Сердюкова могут "принести в жертву" недовольному электорату


Однако эксперт скептически оценивает шансы на отставку нынешнего главы оборонного ведомства

Похоже, что эпоха самого гражданского из всех министров обороны — Анатолия Сердюкова — действительно подходит к концу. И если ранее об этом лишь шептались отдельные чины в кулуарах главного военного ведомства, то 22 ноября сего года президент Дмитрий Медведев дал ясно понять, что такой исход более чем реален.

Отсутствие верховного главнокомандующего на заседании коллегии Минобороны, где подводятся годовые итоги функционирования армии и флота — прежде всего, прецедент. Это действительно случай, выходящий за рамки не просто протокола, но и простого понимания. Ведь кому как не верховному главнокомандующему (а этим статусом, согласно Конституции, наделен наш гарант) надлежит выслушивать отчеты о функционировании государственной обороны. Даже при всей своей бутафоричности и формальности присутствие президента на подобного рода совещаниях есть дело само собой разумеющееся, показывающее, прежде всего, что главе государства есть дело до ситуации в армии и на флоте.


Однако у Дмитрия Медведева нашлись очевидно дела поважнее, тем более, что в принципе свою позицию по качеству проводимой военной реформы он уже озвучил за день до коллегии во Владикавказе. Там, в ходе посещения штаба 58-й армии, президент высказал свои замечания, аккуратно перечислив практически все более-менее заметные огрехи, на которые указывали СМИ. Однако вряд ли этот факт способен сгладить общее недоумение, почему эти же слова не прозвучали в глаза лично Сердюкову и не в режиме тет-а-тет, а в присутствии командования и телекамер. Быть может, боялся «синдрома Кудрина»? Мол, ляпнет Анатолий Эдуардович от волнения что-нибудь не то, а прессу же не выгонишь — придется увольнять.

Версия это, что и говорить, забавна, но так ли уж абсурдна в контексте уже имевших место быть «сценок»?

Что же до самой коллегии, то она в целом, если верить СМИ, содержательно соответствовала достижениям российской армии в 2011 году. Откровенно говоря, глава государства и впрямь немного потерял от того, что не услышал в очередной раз обоснования провала гособоронзаказа в министерском пересказе и не ознакомился с «презентацией» чудесного подразделения под названием «военная полиция». В этом контексте декларация о создании нового рода войск — воздушно-космической обороны — выглядит действительно событием. Пусть никакого качественно нового вклада в оборону это не привнесет (база-то остается прежняя), но звучит-то как!

Неприсутствие верховного главнокомандующего на коллегии минобороны и версии о преемнике нынешнего главы ведомства в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный военный публицист, военный обозреватель газеты «Завтра», капитан запаса Владислав Шурыгин:

— Я думаю, что отсутствие президента на коллегии никак не связано с отношением к министру, просто в условиях предвыборной кампании для президента важными представляются другие приоритеты, связанные с выборами. Армия в этом случае становится второстепенной темой, поскольку, с точки зрения президента, все, что можно было сделать для армии, им уже было сделано — деньги выделены, встречи с военнослужащими проведены, вопросы выслушаны, распоряжения даны.

В принципе для того, чтобы присутствовать на таких мероприятиях, нужно иметь определенный уровень компетентности, это касается и руководства страны. Медведев же таким уровнем компетенции не обладает. Вообще на протяжении последних примерно десяти лет присутствие высшего руководства на подобных мероприятиях являлось чисто протокольной процедурой и не более того. Поэтому я не думаю, что это как-то связано с якобы имеющим место недовольством Кремля конкретно Сердюковым, тем более что, как известно, он относится к людям очень близким к Путину, он пользуется его полным доверием. Вряд ли при таком раскладе Медведев позволил бы себе демонстрировать такое отношение.

Не рассматриваете такую версию, что нынешнего министра обороны, имеющего высокий антирейтинг как в военной, так и в гражданской среде, могут просто принести в жертву электорату?

— Думаю, что этого не произойдет. И сам Сердюков и его окружение рассчитывают на повышение и, надо полагать, что они досидят как минимум до конца срока нынешнего президента. А уже при новом главе государства Сердюков имеет все шансы пойти выше по служебной лестнице. По крайней мере, его ближайшее окружение само разносит эти слухи и даже называет различные должности, к которым он «готовится». Так что думаю, что вряд ли следует ожидать какого-то размена и принесения в жертву избирателям именно Сердюкова. Скорее пожертвуют главой Генштаба Макаровым, поскольку он личность даже куда более одиозная, чем министр обороны.

Но при этом, судя по всему, власти не дадут ход инициативе Сердюкова наделить минобороны право продавать высвобожденное имущество из расформированных частей и военных городков…

— На самом деле все гораздо проще. Есть действующий федеральный закон, который оговаривает реализацию такого рода имущества. Он изначально требовал, чтобы оно продавалось через госструкутуры, и минобороны проявляло некую излишнюю ни с кем не согласованную инициативу, пытаясь присвоить как раз такое право на участие в сделках себе. Просто наконец-то решили навести какой-то более-менее порядок в этой сфере, а Сердюкова деликатно отгоняют от этой кормушки.

Как Вы оцениваете фигуру Дмитрия Рогозина в качестве возможного нового министра обороны?

— Я думаю, что при определенных условиях — да, поскольку Рогозин всегда числился среди «ястребов», среди поклонников ВПК, у него определенные хорошие позиции в среде военных. Так что я думаю, что такая фигура в принципе приемлема, но я пока что не готов обсуждать сам процент вероятности такого кадрового решения, потому что я знаю как минимум еще троих кандидатов на пост главы Минобороны, каждый из которых считает, что конкретно его шансы здесь велики.

Мартынюк Виктор
Источник: km.ru

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.