его деятельность в западных странах. Для успешного решения экономических и политических вопросов отсутствие «мягкой силы» может быть с легкостью нейтрализовано «жесткой силой» государства, под которой подразумевается экономическая и военная мощь. Типичным примером такого ресурса является Китай, который не утруждает себя попытками создания позитивного имиджа, а решает вопросы при использовании экономических ресурсов.
Российские власти стремятся укрепить свою «жесткую силу», прежде всего, посредством энергетических проектов, однако, в отличие от Китая российская экономическая мощь не столь однозначна. Поэтому хотя бы с прагматической точки зрения стоит озаботиться ценностным позиционированием нашей страны на Западе.
0 комментариев